Основная часть
Все помнят песню Аллы Пугачевой о мечтательном художнике, который подарил любимой миллион алых роз. И в XXI веке много романтиков, готовых порадовать возлюбленных и близких красивым букетом, поэтому цветочный бизнес по-прежнему остается доходным делом.
Цветочный бизнес – это отрасль постоянного спроса. Конечно, надо согласиться, что букеты – один из главных атрибутов любого праздника, без него тяжело представить начинающиеся отношения в паре, дни рождения и даже грустные поводы. Многие стремятся украшать зал для торжеств свежими цветами. Поэтому почти всегда такие салоны находят своих покупателей вне сезона и экономического состояния в стране [4].
Флористы – одни из самых романтичных предпринимателей. Эта черта заставляет задуматься, насколько прибылен цветочный бизнес и что необходимо для того, чтобы преуспеть в нем. Его рентабельность довольно высокая, но маржа очень низкая. Добиться хорошего результата не так-то просто: нужно учитывать множество вещей.
Анализируя рынок цветов, можно определить, что последние несколько лет этот рынок показывает стабильный динамичный рост, о чем говорит статистика. С каждым годом размеры становятся все больше в натуральном выражении, а в денежном – это еще заметнее. Аналитики говорят, что впереди – увеличение его емкости [4].
В итоге цветочный магазин (салон) можно расценить как один из максимально перспективных готовых идей, хотя риск все же есть. И прежде всего, они связаны с высокой конкурентностью. Его рентабельность тоже постоянно растет, как и средние показатели.
Основными угрозами цветочного бизнеса, заключаются в выраженной сезонности и вероятности, что предприниматель неверно спланирует объемы под реализацию. Если неправильно спланировать объемы под реализацию, то можно понести расходы. Большинство продаж приходится на «праздничные» месяцы – февраль с мартом, майские значимые дни, сентябрьские и декабрь. Лето же считается «мертвым» сезоном, когда выручка стабильно падает из-за недостаточной реализации [4].
Еще одна трудность связана с хранением цветов. Максимальный срок – неделя. Потом можно сделать из них корзиночки, но это продлит время жизни всего на пару-тройку дней. Поэтому если закупить больше, чем удастся реализовать, то можно получить убытки вместо прибыли. Но есть и такой нюанс – продавцы часто закладывают эту вероятность в цену, поэтому цветы стоят не дешево [4].
Цветочный рынок предлагает множество форматов. Что открыть: цветочный магазин или онлайн-студию? Одними из самых распространенных типов являются:
- флористический бутик;
- цветочный павильон;
- интернет-магазин с доставкой;
- цветочный магазин.
Нюансы каждого из перечисленных форматов цветочного бизнеса следует рассмотреть более подробно.
Флористический бутик
Флористические студии (бутик) – это уникальный формат цветочного бизнеса, который предлагает товары и услуги премиум-класса клиентам с высокими требованиями как к самому букету, так и к сервису. Цветочный бутик является серьезным бизнесом, который стоит организовывать только в крупных городах с высокими доходами населения.
Если думать об открытии магазина-студии флористики премиум-класса, целесообразно приобрести опыт работы в цветочном бизнесе, а также научиться работать с требовательными клиентами. Месторасположение также имеет большое значение: клиенты премиум-класса не пойдут за букетом в магазин, расположенный рядом с автобусной остановкой [1, 4].
При открытии бутика следует учитывать следующие нюансы:
- помещение должно иметь презентабельный вид, чтобы иметь возможность проводить презентации;
- бутик должен работать на ОСНО или УСН, чтобы иметь возможность работать с корпоративными клиентами;
- работать в бутике должен высококвалифицированный персонал, включая дипломированных флористов и дизайнеров;
- открытие бутика требует предварительной проработки концепции, интерьера, маркетинговых исследований, чтобы спрогнозировать спрос и потенциальную прибыль;
- руководители магазина должны быть готовы к проведению выездных презентаций, участию в выставках;
- необходимо постоянно следить за свадебной модой и дизайнерскими новинками в оформлении букетов [1].
Добавочная стоимость в бутиках формируется преимущественно за счет дизайнерского оформления букетов, поэтому работать там должны настоящие профессионалы [2].
Цветочный магазин
Цветочный магазин отличается от небольшого павильона расположением, площадью и ассортиментом. Он может размещаться в помещении со средней проходимостью. Основной доход магазина обеспечивают покупатели, которые заранее знают о месте его расположения и примерном ассортименте. Рентабельность во многом зависит от местоположения магазина, объема холодильника и персонала. Поэтому открывают такой бизнес преимущественно в торговых центрах или отдельно стоящих киосках и зданиях. Для этого вида цветочного бизнеса наиболее характерны цветы с высоким спросом независимо от сезона. Редкие и уникальные растения появляются нечасто [2].
Площадь торговой точки этого формата составляет 20–30 кв.м., что обусловлено довольно широким ассортиментом. Обычно в магазинах продают следующие товары:
- срезанные цветы;
- цветы в горшках;
- грунт;
- букеты;
- сувениры;
- горшки;
- сопутствующую продукцию.
Плюсом цветочного магазина является стабильный заработок, который обеспечивают постоянные клиенты и широкий ассортимент.
Недостатком прикормленного магазина в ТРЦ является резкое падение выручки при появлении вблизи конкурентов. С целью удержания клиентов в таких случаях рекомендуется использовать систему дисконтных карт. Сделать это довольно просто с помощью автоматизации торговли и программы для учета товаров компании ЕКАМ. Приложение позволит легко вести клиентскую базу, анализировать продажи и отслеживать эффективность проводимых рекламных мероприятий.
Цветочный киоск или павильон
Маленькие цветочные павильоны могут быть прибыльными только в местах большого скопления людей, поэтому их организовывают зачастую около выходов метро, на автобусных остановках или рынках. Преимуществом таких торговых точек является неприхотливость клиентов к оборудованию и внешнему виду магазина, что заметно сказывается на стоимости первоначальных инвестиций в открытие бизнеса.
Обычно павильоны представляют собой небольшие помещения площадью 2–5 кв.м., торгующие срезанными цветами и небольшим количеством букетов. Их ассортимент редко превышает 15–20 позиций. Такой формат цветочного магазина подойдет начинающим предпринимателям с минимальным бюджетом.
Интернет-магазин
Популярность интернет-магазинов цветов в России стремительно растет. Чтобы открыть интернет-магазин цветов, нужно немного: неважно, где будет располагаться Ваш бизнес и есть ли у Вас вывеска. Самым важным компонентом в этом формате бизнеса является продающий сайт, который будет работать без сбоев в праздничные дни, и организованная служба доставки.
Многие кафе и магазины суши уже давно освоили интернет-сегмент и активно занимаются продажами без открытия торговых залов. Главным преимуществом такого формата является отсутствие в необходимости съема помещения и оплате аренды. Цветы можно хранить у себя дома, а рекламировать бизнес бесплатно в региональных социальных сетях [3].
Первые продажи можно попробовать организовать без оформления себя предпринимателем. И только при достаточном спросе на товар можно начать оформлять все необходимые документы.
Целесообразной будет организация сайта и в качестве дополнительного канала продаж при открытии стационарного магазина. Это позволит расширить охват рекламой целевой аудитории, ускорив раскрутку торговой точки. Затрат такая схема не требует, а продажи помогут принести дополнительную прибыль [3].
Правильный ассортимент – залог успеха!
Основой любого цветочного бизнеса являются розы, которые должны быть представлены в максимально широком ассортименте, ведь покупатель может быть разным. Один человек хочет сделать символический подарок и ищет недорогие цветы, а другой хочет произвести впечатление и покупает букет из длинных красивых роз. Поэтому даже павильон у метро должен предоставить клиенту выбор из этих вариантов.
Если ограничиваться розами и некоторыми другими сезонными цветами – тюльпанами, гвоздиками, хризантемами, полевыми букетами, как это часто бывает в маленьких киосках в проходных местах. Понимать, что их срок хранения редко превышает 20 дней, поэтому застоявшиеся позиции нужно активно предлагать покупателям [4].
Что касается цветочного магазина или продажа через интернет-сайты, ассортимент следует расширить за счет живых цветов и сопутствующей декоративной и сувенирной продукции. В таких форматах также должно быть представлено больше готовых букетов. Кроме того, ассортимент можно расширить герберами, крашенными цветами и декоративной зеленью.
В бутиках должен быть представлен максимально возможный ассортимент цветов и элементов декора, достаточный для составления цветочных композиций по последнему слову моды. Это могут быть букеты в деревянном ящике, шляпной коробке, альстромерия, эвкалипт, гортензии, пионы, пионовидные розы, ягоды.
Важный аспект цветочного бизнеса – формирование ценовой политики.
Формировать ценовую политику цветочного магазина довольно сложно. Связано это с большим разбросом торговой наценки на разные категории товаров. На розы, гвоздики, хризантемы и прочие живые цветы наценка может составлять 100–300%. Столь большая маржа связана с необходимостью покрытия убытков от увядания нереализованной продукции.
Если же цветочный павильон находится в метро или на остановке, то стоит ориентироваться при ценообразовании, прежде всего, на близлежащих конкурентов.
В магазине цветов, как и в любом другом бизнесе, на наценку будет влиять размер арендной платы. Кроме того, на наценку в цветочных бутиках сильно влияет объем дизайнерской работы. Иногда себестоимость материалов составляет всего 10–20% от цены букета, поэтому в этой сфере всё диктует уровень спроса и маркетинговые умения собственника бизнеса [3].
При торговле цветами очень важны постоянные клиенты, которые вряд ли появятся при ценах выше, чем у конкурентов. Поэтому при составлении бизнес-плана ориентироваться следует на стоимость аналогичной продукции в расположенных вблизи магазинах.
Организация любого дела – процесс трудоемкий и многозадачный.
Для открытия цветочного нужно учитывать тонкости этой сферы. Например, сколько денег может понадобиться на специальное оборудование, как нанимать флористов и на чем еще можно заработать, помимо продажи цветов.
Цветочный магазин могут открыть ИП или компания. Чаще всего этим занимаются ИП – проще зарегистрироваться, меньше отчетности и бюрократических сложностей по сравнению с ООО [3].
Самозанятые тоже могут открыть цветочный бизнес, но по закону им запрещено перепродавать товары. А значит, они не могут продавать цветы поштучно или без оформления в букет [3].
Для открытия цветочного магазина подходят такие коды ОКВЭД:
- 76. Розничная торговля цветами и другими растениями, семенами и удобрениями, домашними животными и кормами в специализированных магазинах;
- 76.1. Розничная торговля цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах;
- 30. Выращивание рассады.
Можно добавить еще несколько видов деятельности, которые могут пригодиться в цветочном:
- для продажи сувениров – 47.78.3. Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов;
- для доставки – 64.12. Курьерская деятельность;
- для упаковки подарков – 82.92. Деятельность по упаковыванию товаров;
- для оформления интерьеров – 74.10. Деятельность, специализированная в области дизайна.
Выбрать налоговый режим. Для цветочного магазина подходят УСН и ОСНО, ИП могут работать на патенте [2].
Флористика – сфера для души и от души. Мало просто уметь видеть прекрасное, нужно чувствовать и понимать язык цветов.
Профессия флориста чаще всего ассоциируется с образом владельца или продавца цветочного магазина. Но в реальности его профессиональная деятельность более насыщена и разнообразна. Флористика, это ремесло с тесно связанное с элементами искусства, так как мастера-флористы создают букеты и композиции из срезанных и горшечных растений, создают оригинальные композиции. Флористы должны обладать развитой фантазией, воображением и даже смелостью, чтобы развивать свое мастерство и не бояться экспериментировать с новыми сюжетами и формами. Кроме того, для создания уникального и изысканного цветочного интерьера, безусловно, требуется отличный художественный вкус оформителя, тонкое чувство цвета и знание основ композиции [4].
Заключение
Открытие цветочного магазина – мудрое решение для любого предпринимателя. Небольшие стартовые затраты и возможность получения прибыли в долгосрочной перспективе – лишь два из множества преимуществ. При грамотном развитии бизнеса, в первый месяц доход будет небольшим, но в дальнейшем он будет расти. Но стоит упомянуть о некоторых рисках:
- Цветы – скоропортящийся товар. Поэтому следует стараться не допускать переизбытка товара по сравнению с количеством покупателей.
- Важно заключать с поставщиками договоры, которые регулируют все риски, так как часто возникают ситуации, когда владелец салона получает некачественный или бракованный товар без возможности его возврата.
- Колебания уровня спроса могут быть вызваны многими факторами, но дополнительные цветочные товары – это хороший способ сгладить последствия снижения спроса на цветы.
- По мере увеличения размеров магазина становится все труднее точно прогнозировать будущий спрос, поскольку приходится предсказывать тенденции на несколько недель вперед. Магазинам часто приходится избавляться от 60% цветов, что они покупают [4].