Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Цветочный бизнес: сложный, но приятный

Цветочный бизнес: сложный, но приятный

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

цветы
букет
торговля
конкуренция
флорист
цветочный магазин

Аннотация статьи

Букет цветов давно стал важным атрибутом каждого праздника. С цветами связаны положительные эмоции, такие как благодарность, надежда, сочувствие, счастье, любовь, гордость и покой. Без цветов не обходится ни одно событие в жизни человека.

Торговля цветами является одним из наиболее позитивных видов бизнеса, поэтому заниматься им приятно. Люди заходят в магазин преимущественно по радостному поводу, с деньгами и с конкретной целью. Задача продавца – лишь выяснить желания покупателей и усилить их положительные эмоции, продав красивый букет.

Текст статьи

Основная часть

Все помнят песню Аллы Пугачевой о мечтательном художнике, который подарил любимой миллион алых роз. И в XXI веке много романтиков, готовых порадовать возлюбленных и близких красивым букетом, поэтому цветочный бизнес по-прежнему остается доходным делом.

Цветочный бизнес – это отрасль постоянного спроса. Конечно, надо согласиться, что букеты – один из главных атрибутов любого праздника, без него тяжело представить начинающиеся отношения в паре, дни рождения и даже грустные поводы. Многие стремятся украшать зал для торжеств свежими цветами. Поэтому почти всегда такие салоны находят своих покупателей вне сезона и экономического состояния в стране [4].

Флористы – одни из самых романтичных предпринимателей. Эта черта заставляет задуматься, насколько прибылен цветочный бизнес и что необходимо для того, чтобы преуспеть в нем. Его рентабельность довольно высокая, но маржа очень низкая. Добиться хорошего результата не так-то просто: нужно учитывать множество вещей.

Анализируя рынок цветов, можно определить, что последние несколько лет этот рынок показывает стабильный динамичный рост, о чем говорит статистика. С каждым годом размеры становятся все больше в натуральном выражении, а в денежном – это еще заметнее. Аналитики говорят, что впереди – увеличение его емкости [4].

В итоге цветочный магазин (салон) можно расценить как один из максимально перспективных готовых идей, хотя риск все же есть. И прежде всего, они связаны с высокой конкурентностью. Его рентабельность тоже постоянно растет, как и средние показатели.

Основными угрозами цветочного бизнеса, заключаются в выраженной сезонности и вероятности, что предприниматель неверно спланирует объемы под реализацию. Если неправильно спланировать объемы под реализацию, то можно понести расходы. Большинство продаж приходится на «праздничные» месяцы – февраль с мартом, майские значимые дни, сентябрьские и декабрь. Лето же считается «мертвым» сезоном, когда выручка стабильно падает из-за недостаточной реализации [4].

Еще одна трудность связана с хранением цветов. Максимальный срок – неделя. Потом можно сделать из них корзиночки, но это продлит время жизни всего на пару-тройку дней. Поэтому если закупить больше, чем удастся реализовать, то можно получить убытки вместо прибыли. Но есть и такой нюанс – продавцы часто закладывают эту вероятность в цену, поэтому цветы стоят не дешево [4].

Цветочный рынок предлагает множество форматов. Что открыть: цветочный магазин или онлайн-студию? Одними из самых распространенных типов являются:

  • флористический бутик;
  • цветочный павильон;
  • интернет-магазин с доставкой;
  • цветочный магазин.

Нюансы каждого из перечисленных форматов цветочного бизнеса следует рассмотреть более подробно.

Флористический бутик

Флористические студии (бутик) – это уникальный формат цветочного бизнеса, который предлагает товары и услуги премиум-класса клиентам с высокими требованиями как к самому букету, так и к сервису. Цветочный бутик является серьезным бизнесом, который стоит организовывать только в крупных городах с высокими доходами населения.

Если думать об открытии магазина-студии флористики премиум-класса, целесообразно приобрести опыт работы в цветочном бизнесе, а также научиться работать с требовательными клиентами. Месторасположение также имеет большое значение: клиенты премиум-класса не пойдут за букетом в магазин, расположенный рядом с автобусной остановкой [1, 4].

При открытии бутика следует учитывать следующие нюансы:

  • помещение должно иметь презентабельный вид, чтобы иметь возможность проводить презентации;
  • бутик должен работать на ОСНО или УСН, чтобы иметь возможность работать с корпоративными клиентами;
  • работать в бутике должен высококвалифицированный персонал, включая дипломированных флористов и дизайнеров;
  • открытие бутика требует предварительной проработки концепции, интерьера, маркетинговых исследований, чтобы спрогнозировать спрос и потенциальную прибыль;
  • руководители магазина должны быть готовы к проведению выездных презентаций, участию в выставках;
  • необходимо постоянно следить за свадебной модой и дизайнерскими новинками в оформлении букетов [1].

Добавочная стоимость в бутиках формируется преимущественно за счет дизайнерского оформления букетов, поэтому работать там должны настоящие профессионалы [2].

Цветочный магазин

Цветочный магазин отличается от небольшого павильона расположением, площадью и ассортиментом. Он может размещаться в помещении со средней проходимостью. Основной доход магазина обеспечивают покупатели, которые заранее знают о месте его расположения и примерном ассортименте. Рентабельность во многом зависит от местоположения магазина, объема холодильника и персонала. Поэтому открывают такой бизнес преимущественно в торговых центрах или отдельно стоящих киосках и зданиях. Для этого вида цветочного бизнеса наиболее характерны цветы с высоким спросом независимо от сезона. Редкие и уникальные растения появляются нечасто [2].

Площадь торговой точки этого формата составляет 20–30 кв.м., что обусловлено довольно широким ассортиментом. Обычно в магазинах продают следующие товары:

  • срезанные цветы;
  • цветы в горшках;
  • грунт;
  • букеты;
  • сувениры;
  • горшки;
  • сопутствующую продукцию.

Плюсом цветочного магазина является стабильный заработок, который обеспечивают постоянные клиенты и широкий ассортимент.

Недостатком прикормленного магазина в ТРЦ является резкое падение выручки при появлении вблизи конкурентов. С целью удержания клиентов в таких случаях рекомендуется использовать систему дисконтных карт. Сделать это довольно просто с помощью автоматизации торговли и программы для учета товаров компании ЕКАМ. Приложение позволит легко вести клиентскую базу, анализировать продажи и отслеживать эффективность проводимых рекламных мероприятий.

Цветочный киоск или павильон

Маленькие цветочные павильоны могут быть прибыльными только в местах большого скопления людей, поэтому их организовывают зачастую около выходов метро, на автобусных остановках или рынках. Преимуществом таких торговых точек является неприхотливость клиентов к оборудованию и внешнему виду магазина, что заметно сказывается на стоимости первоначальных инвестиций в открытие бизнеса.

Обычно павильоны представляют собой небольшие помещения площадью 2–5 кв.м., торгующие срезанными цветами и небольшим количеством букетов. Их ассортимент редко превышает 15–20 позиций. Такой формат цветочного магазина подойдет начинающим предпринимателям с минимальным бюджетом.

Интернет-магазин

Популярность интернет-магазинов цветов в России стремительно растет. Чтобы открыть интернет-магазин цветов, нужно немного: неважно, где будет располагаться Ваш бизнес и есть ли у Вас вывеска. Самым важным компонентом в этом формате бизнеса является продающий сайт, который будет работать без сбоев в праздничные дни, и организованная служба доставки.

Многие кафе и магазины суши уже давно освоили интернет-сегмент и активно занимаются продажами без открытия торговых залов. Главным преимуществом такого формата является отсутствие в необходимости съема помещения и оплате аренды. Цветы можно хранить у себя дома, а рекламировать бизнес бесплатно в региональных социальных сетях [3].

Первые продажи можно попробовать организовать без оформления себя предпринимателем. И только при достаточном спросе на товар можно начать оформлять все необходимые документы.

Целесообразной будет организация сайта и в качестве дополнительного канала продаж при открытии стационарного магазина. Это позволит расширить охват рекламой целевой аудитории, ускорив раскрутку торговой точки. Затрат такая схема не требует, а продажи помогут принести дополнительную прибыль [3].

Правильный ассортимент – залог успеха!

Основой любого цветочного бизнеса являются розы, которые должны быть представлены в максимально широком ассортименте, ведь покупатель может быть разным. Один человек хочет сделать символический подарок и ищет недорогие цветы, а другой хочет произвести впечатление и покупает букет из длинных красивых роз. Поэтому даже павильон у метро должен предоставить клиенту выбор из этих вариантов.

Если ограничиваться розами и некоторыми другими сезонными цветами – тюльпанами, гвоздиками, хризантемами, полевыми букетами, как это часто бывает в маленьких киосках в проходных местах. Понимать, что их срок хранения редко превышает 20 дней, поэтому застоявшиеся позиции нужно активно предлагать покупателям [4].

Что касается цветочного магазина или продажа через интернет-сайты, ассортимент следует расширить за счет живых цветов и сопутствующей декоративной и сувенирной продукции. В таких форматах также должно быть представлено больше готовых букетов. Кроме того, ассортимент можно расширить герберами, крашенными цветами и декоративной зеленью.

 В бутиках должен быть представлен максимально возможный ассортимент цветов и элементов декора, достаточный для составления цветочных композиций по последнему слову моды. Это могут быть букеты в деревянном ящике, шляпной коробке, альстромерия, эвкалипт, гортензии, пионы, пионовидные розы, ягоды.

Важный аспект цветочного бизнеса – формирование ценовой политики.

Формировать ценовую политику цветочного магазина довольно сложно. Связано это с большим разбросом торговой наценки на разные категории товаров. На розы, гвоздики, хризантемы и прочие живые цветы наценка может составлять 100–300%. Столь большая маржа связана с необходимостью покрытия убытков от увядания нереализованной продукции.

Если же цветочный павильон находится в метро или на остановке, то стоит ориентироваться при ценообразовании, прежде всего, на близлежащих конкурентов.

В магазине цветов, как и в любом другом бизнесе, на наценку будет влиять размер арендной платы. Кроме того, на наценку в цветочных бутиках сильно влияет объем дизайнерской работы. Иногда себестоимость материалов составляет всего 10–20% от цены букета, поэтому в этой сфере всё диктует уровень спроса и маркетинговые умения собственника бизнеса [3].

При торговле цветами очень важны постоянные клиенты, которые вряд ли появятся при ценах выше, чем у конкурентов. Поэтому при составлении бизнес-плана ориентироваться следует на стоимость аналогичной продукции в расположенных вблизи магазинах.

Организация любого дела – процесс трудоемкий и многозадачный.

Для открытия цветочного нужно учитывать тонкости этой сферы. Например, сколько денег может понадобиться на специальное оборудование, как нанимать флористов и на чем еще можно заработать, помимо продажи цветов.

Цветочный магазин могут открыть ИП или компания. Чаще всего этим занимаются ИП – проще зарегистрироваться, меньше отчетности и бюрократических сложностей по сравнению с ООО [3].

Самозанятые тоже могут открыть цветочный бизнес, но по закону им запрещено перепродавать товары. А значит, они не могут продавать цветы поштучно или без оформления в букет [3].

Для открытия цветочного магазина подходят такие коды ОКВЭД:

  • 76. Розничная торговля цветами и другими растениями, семенами и удобрениями, домашними животными и кормами в специализированных магазинах;
  • 76.1. Розничная торговля цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах;
  • 30. Выращивание рассады.

Можно добавить еще несколько видов деятельности, которые могут пригодиться в цветочном:

  • для продажи сувениров – 47.78.3. Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов;
  • для доставки – 64.12. Курьерская деятельность;
  • для упаковки подарков – 82.92. Деятельность по упаковыванию товаров;
  • для оформления интерьеров – 74.10. Деятельность, специализированная в области дизайна.

Выбрать налоговый режим. Для цветочного магазина подходят УСН и ОСНО, ИП могут работать на патенте [2].

Флористика – сфера для души и от души. Мало просто уметь видеть прекрасное, нужно чувствовать и понимать язык цветов.

Профессия флориста чаще всего ассоциируется с образом владельца или продавца цветочного магазина. Но в реальности его профессиональная деятельность более насыщена и разнообразна. Флористика, это ремесло с тесно связанное с элементами искусства, так как мастера-флористы создают букеты и композиции из срезанных и горшечных растений, создают оригинальные композиции. Флористы должны обладать развитой фантазией, воображением и даже смелостью, чтобы развивать свое мастерство и не бояться экспериментировать с новыми сюжетами и формами. Кроме того, для создания уникального и изысканного цветочного интерьера, безусловно, требуется отличный художественный вкус оформителя, тонкое чувство цвета и знание основ композиции [4].

Заключение

Открытие цветочного магазина – мудрое решение для любого предпринимателя. Небольшие стартовые затраты и возможность получения прибыли в долгосрочной перспективе – лишь два из множества преимуществ. При грамотном развитии бизнеса, в первый месяц доход будет небольшим, но в дальнейшем он будет расти. Но стоит упомянуть о некоторых рисках:

  • Цветы – скоропортящийся товар. Поэтому следует стараться не допускать переизбытка товара по сравнению с количеством покупателей.
  • Важно заключать с поставщиками договоры, которые регулируют все риски, так как часто возникают ситуации, когда владелец салона получает некачественный или бракованный товар без возможности его возврата.
  • Колебания уровня спроса могут быть вызваны многими факторами, но дополнительные цветочные товары – это хороший способ сгладить последствия снижения спроса на цветы.
  • По мере увеличения размеров магазина становится все труднее точно прогнозировать будущий спрос, поскольку приходится предсказывать тенденции на несколько недель вперед. Магазинам часто приходится избавляться от 60% цветов, что они покупают [4].

Список литературы

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом, 2012.
  2. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций, 2015.
  3. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги, 2016.
  4. Грачева А.В. Основы фитодизайна (учебное пособие), 2007.

Поделиться

670

Прокудина Я. С. Цветочный бизнес: сложный, но приятный // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.I.С. 91-95. URL: https://apni.ru/article/9686-cvetochnyj-biznes-slozhnyj-no-priyatnyj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января