Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов

Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов

Научный руководитель

Худякова Татьяна Леонидовна

Рубрика

Психология

Ключевые слова

профессиональная идентичность
идентичность

Аннотация статьи

В статье рассматривается исследование профессиональной идентичности студентов-психологов.

Текст статьи

Актуальность профессиональной идентичности обучающихся обретает особенную важность на современном этапе образования. Проблема идентичности все чаще становится объектом изучения в психологии профессиональной деятельности. В данной сфере, наряду с прочими психологическими фактами и явлениями, также стремительно обсуждают проблемы профессиональной идентичности, ее структуры и формирования.

С. А. Гапонова, С. Г. Ловков утверждают, что профессиональную идентичность целесообразно рассматривать как феномен, имеющий отражения, как в личностной, так и в социальной плоскости. В личностной плоскости его ядром является система персональных представлений и смыслов, которая формирует отношение субъекта к компонентам профессиональной деятельности. В социальной плоскости идентичность определяется принятием смыслов и представлений профессионального сообщества [1, с. 56-64].

Л. Б. Шнейдер пишет о том, что в своем первоначальном значении понятие "идентичность" совпадает с понятием такой онтологической истины: вещь является самой собой и не чем-либо другим. Идентичность осмысляется как тождество между тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах, между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении, то есть выражает тождественность сущности с тем, как выглядит личность [5].

Т. С. Тимофеева пишет о том, что в современных научных публикациях можно встретить различное понимание содержания понятия профессиональной идентичности [4, с. 159-166]:

  • как динамичную, целостную личность, где прошлое, настоящее и будущее интегрируются в устойчивое профессиональное знание, качество выполняемой деятельности, таким образом, зависит от интеграции личной биографии, особенностей профессиональной подготовки и этапов карьерного роста в профессиональную идентичность;
  • как процесс и результат формирования наиболее значимых компетенций (установленных аккредитационными профессиональными стандартами);
  • как разновидность личностной идентичности в контексте профессиональной деятельности, которая меняется со временем, часто проходя через этапы, и непрерывно модифицируется на основе окружающей среды. В определениях профессиональной идентичности в настоящее время отражается понимание того, что она не может содержать конечного, завершенного продукта личностного развития [4, с. 159-166].

С. С. Селиванова считает, что профессиональная идентичность – это осознание индивидом себя как представителя определенной профессии, ощущение принадлежности к профессиональной группе, результат поиска личных смыслов в осваиваемой деятельности и принятие ее нормативно-ценностной системы, что является необходимым условием развития личности как профессионала [3, с. 25-28].

Н. С. Пряжников считает, что профессиональная идентичность рассматривается современными исследователями не только в контексте социального самоопределения человека относительно некоторой профессиональной общности или группы, но, прежде всего, как феномен развития личности в процессе профессионализации [2].

Нами было проведено исследование профессиональной идентичности студентов-психологов. В первую очередь испытуемым было предложено пройти методику исследования профессиональной идентичности (МИПИ) (Л. Б. Шнейдер). Участие приняли 10 первокурсников профиля обучения «Психология образования».

По результатам исследования у большинства студентов выраженная активная профессиональная идентичность (мораторий). Можно сделать вывод, что первокурсники находятся в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты.

Только у одного респондента достигнутая идентичность. Это может обозначать, что у студента сформированы личностно-значимые для него цели, планы. Он нацелен на дело, других и себя, кроме того, он хочет проявлять себя и развиваться в профессиональной сфере.

Следующая методика, которую прошли студенты, была методика «Личный профессиональный план» (ЛПП) (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер).

Исходя из результатов исследования видно, что, у половины студентов была выявлена средне-выраженная профессиональная идентичность. Можно предположить, что студенты усваивают основные знания.

У четверти студентов выраженная активная профессиональная идентичность.

Следующая методика была методика «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева).

По результатам исследования у большинства студентов низкий уровень по всем факторам. Низкие значения фактора «Оценки» указывают на критическое отношение студента к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

Низкие значения фактора «Силы» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

Фактор «Активности» может обозначать определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Результаты исследования показали средний уровень кризис идентичности, недостаточную ценность профессиональной жизни, а также низкий уровень оценки себя у студентов первокурсников.

Список литературы

  1. Гапонова С.А. Профессиональная идентичность как новообразование учебно-профессиональной деятельности / С.А. Гапонова, С.Г. Ловков // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 1(51). – С. 56-64. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42713912_81445138.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
  2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2008. 503 с.
  3. Селиванова С.С. Формирование профессиональной идентичности студентов в вузе: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2020. № 12. С. 25-28. https://doi.org/10.24158/tipor.2020.12.3 (дата обращения: 01.12.2023).
  4. Тимофеева Т.С. Особенности профессиональных качеств у психологов с разным уровнем профессиональной идентичности / Т.С. Тимофеева // Человеческий капитал. – 2020. – № 5(137). – С. 159-166. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42661639_63356149.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  5. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 328 с. URL: https://urait.ru/bcode/515757 (дата обращения: 01.12.2023).

Поделиться

578

Литвинова Ю. А. Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.II.С. 87-89. URL: https://apni.ru/article/9691-issledovanie-professionalnoj-identichnosti-studentov-psihologov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря