Актуальность профессиональной идентичности обучающихся обретает особенную важность на современном этапе образования. Проблема идентичности все чаще становится объектом изучения в психологии профессиональной деятельности. В данной сфере, наряду с прочими психологическими фактами и явлениями, также стремительно обсуждают проблемы профессиональной идентичности, ее структуры и формирования.
С. А. Гапонова, С. Г. Ловков утверждают, что профессиональную идентичность целесообразно рассматривать как феномен, имеющий отражения, как в личностной, так и в социальной плоскости. В личностной плоскости его ядром является система персональных представлений и смыслов, которая формирует отношение субъекта к компонентам профессиональной деятельности. В социальной плоскости идентичность определяется принятием смыслов и представлений профессионального сообщества [1, с. 56-64].
Л. Б. Шнейдер пишет о том, что в своем первоначальном значении понятие "идентичность" совпадает с понятием такой онтологической истины: вещь является самой собой и не чем-либо другим. Идентичность осмысляется как тождество между тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах, между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении, то есть выражает тождественность сущности с тем, как выглядит личность [5].
Т. С. Тимофеева пишет о том, что в современных научных публикациях можно встретить различное понимание содержания понятия профессиональной идентичности [4, с. 159-166]:
- как динамичную, целостную личность, где прошлое, настоящее и будущее интегрируются в устойчивое профессиональное знание, качество выполняемой деятельности, таким образом, зависит от интеграции личной биографии, особенностей профессиональной подготовки и этапов карьерного роста в профессиональную идентичность;
- как процесс и результат формирования наиболее значимых компетенций (установленных аккредитационными профессиональными стандартами);
- как разновидность личностной идентичности в контексте профессиональной деятельности, которая меняется со временем, часто проходя через этапы, и непрерывно модифицируется на основе окружающей среды. В определениях профессиональной идентичности в настоящее время отражается понимание того, что она не может содержать конечного, завершенного продукта личностного развития [4, с. 159-166].
С. С. Селиванова считает, что профессиональная идентичность – это осознание индивидом себя как представителя определенной профессии, ощущение принадлежности к профессиональной группе, результат поиска личных смыслов в осваиваемой деятельности и принятие ее нормативно-ценностной системы, что является необходимым условием развития личности как профессионала [3, с. 25-28].
Н. С. Пряжников считает, что профессиональная идентичность рассматривается современными исследователями не только в контексте социального самоопределения человека относительно некоторой профессиональной общности или группы, но, прежде всего, как феномен развития личности в процессе профессионализации [2].
Нами было проведено исследование профессиональной идентичности студентов-психологов. В первую очередь испытуемым было предложено пройти методику исследования профессиональной идентичности (МИПИ) (Л. Б. Шнейдер). Участие приняли 10 первокурсников профиля обучения «Психология образования».
По результатам исследования у большинства студентов выраженная активная профессиональная идентичность (мораторий). Можно сделать вывод, что первокурсники находятся в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты.
Только у одного респондента достигнутая идентичность. Это может обозначать, что у студента сформированы личностно-значимые для него цели, планы. Он нацелен на дело, других и себя, кроме того, он хочет проявлять себя и развиваться в профессиональной сфере.
Следующая методика, которую прошли студенты, была методика «Личный профессиональный план» (ЛПП) (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер).
Исходя из результатов исследования видно, что, у половины студентов была выявлена средне-выраженная профессиональная идентичность. Можно предположить, что студенты усваивают основные знания.
У четверти студентов выраженная активная профессиональная идентичность.
Следующая методика была методика «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева).
По результатам исследования у большинства студентов низкий уровень по всем факторам. Низкие значения фактора «Оценки» указывают на критическое отношение студента к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.
Низкие значения фактора «Силы» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
Фактор «Активности» может обозначать определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Результаты исследования показали средний уровень кризис идентичности, недостаточную ценность профессиональной жизни, а также низкий уровень оценки себя у студентов первокурсников.