Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
К вопросу об обеспечении безопасности на объектах магистральных трубопроводов

К вопросу об обеспечении безопасности на объектах магистральных трубопроводов

Рубрика

Нефтяная промышленность

Ключевые слова

магистральный трубопровод
нефтепровод
газопровод
безопасность
утечка
методы обнаружения утечек

Аннотация статьи

В эпоху технологического прогресса защита инфраструктуры магистральных трубопроводов относится к первостепенным задачам, направленным на снижение рисков чрезвычайных происшествий и ограничение потенциальных убытков. Законодательные и нормативные базы, устанавливающие рамки в этой области, играют решающую роль, устанавливая критерии и обязательные условия для организаций, осуществляющих эксплуатацию. Рассмотрены основные законодательные акты и нормативные документы, статистика аварийности на объектах магистральных трубопроводов по данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, составлена классификация методов обнаружения утечек.

Текст статьи

В Российской Федерации правовые рамки, устанавливающие принципы работы системы трубопроводного транспорта, включают в себя разнообразные нормативные акты: Федеральный закон № 256-ФЗ от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [3], который обеспечивает меры по предотвращению неправомерного воздействия и повышению уровня защиты от террористических угроз; стандарт ГОСТ 34182-2017 [5] устанавливает критерии для достижения стабильной и безопасной операции трубопроводов, снижения риска аварий и оптимизации процессов техобслуживания; а также Земельный кодекс РФ [1], который определяет условия предоставления земель под новые объекты трубопровода, включая процедуры делимитации охраняемых зон и зон с особыми условиями использования прилегающих территорий для гарантии безопасности и надлежащего размещения инфраструктуры.

Среди законодательных и нормативных документов, определяющих меры безопасности для строительства и функционирования трубопроводных систем, особое значение имеет Федеральный закон № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2]. Этот закон классифицирует трубопроводы как опасные производственные объекты, что подразумевает применение к ним стандартов промышленной безопасности. Как следствие, действуют специфические строительные нормы и правила СП 36.13330.2012, регулирующие данный аспект [4].

Гарантирование надежности функционирования главных транспортных артерий для перевозки нефти и газа играет ключевую роль в обеспечении экологической стабильности, поскольку любые инциденты вызывают негативные последствия для природы.

Согласно отчету Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за 2022 год, суммарная длина основных компонентов инфраструктуры транспортировки углеводородов в России превысила 266,3 тысяч километров [8]. В это число входят: газопроводы, занимающие протяженность в 185,3 тысячи километров; трубопроводы для транспортировки нефти, длиной 56 тысяч километров; и системы для перемещения нефтепродуктов, общей длиной 25 тысяч километров.

В таблице приведена динамика аварий на магистральных трубопроводах (МТ), а именно магистральных нефтепроводов (МН) и магистральных газопроводов (МГ) за период 2012–2022 годов по данным из ежегодных отчетов Ростехнадзора.

Таблица

Статистика аварийности на объектах магистральных трубопроводов за период с 2012 по 2022 год

Год

Количество аварий

МТ

МГ

МН

2012

21

16

5

2013

12

9

2

2014

8

6

0

2015

13

7

1

2016

11

9

1

2017

6

5

1

2018

12

9

2

2019

7

4

0

2020

11

6

2

2021

6

4

1

2022

7

5

0

В последние годы наблюдается снижение числа происшествий, что коррелирует со статистическими данными, опубликованными выше, и основывается на исследовании открытой информации от Ростехнадзора [8].

График изменения количества происшествий на магистральных транспортных артериях трубопроводного типа в интервале между 2015 и 2022 годами демонстрируется на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Статистика аварий на магистральных трубопроводах за период с 2015 по 2022 гг.

Согласно анализу, представленному в работе [7, с. 129-130], основными факторами, приводящими к авариям на трубопроводах, являются процессы коррозии, проведение несанкционированных врезок, ошибки в процессах ремонта и обслуживания, повышенное давление в системе, наличие дефектов в материале труб, некачественная установка оборудования, внешние механические повреждения, а также нарушения правил эксплуатации системы.

Анализ риска аварий на трассах магистральных трубопроводов осуществляется на основе данных об инцидентности, полученных из годовых докладов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Распределение аварий на магистральных трубопроводах по причинам их возникновения

На представленной диаграмме наглядно показано, что большая часть аварий на главных нефте- и газопроводах произошла из-за износа и неисправности оборудования (50%). Следующим по степени влияния является фактор коррозии трубопроводного металла, составляющий 24%.

На рисунке 3 изображена диаграмма, показывающая классификацию происшествий и непредвиденных событий, зафиксированных на предприятиях нефтегазовой отрасли в течение последнего десятилетия, в соответствии с различными сценариями их возникновения.

image.png

Рис. 3. Распределение аварий и инцидентов на магистральных трубопроводах за последние 10 лет

В настоящее время значительная доля инцидентов в сфере трубопроводного транспорта обусловлена старением критической инфраструктуры. Подавляющее большинство ключевых элементов системы трубопроводов было разработано и введено в эксплуатацию между 1960 и 1980 годами. В результате, примерно 40% протяженности сегодня функционирует свыше трех десятилетий. Это подводит нас к выводу, что значительная часть технологического оборудования, задействованного в перевозке углеводородов, требует либо незамедлительной замены, либо регулярной проверки состояния, влекущей за собой значительные финансовые риски для компаний, специализирующихся на добыче нефти и газа, особенно в связи с возможностью приостановки работы трубопроводов. Однако активное внедрение методов контроля за уязвимыми участками трубопроводной сети способно сократить экономические издержки и избежать прекращения транспортировки углеводородного сырья [6, с. 37-40].

По принципам действия и типам применяемого оборудования методы обнаружения утечек можно классифицировать способом на рисунке 4.

image.png

Рис. 4. Классификация методов обнаружения утечек по принципам действия и типам применяемого оборудования

Методы выявления утечек на магистральных нефте- и газопроводах классифицируются по типу контроля на две главные группы: методы непрерывного и периодического контроля. Отличие между этими группами заключается в регулярности проверок и эффективности отслеживания изменений состояния инфраструктуры на протяжении времени. Основной минус периодического мониторинга трубопроводного транспорта заключается в недостатке своевременности.

С увеличением объема утечек из трубопровода их воздействие на окружающую среду и безопасность эксплуатации усугубляется, что делает оперативное выявление и изоляцию утечек критически важным для определения места нарушения целостности. В связи с этим, крайне необходимо разработать и внедрить систему для обнаружения утечек, которая будет отслеживать функциональность трубопроводной сети и принимать меры по предотвращению и минимизации отрицательных последствий утечек.

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024, с изм. от 11.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  3. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
  4. СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС) (ред. от 31.05.2022).
  5. ГОСТ 34182-2017. Межгосударственный стандарт. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения.
  6. Аскаров Р.М., Аскаров Р.Г., Каримов Р.М, Шамилов Х.Ш, Соколова В.В. Анализ аварийности на магистральных трубопроводах с продолжительным сроком эксплуатации // Транспорт и хранение нефтепродуктов. 2024. № 1–2. С. 37-40.
  7. Гайсина Д.Р., Денисова Я.В. Анализ причин аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах // Вестник Казанского технологического университета. 2016. № 14. С. 129-130.
  8. Ежегодные отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. – URL: https://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/ (дата обращения: 22.05.2024).

Поделиться

483

Тагиров И. И., Нурутдинов А. А. К вопросу об обеспечении безопасности на объектах магистральных трубопроводов // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.I.С. 82-86. URL: https://apni.ru/article/9694-k-voprosu-ob-obespechenii-bezopasnosti-na-obuektah-magistralnyh-truboprovodov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря