Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
В связи с чем, основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности, где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Важно создавать условия, при которых ребенок находил бы благоприятные условия для раскрытия собственного «Я», подлинного личностного самоопределения, нахождения и отстаивания собственных смыслов.
Вариантом такой образовательной ситуации представляется детско-взрослая общность, ее событийные характеристики.
Актуальной становится новая технология образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития.
Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принцип индивидуализации – «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе. Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение инициативности дошкольников через организацию событийных общностей.
Событийная общность – особое состояние, которое может проявиться в любой малой группе (между взрослым и ребенком, в классе, творческом коллективе, секции, клубе и пр.). В событийной общности происходит пересечение «Я» человека с внешним миром. Событийная общность человека с другими людьми, как естественно складывающаяся, не задаваемая внешними атрибутами, дает возможность проявиться внутренней спонтанной активности, выйти на авторские способы самореализации во вне, обеспечивает становление субъектности [3, с. 230-239].
В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество личности, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене.
Работы российских педагогов-теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом определили педагогику А. С Макаренко. В своих педагогических трудах он акцентирует внимание на целостности личности, на том, что она не воспитывается «по частям». Одной из цели воспитания он видит в подготовке гражданина, владеющего «инициативной и творческой волей» [4]. Если говорить об инициативности личности, то определяющей ее чертой А. С. Макаренко считал готовность к совершению действий по собственному почину, а в своих «Лекциях для родителей» он писал, что «инициативность – это продукт активной деятельности».
В более поздних трудах инициативность рассмотрена в работах Р. М. Капраловой, И. Э. Плотниека, Л. С. Новиковой. И. Э. Плотниек в своей работе называет инициативность – «интегрированным свойством личности», «эффектом многих свойств (моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных), выражающимся в способности по собственному почину ставить задачи и творчески, с полной ответственностью осуществлять их» [5].
Анализ научно-методической литературы и практических наблюдений за проявлением детской активности и инициативности детей дошкольного возраста позволил выделить следующие противоречия:
- между необходимостью содействия максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей личности ребенка дошкольного возраста и отсутствием единой образовательной системы, направленной на решение этой задачи;
- между объективной потребностью в использовании современных технологий индивидуализации образования и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов по организации событийных детских общностей.
Преодолеть данные противоречия возможно через организацию сотрудничества и партнерских отношений, признание права выбора каждого ребенка; совместное обсуждение целей и деталей; акцента на достоинствах и сильных сторонах личности воспитанников.
Главная задача педагогов – организовать событийную детскую общность так, чтобы ребенок выступал в роли экспериментатора, исследователя, открывал для себя «взрослые» законы через понятную ему систему действий.
Реализация модели организации событийных детских общностей предполагает: обеспечение свободы выбор участия (не участия) в коллективной деятельности, выбора детьми направлений и способов деятельности, позиции; поддержку отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения; создание в общности условий для межпозиционного взаимодействия; стимулирование проявления участниками своей позиции, понимания позиции другого.
Работа в небольших группах является эффективным методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем, этот вид деятельности может повторяться несколько раз. Это позволяет взрослым помогать нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Следующим методом индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Работа строится таким образом, чтобы дети имели возможность выбора, в то время как задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он помогает словами, других подбадривает, третьим оказывает физическую помощь, если они в ней нуждаются. Надо лишь больше наблюдать и выявлять их интересы, подбрасывать интересные идеи. Отправной точкой появления темы может стать ситуация, возникшая во время игры, прогулки, взаимодействия с развивающей предметно-пространственной средой группы.
Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Таким образом, функционирование событийных общностей – это не жесткая матрица регламентированных действий педагога и исполнительных действий детей, а система разворачивания во времени различных инициатив детей, актуальных для них здесь и сейчас. Жизнь группы не расписана в календарном плане на полугодие, на год, она формируется непосредственно всеми участниками образовательных отношений и включает разнообразие форм, видов и результатов детской деятельности, тем самым реализуя требование ФГОС ДО о разнообразии детства.