Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Повышение инициативности дошкольников через организацию событийных детских общно...

Повышение инициативности дошкольников через организацию событийных детских общностей

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

современный дошкольник
социализация
культурная среда
детская общность
индивидуализация обучения
событийная общность
инициативность
творчество
самореализация

Аннотация статьи

В статье рассматривается основная проблема современного дошкольника – эксплуатация огромного потенциала памяти в ущерб личностному становлению и социализации. Задача воспитания заключается в сохранении условий для развития самостоятельности, инициативности, произвольности, творческих способностей и социализации. Вариантом образовательной ситуации является детско-взрослая общность с индивидуализацией обучения, принципом «каждый ребёнок имеет право на самостоятельность» и прогнозированием индивидуальной траектории развития. Цель педагогической деятельности – повышение инициативности через организацию событийных общностей и становление субъектности ребёнка.

Текст статьи

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

В связи с чем, основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности, где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Важно создавать условия, при которых ребенок находил бы благоприятные условия для раскрытия собственного «Я», подлинного личностного самоопределения, нахождения и отстаивания собственных смыслов.

Вариантом такой образовательной ситуации представляется детско-взрослая общность, ее событийные характеристики.

Актуальной становится новая технология образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития.

Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принцип индивидуализации – «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе. Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение инициативности дошкольников через организацию событийных общностей.

Событийная общность – особое состояние, которое может проявиться в любой малой группе (между взрослым и ребенком, в классе, творческом коллективе, секции, клубе и пр.). В событийной общности происходит пересечение «Я» человека с внешним миром. Событийная общность человека с другими людьми, как естественно складывающаяся, не задаваемая внешними атрибутами, дает возможность проявиться внутренней спонтанной активности, выйти на авторские способы самореализации во вне, обеспечивает становление субъектности [3, с. 230-239].

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество личности, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене.

Работы российских педагогов-теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом определили педагогику А. С Макаренко. В своих педагогических трудах он акцентирует внимание на целостности личности, на том, что она не воспитывается «по частям». Одной из цели воспитания он видит в подготовке гражданина, владеющего «инициативной и творческой волей» [4]. Если говорить об инициативности личности, то определяющей ее чертой А. С. Макаренко считал готовность к совершению действий по собственному почину, а в своих «Лекциях для родителей» он писал, что «инициативность – это продукт активной деятельности».

В более поздних трудах инициативность рассмотрена в работах Р. М. Капраловой, И. Э. Плотниека, Л. С. Новиковой. И. Э. Плотниек в своей работе называет инициативность – «интегрированным свойством личности», «эффектом многих свойств (моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных), выражающимся в способности по собственному почину ставить задачи и творчески, с полной ответственностью осуществлять их» [5].

Анализ научно-методической литературы и практических наблюдений за проявлением детской активности и инициативности детей дошкольного возраста позволил выделить следующие противоречия:

  • между необходимостью содействия максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей личности ребенка дошкольного возраста и отсутствием единой образовательной системы, направленной на решение этой задачи;
  • между объективной потребностью в использовании современных технологий индивидуализации образования и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов по организации событийных детских общностей.

Преодолеть данные противоречия возможно через организацию сотрудничества и партнерских отношений, признание права выбора каждого ребенка; совместное обсуждение целей и деталей; акцента на достоинствах и сильных сторонах личности воспитанников.

Главная задача педагогов – организовать событийную детскую общность так, чтобы ребенок выступал в роли экспериментатора, исследователя, открывал для себя «взрослые» законы через понятную ему систему действий.

Реализация модели организации событийных детских общностей предполагает: обеспечение свободы выбор участия (не участия) в коллективной деятельности, выбора детьми направлений и способов деятельности, позиции; поддержку отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения; создание в общности условий для межпозиционного взаимодействия; стимулирование проявления участниками своей позиции, понимания позиции другого.

Работа в небольших группах является эффективным методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем, этот вид деятельности может повторяться несколько раз. Это позволяет взрослым помогать нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Работа строится таким образом, чтобы дети имели возможность выбора, в то время как задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он помогает словами, других подбадривает, третьим оказывает физическую помощь, если они в ней нуждаются. Надо лишь больше наблюдать и выявлять их интересы, подбрасывать интересные идеи. Отправной точкой появления темы может стать ситуация, возникшая во время игры, прогулки, взаимодействия с развивающей предметно-пространственной средой группы.

Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Таким образом, функционирование событийных общностей – это не жесткая матрица регламентированных действий педагога и исполнительных действий детей, а система разворачивания во времени различных инициатив детей, актуальных для них здесь и сейчас. Жизнь группы не расписана в календарном плане на полугодие, на год, она формируется непосредственно всеми участниками образовательных отношений и включает разнообразие форм, видов и результатов детской деятельности, тем самым реализуя требование ФГОС ДО о разнообразии детства.

Список литературы

  1. Шустова И.Ю. Событийная общность как фактор развития и воспитания субъектности юношей и девушек // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. – Т. 12. Серия гуманитарные науки. – № 4. - С. 6-12
  2. Шустова И.Ю. Погружение «рождение миров // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 3. – С. 131-140
  3. Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность – значимое условие воспитания юношества // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 11. –С. 230-239.
  4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 301 с.
  5. Плотниек И.Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника [Текст]: дис. канд. пед. Наук / Плотниек, Имант Эфарович. – Рига, 1991. – 310 с.

Поделиться

548

Рыжкина Е. А. Повышение инициативности дошкольников через организацию событийных детских общностей // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.II.С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/9695-povyshenie-iniciativnosti-doshkolnikov-cherez-organizaciyu-sobytijnyh-detskih-obshnostej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря