Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры

Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

окружающая среда
природа
пространство искусственной среды
флористика
флористическое искусство
флористический дизайн
флористический объект
экологическая эстетика
эстетический вкус
эстетическая культура
эстетика повседневности

Аннотация статьи

Флористика – это разновидность декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев трав, ягод, орехов, плодов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

Текст статьи

Основная часть

Искусство флористики – искусство составления букетов, украшение цветами и растениями своей жизни человеком, одно из древнейших искусств. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и опыт жизни, наконец свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для создания более красивой и приятной жизни. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие [1].

Конечно, не каждый человек может стать художником или скульптором, но каждый может научиться видеть и понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.

Современный ритм жизни городского жителя, технизированная повседневность его быта делает все острее потребность общения человека с миром природы и красоты. Увеличивается расстояние между человеком и природой, но внутренняя связь взаимодействия с природой остается и перерастает в создание подобия, иллюзии, а порой и искусственной подделки, вживляя островок живой природы в пространство жилой среды. Такая эстетизация повседневного пространства жилой среды является частью экологической эстетики и понимается как «философия гармонии между человеком и природой в контексте культуры». Наблюдение красоты природы пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства. В современном мире флористика получила мощное развитие. Флористика может являться престижным и перспективным занятием, с новыми развивающимися направлениями [1].

Флористика является частью дизайна любого интерьера, она является дополнительным источником хорошего настроения, пробуждающим чувства и фантазию. Человеку свойственно стремление к красоте и совершенству, а также выражению себя в культуре повседневности, проявляясь в эстетически насыщенных формах привычных вещей. Человек конструирует и создает свой вещный мир, с помощью представления своего жизненного мира. К сожалению, повседневность и ежедневная рутинность бытия, безучастность человека к творчеству, поиску счастья и свободы, опустошает человека. И тут может прийти на помощь флористика. Одной из современных форм проникновения эстетического образа природы в среду повседневности является флористический дизайн. Эта деятельность в своей основе содержит принципы флористики как направления декоративно-прикладного искусства, но в то же время она придает концепциям дизайна пространственной среды экологическое и нравственное измерение [2].

С древних времен до нашего времени цветы играли важную роль в жизни всех народов. Они осуществляли связь с миром прекрасного, служили источником вдохновения, творческих идей и душевного равновесия. Празднования и даже войны, погребальные церемонии, церковные праздники, свадьбы не обходились без цветочного убранства. С цветами связаны положительные эмоции, такие как благодарность, надежда, сочувствие, счастье, любовь, гордость и покой. С цветами отмечались и отмечаются важные события, с помощью цветов люди выражали и выражают сильные чувства. На протяжении многих столетий флористический (цветочный) дизайн изменялся, переживал свои кризисы и подъемы вместе с историей человечества. В каждой стране существуют свои флористические традиции и национальные предпочтения. Флористика в культуре разных народов имеет свои названия, например флористика Японии – это всем известная икебана, а английским садом называется традиционная английская флористика, включающая самые популярные европейские тенденции, в том числе, голландские и французские [2].

В современной культуре объекты флористики и флористического дизайна представляют собой мир природных и вместе с тем рукотворных вещей. Цветочная композиция, составленная с учетом индивидуальных вкусов, особенностей и пожеланий, способна открыть душу того, кому она предназначена. А также, благодаря цветам и искусно подобранным в него природным материалам, любой скромный или лаконичный интерьер, может неузнаваемо преобразиться в интересное для пребывания помещение. Специфической особенностью флористического дизайна является единство утилитарных и эстетических принципов. Нельзя не согласиться, современная флористика, как вид декоративно-прикладного искусства, обращена к чувствам и эмоциям человека. Кроме того, флористика бережно сохраняет традиции гуманного отношения к цветам и растениям, воспитывает ответственность за объекты живой природы, даже если они выращены руками человека в искусственной среде. Воспитывает в человеке эстетическое и экологическое отношение. Развитие современной флористики тесно связано с общими тенденциями дизайна, популярными стилями. Современный флористический дизайн основан на дизайне, который предполагает создание концепций экологически ориентированной стилизации в дизайне жилых, офисных, коммерческих помещений, где присутствуют с живыми растениями и природными материалами. При проектировании помещения учитывается экологическая среда, где учитываются различные флористические стили в общее пространство и некоторые его особенности. Одним из перспективных направлений флористического дизайна является сочетание живых растительных элементов и современных искусственных синтетических материалов в композициях и интерьерах. Это можно назвать попыткой создать гармонию между миром дикой природы и цивилизацией. Существуют сотни различных видов цветочных композиций [3].

Фитодизайнеры Европы выделяют три направления флористики – вегетативное, декоративное и форма-линейное. Такие направления выявили и возродили известные флористы, как Грегор Лерш и Даниэл Ост. Эти стили используют в своей работе многие флористические школы. Но есть и другие классификации. В частности, английский ботаник Д. Г. Хессайон предлагает четыре стиля: массивный стиль, линейный, линейно-массивный и смешанный стиль. Немецкий флорист Петер Асманн рассматривает вегетативный, декоративный, форма-линейный и параллельный стили. Впоследствии параллельный стиль был перенесен в категорию расположений линий растительного материала. Наряду с декоративным, вегетативным, и форма-линейным стилями, обозначены также стиль форма и транспарентный стиль. В современном мире наблюдается тенденция, которая направлена на идею о том, что цветы наиболее красивы в естественных условиях, и поэтому в пространстве искусственной среды необходимо следовать гармоничной эстетике естественной природы. Фитодизайн способен имитировать естественность природы со всей ее цветовой палитрой, а также с преобладанием в ней оттенков и фактур природных ландшафтов. Существует еще одна тенденция, это домашние сады и теплицы, что тоже помогает воплотить оригинальные природные идеи, только в неестественных условиях [4].

В реальности повседневной жизни искусство флористики призвано приносить свет и радость, положительные эмоции. Возможно, в будущем растения будут играть гораздо более значительную роль, чем сейчас, и флористика как вид повседневной деятельности займет достойное место в жизни человека. Остается интересным вопрос: какими будут интерьеры будущего и какие растения люди будут выращивать в них через сто лет или завтра? В настоящее время генная инженерия открыла практически неограниченные возможности в проектировании внешнего вида растений по сравнению с их предками. В сегодняшнем мире разнообразие сортов самых изысканных и причудливых форм, фактур, сочетаний цветов листьев, цветов, фруктов и ароматов растений, дает неограниченные возможности для реализации самых неожиданных творческих проектов. На философском уровне искусство флористики помогает интегрировать эстетические явления окружающей среды в определенную философскую модель эстетики природы, в которой прослеживается взаимосвязь экологической эстетики и философии искусства, а также специфика ценностного отношения к эстетике и красоте. Таким образом, развивая эстетический вкус, чувство гармонии, искусство флористики как вид эстетической деятельности способствует решению важной задачи воспитания личности, поскольку искусство является одним из наиболее эффективных средств приобщения человека к общечеловеческим культурным и духовным ценностям через индивидуальное эмоциональное внутреннее переживание эстетического и нравственного. Очень важную роль в сложном художественном оформлении окружающей среды играет эстетический вкус, таким образом помогая поддерживать баланс между миром природы и культурным пространством нашего времени. Кроме того, флористический дизайн включается в новую систему ценностей, установок, предпочтений, этикета и поведенческих норм, которые оправданы в социальном, культурном, эстетическом и экологическом плане [5].

Заключение

Фитодизайн – это частичка природы в доме. А как иногда хочется вырваться из привычной суеты и прикоснуться к природе! Ведь это можно сделать, не выходя из дома. Различные предметы интерьера приобретут новый смысл благодаря цветам. А цветочные композиции, фитокомпозиции будут способствовать поддержанию в вашем помещении здорового микроклимата [1].

Принципы флористики как направления декоративно-прикладного искусства, способны открыть душу, возможность созерцать, а удовольствие от общения с цветами превращает флористику в искусство, обращенное к чувствам и эмоциям человека. Флорист опирается на эстетический и художественный вкус, знание особенностей растительных материалов, актуальных направлений в искусстве, тенденций, дизайнерских трендов и культурных традиций. Творимые им смыслы открывают возможность созерцать откровение природы в условиях повседневного бытия [5].

Список литературы

  1. Клевенская Т.М. «Цветы в интерьере», 1990.
  2. Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных растениях»,1997.
  3. Баркова Е.В. «Образование в контексте формирования эстетической культуры общества и личности», 2012.
  4. Лелеко В.Д. «Пространство повседневности в европейской культуре», 2002.
  5. Баркова Е.В. «Экологическая эстетика и флористический дизайн: от экологии пространства к экологии души», 2013.

Поделиться

652

Прокудина Я. С. Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.I.С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/9708-rol-floristicheskogo-dizajna-v-prostranstve-povsednevnosti-sovremennoj-kultury

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря