Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Особенности предоставления государственных услуг в России

Особенности предоставления государственных услуг в России

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государственная услуга
многофункциональный центр
способ предоставления

Аннотация статьи

В статье рассмотрено особенности предоставления государственных услуг, а также охарактеризованы основные принципы их предоставления в Российской Федерации.

Текст статьи

Система государственных услуг в России представляет собой комплекс организационных, правовых и информационных механизмов, направленных на предоставление гражданам и организациям различных государственных услуг.

Одним из важных принципов, заложенных в нормативно-правовых основах предоставления государственных услуг, является «принцип доступности. Согласно этому принципу, государственные услуги должны быть доступными для всех граждан и организаций, независимо от их социального положения, места проживания или физических возможностей. Для обеспечения доступности услуги должны быть предоставлены в удобной форме, с использованием современных технологий и информационных систем» [6. с. 109].

Еще одним важным принципом является «принцип прозрачности. Согласно этому принципу, государственные органы должны обеспечивать открытость и понятность процесса предоставления услуг, предоставлять информацию о требованиях и процедурах, а также о сроках и стоимости услуг. Это позволяет гражданам и организациям быть в курсе своих прав и обязанностей, а также эффективно использовать государственные услуги» [6. с. 113].

Кроме того, нормативно-правовые основы предоставления государственных услуг также устанавливают механизмы контроля за качеством услуг и защиты прав граждан. «Государственные органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства при предоставлении услуг, а также рассматривать жалобы и обращения граждан. В случае нарушения прав граждан, предусмотрены меры ответственности для виновных лиц» [8. с. 140].

Таким образом, нормативно-правовые основы предоставления государственных услуг органами исполнительной власти играют важную роль в обеспечении эффективного и качественного взаимодействия государства с гражданами и организациями. Они определяют правила и процедуры предоставления услуг, гарантируют защиту прав граждан и обеспечивают прозрачность и доступность услуг. Важно, чтобы эти нормативно-правовые основы были соблюдены и реализованы на практике, чтобы государственные услуги были предоставлены эффективно и в полном объеме.

Согласно С. Н. Ушакову система государственных услуг в России основана на следующих принципах:

  1. Принцип доступности. Данный принцип ориентирован на то, что государственные услуги должны быть доступны для всех граждан независимо от места жительства, социального статуса и других факторов.
  2. Принцип открытости. В соответствии с данным принципом информация о государственных услугах должна быть открытой и общедоступной.
  3. Принцип прозрачности. Подразумевается, что порядок предоставления государственных услуг должен быть понятным и прозрачным для граждан.
  4. Принцип эффективности. Предполагает, что государственные услуги должны предоставляться эффективно и в максимально короткие сроки.
  5. Принцип удобства. В соответствии с данным принципом государственные услуги должны быть удобными для граждан, в том числе предоставляться в электронной форме.
  6. Принцип единообразия. Направлен на то, что государственные услуги должны предоставляться по единым стандартам качества независимо от места их предоставления.
  7. Принцип индивидуального подхода. Предусматривает, что при предоставлении государственных услуг должен учитываться индивидуальный подход к каждому гражданину.
  8. Принцип недискриминации. Данный принцип предполагает, что государственные услуги должны предоставляться без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другим обстоятельствам [9. с. 77-78].

Все рассмотренные принципы закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3].

Кроме того, в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [4] поставлена задача по повышению качества и доступности государственных услуг, а также по внедрению современных технологий в процесс их предоставления.

В России система государственных услуг осуществляется через органы исполнительной власти на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Федеральные органы исполнительной власти отвечают за предоставление государственных услуг на федеральном уровне, региональные органы – на региональном уровне, а муниципальные органы – на муниципальном уровне [5, с. 257].

Для удобства граждан и организаций взаимодействия с государственными органами и получения государственных услуг в России созданы специальные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В МФЦ граждане и организации могут получить различные государственные услуги, такие как оформление паспорта, регистрация автомобиля, получение разрешений и лицензий и многое другое.

Однако, несмотря на существование системы государственных услуг, в России все еще существуют проблемы, такие как длительные сроки ожидания, непрозрачность процесса предоставления услуг, недостаточное качество и эффективность. В последние годы правительство России предпринимает шаги для улучшения системы государственных услуг, внедряя электронные сервисы, упрощая процедуры и повышая качество предоставляемых услуг.

В целом, система государственных услуг в России является важным инструментом для обеспечения прав и интересов граждан и организаций, а также для развития государства и общества в целом.

Предоставление государственных услуг населению – это процесс, в рамках которого государство осуществляет различные виды помощи и поддержки гражданам в решении их потребностей и проблем. Государственные услуги могут включать в себя оказание правовой, социальной, медицинской, образовательной и других видов помощи.

Основная цель предоставления государственных услуг населению – обеспечение защиты прав и интересов граждан, создание условий для их благополучия и развития. Государство выполняет эту функцию через различные органы и учреждения, такие как министерства, ведомства, муниципальные органы и другие государственные структуры [7, с. 379-382].

Предоставление государственных услуг является одной из важнейших функций государства, которая направлена на удовлетворение потребностей граждан и обеспечение их прав и свобод. В России существуют определенные особенности в предоставлении государственных услуг, которые влияют на их эффективность и доступность для населения.

Первая особенность – это бюрократическая сложность процедур. В России часто существуют многоэтапные и запутанные процедуры, которые требуют большого количества документов и времени. Это создает неудобства для граждан и затрудняет получение необходимых услуг. Например, для получения паспорта или водительского удостоверения часто требуется предоставить множество документов, пройти медицинское обследование и сдать экзамены. Это может быть особенно проблематично для людей, проживающих в отдаленных районах или имеющих ограниченные возможности для получения необходимых документов.

Вторая особенность – это коррупция. В России коррупция является серьезной проблемой, которая оказывает негативное влияние на предоставление государственных услуг. Часто гражданам приходится сталкиваться с требованиями взяток или неправомерными действиями служащих, чтобы получить необходимые услуги. Это создает неравные условия для граждан и препятствует реализации их прав. Борьба с коррупцией является важной задачей государства, однако требует системных изменений и усиления контроля.

Третья особенность – это неравномерность предоставления услуг в разных регионах страны. В России существуют значительные различия в доступности и качестве государственных услуг в разных регионах. Некоторые регионы имеют хорошо развитую инфраструктуру и эффективные органы власти, что обеспечивает более высокий уровень предоставления услуг. Однако в отдаленных и малонаселенных районах услуги могут быть недоступными или низкого качества. Это создает неравенство между гражданами и требует усиления усилий государства для обеспечения равных возможностей для всех граждан.

Четвертая особенность – это использование современных технологий в предоставлении государственных услуг. В России существует тенденция к внедрению электронных государственных услуг, которые позволяют гражданам получать необходимые услуги онлайн. Это упрощает процедуры и сокращает время ожидания, что способствует повышению доступности и эффективности предоставления услуг. Однако необходимо учесть, что не все граждане имеют доступ к интернету или достаточные навыки для использования онлайн-сервисов. Поэтому важно обеспечить альтернативные способы получения услуг для всех граждан.

Таким образом, предоставление государственных услуг в России имеет свои особенности, которые влияют на их эффективность и доступность для населения. Бюрократическая сложность, коррупция, неравномерность предоставления услуг и использование современных технологий – все эти факторы требуют внимания и усилий со стороны государства для улучшения системы предоставления государственных услуг и обеспечения равных возможностей для всех граждан.

В настоящее время имеются потребности в развитии и совершенствовании системы государственных услуг. Данная система требует комплексного подхода и участия всех заинтересованных сторон. Необходимо совершенствовать процессы, улучшать доступность и качество услуг, а также бороться с коррупцией и несоблюдением законодательства. Только таким образом можно создать эффективную и удобную систему государственных услуг, которая будет отвечать потребностям граждан и способствовать развитию общества.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
  4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2338.
  5. Десятов К.С. Обязанности органов, представляющих государственные услуги, органов, представляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций / К.С. Десятов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 22 (469). – С. 255-257.
  6. Научные исследования в государственном муниципальном управлении: учебник / И.В. Антипов, В.Д. Рябичев, А.В. Родионов, В.А. Коструб; Луганский национальный университет имени Владимира Даля. – Донецк: Фолиант, 2020. – 209 с.
  7. Приходько А.С. К вопросу о правовом регулировании оказания государственных и муниципальных услуг / А.С. Приходько. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 3 (450). – С. 379-382.
  8. Плахотина Е.В. Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре / Е.В. Плахотина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 38 (224). – С. 139-141.
  9. Ушаков С.Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебное пособие / С.Н. Ушаков, Д.И. Кузьмин; – Владимир: Владимирский фил. РАНХиГС, 2020. – 1462 с.

Поделиться

579

Пименов О. Н. Особенности предоставления государственных услуг в России // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.II.С. 33-36. URL: https://apni.ru/article/9712-osobennosti-predostavleniya-gosudarstvennyh-uslug-v-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января