Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Связь изобразительного искусства и истории искусства в контексте развития креати...

Связь изобразительного искусства и истории искусства в контексте развития креативных способностей у детей в системе дополнительного образования

Автор(-ы):

Исакова Наталья Александровна

Плотникова Елена Викторовна

26 июня 2024

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

изобразительное искусство
творческие способности
обучение
воспитание
дополнительное образование

Аннотация статьи

В статье рассмотрены связь изобразительного искусства и истории искусства и развития креативных способностей у детей в школе искусств.

Текст статьи

Связь изобразительного искусства и истории искусства имеет большое значение для развития креативных способностей детей в системе дополнительного образования. Эта связь помогает детям понять основы изобразительной грамотности, композиции и скульптуры, а также развивает их художественный вкус и пробуждает интерес к творчеству.

История искусств даёт детям новые знания и обогащает их внутренний мир. Она воспитывает художественный вкус и стимулирует дальнейшее познание. Темы по истории искусств должны иметь продолжение в других дисциплинах художественной школы, таких как основы изобразительной грамотности, композиция и скульптура.

Важную роль в этом процессе играет педагог, который должен донести новую информацию до ребёнка и заинтересовать его [2]. Педагог должен создавать условия для развития творческих способностей детей и помогать им в реализации своих идей.

Изобразительное искусство и история искусства играют важную роль в развитии креативных способностей детей. Занятия изобразительным искусством позволяют детям изучать различные техники и стили, а также знакомиться с историей искусства. Это помогает им развивать художественное мышление, анализировать произведения искусства и создавать собственные творческие работы.

Восприятие изобразительного искусства формирует у детей представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени [3, c. 4]. Яркие и выразительные образы в картинах, скульптурах, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания и помогают глубже воспринимать явления жизни.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Постепенно у них развивается художественный вкус.

Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя экскурсии к памятникам, посещение выставок, рассматривание и беседы по картинам различных художников. Практические занятия помогают закрепить полученные знания и навыки.

Наиболее эффективное средство для развития творческих способностей – изобразительная деятельность. В процессе рисования, лепки и аппликации ребёнок испытывает разные чувства, приобретает знания, уточняет представления об окружающем мире и начинает осознавать качества предметов. Междисциплинарный подход в преподавании изобразительного искусства играет важную роль в формировании креативного мышления у детей [4, c. 2]. Он позволяет объединить различные дисциплины, такие как история, литература, музыка и театр, и рассматривать искусство в контексте других областей знаний.

Использование междисциплинарного подхода помогает детям изучать искусство в динамике, устанавливать связи между разными эпохами, стилями и направлениями. Это развивает критическое мышление, умение анализировать и сравнивать произведения искусства, а также находить новые идеи и подходы к творчеству.

Кроме того, применение междисциплинарного подхода стимулирует интерес к искусству, так как дети видят его многогранность и взаимосвязь с другими сферами жизни. Это помогает им развивать креативное мышление, расширять кругозор и формировать самостоятельную личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. Для успешного развития творческих способностей детей необходимо применять междисциплинарный подход, объединяющий изобразительное искусство с другими предметами, такими как история, литература, музыка и театр. Этот подход позволяет детям изучать искусство в контексте других дисциплин и находить новые связи между различными областями знаний.

Междисциплинарный подход способствует систематическому развитию наглядно-образного, интуитивного, пространственного, логического, абстрактного мышления, творческого воображения и фантазии. Эти качества являются основой для формирования креативной личности ребёнка [5, с. 10].

Применение междисциплинарного подхода на уроках изобразительного искусства помогает учителю эффективно использовать содержание курса для развития креативного мышления учащихся. В этом процессе могут быть использованы различные методы и приёмы, например, мозговой штурм, аналогии, морфологический анализ, метод фокальных объектов и системный оператор.

Использование междисциплинарного подхода позволяет детям свободно выражать свои творческие способности, что благотворно влияет на их развитие в целом.

Связь изобразительного искусства и истории искусства играет ключевую роль в развитии творческих способностей детей в рамках дополнительного образования. Изучение истории искусства помогает детям развивать художественное мышление, анализировать произведения искусства и находить новые идеи для своего творчества.

Междисциплинарный подход в преподавании изобразительного искусства позволяет детям изучать искусство в контексте других дисциплин и находить новые связи между разными областями знаний. Это способствует систематическому развитию наглядно-образного, интуитивного, пространственного, логического, абстрактного мышления, творческого воображения и фантазии, что является основой для формирования креативной личности ребёнка [5, c. 7].

Таким образом, интеграция истории искусства в образовательный процесс помогает детям развивать свои творческие способности, самореализоваться и совершенствовать свои навыки в области изобразительного искусства.

Список литературы

  1. Акишина Е.М., Олесина Е.П., Радомская О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени //Педагогика искусства – № 4, 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-hudozhestvennoy-napravlennosti (дата обращения: 20 июня 2023 г.).
  2. Аксеновская Е.М. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/684138 (дата обращения: 10 июня 2023 г.).
  3. Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности / Н.В. Колесникова // журнал «Народное образование» – 2017. – №4. – С. 3-8.
  4. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей / Л.И. Магомедова // интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Том 4. – № 2.
  5. Шауро Г.Ф., Богустов А.П. Теоретические и методические основы художественного творчества: учеб.-метод. Пособие. – Минск: БГУКИ, 2020.

Поделиться

90

Исакова Н. А., Плотникова Е. В. Связь изобразительного искусства и истории искусства в контексте развития креативных способностей у детей в системе дополнительного образования // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). URL: https://apni.ru/article/9716-svyaz-izobrazitelnogo-iskusstva-i-istorii-iskusstva-v-kontekste-razvitiya-kreativnyh-sposobnostej-u-detej-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля