Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Развитие навыков продакт-менеджера в цифровой экономике

10.5281/zenodo.12588677

Развитие навыков продакт-менеджера в цифровой экономике

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

продакт-менеджмент
цифровая экономика
UX
CX
Agile
Scrum
data-driven подход
международное масштабирование
аналитика данных
обучение навыкам

Аннотация статьи

В статье автор обсуждает расширение обязанностей продакт-менеджеров в условиях развития технологической среды. Актуальная бизнес-среда требует от них навыков в стратегическом планировании, аналитике, маркетинге и управлении коммуникациями, внимание уделяется владениям знаниями в области UX и CX для удержания клиентов, роли методологий, таких как Agile и Scrum для ускорения процессов разработки и вывода продуктов на рынок.

Автор пишет о международном масштабировании и изменении подходов к культурным особенностям различных рынков, описываются тенденции в продакт-менеджменте, такие, как data-driven подходы и использование аналитических инструментов для оценки эффективности и улучшения продуктов.

В основной части работы рассматривается авторский специализированный подход, применяемый на практике для повышения квалификации продакт-менеджеров. Он затрагивает аудит навыков, разработку планов развития, мастер-классы, проектные задания, наставничество и систематический контроль успехов – данный подход направлен на развитие технических и стратегических навыков, которые требуются для продуктивной работы в условиях цифровой экономики.

Текст статьи

Изначально задачи продакт-менеджера ограничивались формированием требований к продукту и управлением его разработкой, но сейчас продакт-менеджер стоит у истоков инноваций, занимаясь и стратегическим планированием, и аналитикой, и маркетингом, и управлением коммуникациями со всеми участниками процесса.

Поэтому продакт-менеджеры сегодня должны обладать знаниями в области UX (пользовательского опыта) и CX (опыта клиента), чтобы удерживать клиентов, обеспечивая высокий уровень удовлетворенности и лояльности, далее стоит уделять внимание управлению продуктовыми данными и аналитикой, чтобы позволить продакт-менеджерам обновлять продукты в соответствии с рыночными потребностями [3].

Одним из главных принципов современного продакт-менеджмента являются методологии работы, такие как Agile и Scrum, которые содействуют установлению контакта в командах и ускоряют процессы разработки и вывода продукта на рынок, сюда входит быстрое тестирование идеи продукта (MVP), сбор обратной связи и адаптация продукта на основе полученных данных для обеспечения максимального соответствия запросам потребителей [5].

Далее, наблюдается тенденция к увеличению количества ролей, ведь современные продакт-менеджеры зачастую сталкиваются с задачей международного масштабирования продуктов, которая требует понимания специфики различных рынков и умения работать в условиях культурного разнообразия, то есть здесь речь идет не только о локализации продукта, но и об адаптации маркетинговой стратегии и поддержке продукта на разных языках.

Так, если раньше продакт-менеджмент был ориентирован на технические функции продукта, то сейчас – на его комплексную дисциплину, которая затрагивает факторы от понимания потребителей до глобального стратегического планирования и интернационального взаимодействия.

В связи с этим организации стремятся к найму продакт-менеджеров, которые способны реализовывать стратегию, содержащую разработку продукта, его позиционирование и управление жизненным циклом, например, все чаще в вакансиях указываются специфические навыки, такие как опыт работы с метриками удержания клиентов или умение проводить пользовательские интервью в сфере B2B или B2C.

Еще одной особенностью становится фокус на пользователе в стратегиях продакт-менеджмента. Специалисты, ориентирующиеся на пользователя, проводят анализ целевой аудитории, чтобы понять ее проблемы, они проводят интервью, опросы и анализ данных о поведении пользователей. Полученные таким образом знания позволяют создавать предложения, которые действительно востребованы на рынке.

Далее, основываясь на этих данных, продакт-менеджеры разрабатывают стратегии и создают дорожные карты развития продукта, которые поддерживают вовлеченность пользователей и благоприятствуют повторному использованию продукта. Для подобного планирования требуется приоритизация функций на основе их роли для пользователя с целью более рационального и целенаправленного использования ресурсов компании.

Фокус на пользователе воздействует и на сам процесс принятия решений в продакт-менеджменте, так как продакт-менеджеры используют обратную связь от клиентов для постоянного улучшения продукта, и в итоге создаются продукты, которые не только решают проблемы пользователей, но и превосходят их ожидания [2].

Следующей тенденцией в продакт-менеджменте является Data-driven подход, который опирается на анализ больших объемов данных и использование передовых аналитических инструментов. С его помощью происходит сбор, обработка и интерпретация информации о пользователях, их поведении и взаимодействиях с продуктом. При этом использование методик, таких как A/B-тестирование, помогает продакт-менеджерам оценивать продуктивность функций и изменений в продукте, обновляя их под пользовательский опыт, тем самым увеличивая конверсию [6].

Инструменты аналитики, такие как системы data warehouse и data lakes, обеспечивают интеграцию и агрегацию данных из разных источников – это дает полное представление о продуктовой реализации. Еще одной составляющей успешного data-driven подхода является умение работать с метриками, например, LTV (Lifetime Value) и CAC (Customer Acquisition Cost), которые помогают оценить долгосрочную ценность клиента и успешность инвестиций в привлечение пользователей [7].

Само внедрение data-driven подхода в практику продакт-менеджмента требует определенных навыков: умение анализировать данные, прогнозировать тенденции и создавать обоснованные гипотезы на основе собранных данных: профессионалы, осваивающие эти умения, повышают конкурентоспособность продуктов.

За годы практики я сформулировал методику развития навыков продакт-менеджеров в сфере цифровой экономики. Данный подход позволяет улучшать профессиональные компетенции, причем создан он с учетом технологического ландшафта и направлен на расширение знаний в критически значимых областях продакт-менеджмента: от технической грамотности до стратегического планирования и анализа данных (табл.)

Таблица

Комплексная методика профессионального роста и развития навыков продакт-менеджеров в технологическом секторе

ФазаЭтапОписаниеОжидаемые результаты
ОценкаАудит навыковПроведение оценки текущих компетенций продакт-менеджеров и выявление областей для улучшения.Понимание сильных сторон и слабых мест в профессиональных навыках.
Анализ потребностейАнализ профессиональных и карьерных целей каждого продакт-менеджера для изменения обучающих программ.Сформулированная программа профессионального развития, подстроенная под индивида.
РазработкаУчебные модулиСоздание и подборка специализированных модулей по основным областям (Agile, UX, аналитика данных и стратегическое планирование).Развитие технических и стратегических навыков.
Мастер-классыПроведение интерактивных мастер-классов для практического применения полученных знаний.Улучшение практических навыков и умение применять теорию в реальных ситуациях.
ВнедрениеПроектные заданияВнедрение новых навыков в текущие проекты через практические задания в рамках работы.Обучение на рабочем месте и немедленное применение новых знаний.
НаставничествоСопровождение наставниками, предоставление руководства и поддержки в процессе обучения.Непрерывное профессиональное развитие и поддержка в реализации задач.
КонтрольПроверки производительностиРегулярные оценки для мониторинга прогресса и корректировка учебных планов.Обеспечение соответствия целей развития реальным результатам.
Обратная связьПолучение и анализ обратной связи от наставников, коллег и руководителей для улучшения методики.Повышение качества профессионального развития и удовлетворенности специалистов.
ПродолжениеПродвинутое обучениеКурсы по углублению специализации и освоению новых технологических трендов.Постоянное профессиональное развитие и приспособление к изменениям в отрасли.
Сетевое сообществоУчастие в сообществах продакт-менеджеров для обмена знаниями и опытом.Развитие профессиональной сети и сотрудничество.

Основу концепции составляют пять базовых принципов:

  1. Персонализированный подход, который обеспечивает тонкую настройку плана развития в соответствии с индивидуальными потребностями и профессиональными целями каждого участника;
  2. Фокус на практическом применении теоретических материалов, то есть выполнение реальных проектных заданий для закрепления новых знаний;
  3. Наставничество – помощь и поддержка от опытных специалистов с целью лучшего усвоения материала;
  4. Систематическая оценка – мониторинг успехов и корректировка программы профессионального роста;
  5. Устойчивое развитие, которое направлено на поддержание постоянного профессионального роста через курсы и сотрудничество в профессиональных сообществах.

Сама реализация такой программы развития проходит в несколько этапов, начиная с диагностической фазы, в ходе которой осуществляется оценка умений и потребностей участников. Далее на основании этих данных разрабатываются планы развития, предусматривающие индивидуальные и коллективные занятия - здесь упор делается на создании и подборке учебных модулей, которые освещают основные темы в управлении продуктами, такие как Agile-методы, UX-дизайн, аналитика больших данных и стратегическое планирование.

Следующим этапом являются интерактивные мастер-классы и практические семинары с целью изучения специфических тем. Участникам предоставляется возможность работать над проектами, которые и закрепляют теоретические знания, и развивают навык применения их в профессиональной деятельности.

На каждом этапе развития наставничество стимулирует мотивацию и профессиональный рост участников, при этом опытные наставники помогают разобраться в сложных вопросах и выбрать наиболее подходящие решения для проектных задач.

В разработанной модели не пропустили этап оценки обучающих результатов: так, регулярные проверки и анализ производительности помогают следить за успехами каждого участника, менять план развития, чтобы он оставался соответствующим текущим изменениям в технологической среде.

Завершающий этап нацелен на поддержание долгосрочного развития продакт-менеджеров, в том числе возможности для продолжения образования, специализации и участия в профессиональных сообществах с целью постоянного обновления знаний и созданию крепкой профессиональной сети.

Что касается основных компонентов данной программы повышения квалификации, то она содержит следующие элементы:

  • Специфика навыков и опыта каждого продакт-менеджера наряду с его индивидуальными карьерными амбициями определяет разработку персонализированных траекторий развития; например, исходя из начального аудита навыков, который содержит анализ текущих компетенций и определение областей для улучшения, создаются учебные модули, которые учитывают как существующий уровень знаний участника, так и его долгосрочные профессиональные цели.
  • Используя принцип «учиться на практике», обучение становится элементом методики (выполнение реальных проектных заданий, кейс-стадии, интерактивные мастер-классы и симуляции бизнес-ситуаций), которые позволяют участникам лучше понимать учебный материала.
  • Как уже отмечалось ранее, роль наставников и поддержка опытными профессионалами и лидерами отрасли являются фундаментальными в процессе обучения продакт-менеджеров, ведь наставники предоставляют знания, рекомендации, мотивацию и эмоциональную поддержку, помогают участникам справляться с рабочими задачами и проектами, в некоторых случаях дают советы по карьерному и профессиональному развитию.
  • Постоянная обратная связь (например, формальные оценки и отзывы наставников, пиринговая оценка от коллег) – часть учебного процесса, благодаря которой участники осознают свои сильные стороны и зоны для развития; на основе этой информации происходит изменение учебных планов и методов.
  • Участие в профессиональных сетях, в которых участники обмениваются опытом, знаниями и ресурсами, участвуют в профессиональных группах и на мероприятиях.

С точки зрения специализированной подготовки навыков для продакт-менеджеров в условиях цифровой экономики требуется, во-первых, техническая осведомленность, которая предполагает не просто понимание деталей разрабатываемых продуктов, но и участие в их совершенствовании и разработке. Здесь мы имеем в виду обучение основам программирования, архитектуре программного обеспечения и принципам работы с аппаратным обеспечением и технологиями интернета вещей (IoT), дополненное практическими занятиями для наработки умений использования этих знаний в решении конкретных задач.

Во-вторых, навыки управления данными и их аналитической обработки; обучение должно затрагивать освоение аналитических инструментов, таких как SQL, Python для анализа данных и платформы для визуализации данных, например, Tableau или PowerBI, которые обучают как сбору и обработке данных, так и методам машинного обучения и искусственного интеллекта для автоматизации и оптимизации пользовательского опыта.

В-третьих, изучение последних технологических инноваций и трендов для поддержания конкурентоспособности продуктов. Например, программ обучения, содержащих специализированные курсы, вебинары от ведущих экспертов отрасли и участие в технологических конференциях с целью осознания возможностей интеграции новейших технологий в продукты.

Далее, владение методами гибкой разработки, например, Scrum и Kanban, так как программа должна предусматривать как теоретические, так и практические принципы, в том числе задания, симуляции и реальные проекты для применения полученных знаний.

Наконец, развитие лидерских качеств и навыков межличностной коммуникации для руководства мультидисциплинарными командами и общения со стейкхолдерами: обучение включает тренинги по развитию коммуникативных умений, управлению конфликтами, стратегическому планированию и управлению изменениями.

Перечисленные составляющие создают базу для профессионального развития продакт-менеджеров, которые способны приспосабливаться к динамике цифровой экономики, влиять на развитие продуктов и инновационные процессы в своих организациях.

Список литературы

  1. Жуков И.В. Методология Product Management для расширения компетенций предпринимателя в условиях диджитализации бизнес-среды // Инновации и инвестиции. 2023. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-product-management-dlya-rasshireniya-kompetentsiy-predprinimatelya-v-usloviyah-didzhitalizatsii-biznes-sredy (дата обращения: 02.05.2024).
  2. Коновалова Е.Е., Деменев А.В., Макушева О.Н. Эволюционные изменения в продвижении продуктами: компетенции продакт-менеджера гостиничного предприятия // Сервис +. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsionnye-izmeneniya-v-prodvizhenii-produktami-kompetentsii-prodakt-menedzhera-gostinichnogo-predpriyatiya (дата обращения: 01.05.2024).
  3. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент: учебник для высших учебных заведений. 16-е изд. / пер. с англ. В. Кузина. СПб.: Питер, 2020. 896 с.
  4. Мокшин В.В., Гайнутдинова А.М., Самсонов С. О. Современные подходы к проектам. Методологии. Agile: Scrum // StudNet. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-proektam-metodologii-agile-scrum (дата обращения: 05.05.2024).
  5. Павлович Ю.Г., Киринович И.Ф. А/В тестирование как эффективное средство для адаптации пользовательского интерфейса при итерационной модели разработки приложений для мобильных устройств // Доклады БГУИР. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-v-testirovanie-kak-effektivnoe-sredstvo-dlya-adaptatsii-polzovatelskogo-interfeysa-pri-iteratsionnoy-modeli-razrabotki (дата обращения: 07.05.2024).
  6. Передера Ж.С., Правиков О.В. Инвестиционное планирование на уровне клиента: ключевые метрики // Московский экономический журнал. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnoe-planirovanie-na-urovne-klienta-klyuchevye-metriki (дата обращения: 06.05.2024).

Поделиться

694

Блинов А. М. Развитие навыков продакт-менеджера в цифровой экономике // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.II.С. 41-46. URL: https://apni.ru/article/9730-razvitie-navykov-prodakt-menedzhera-v-cifrovoj-ekonomike

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января