Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Особенности обеспечения безопасности работ с использованием грузоподъемных крано...

Особенности обеспечения безопасности работ с использованием грузоподъемных кранов

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

выявление
обеспечение безопасности работ
грузоподъемные краны

Аннотация статьи

Данная статья посвящена выявлению особенности обеспечения безопасности работ с использованием грузоподъемных кранов, на основе анализа аварий грузоподъемных кранов.

Текст статьи

Введение

В последнее время наблюдается активное развитие строительной отрасли, и жилые дома становятся всё выше. Практически каждый город имеет силуэты башенных кранов, являющихся основой современной стройки.

Комплексная механизация строительных работ обеспечивает непрерывный процесс сборки зданий из заводских деталей с использованием кранов. Монолитные здания также требуют кранов, что повышает их роль.

На строительных площадках используются различные виды подъёмных кранов, такие как самоходные стреловые и башенные краны. Краны считаются объектами повышенной опасности, и аварии могут привести к смертям.

Для предотвращения аварий и обеспечения безопасности кранов необходимо соблюдать федеральные нормы и правила промышленной безопасности. Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуатации кранов.

Анализ аварии гусеничного крана

Верхне-Донское управление Ростехнадзора отвечает за регион, включая Воронежскую, Курскую, Липецкую, Тамбовскую и Белгородскую области. Независимая комиссия изучает аварии кранов, например, гусеничного крана СКГ-40 с заводским номером 47 и учётным номером А12-14124. Авария произошла в 2016 году на строительном объекте в Липецке.

Кран отработал нормативный срок службы, но экспертиза промбезопасности не проводилась. Комиссия выявила, что из-за неисправности ограничителя грузоподъёмности опрокидывающий момент превысил удерживающий, что привело к разрушению металлоконструкций башни и манёвренного гуська.

Анализ аварий башенных кранов

Авария в г. Липецк

Рассмотрим аварию башенного крана LIEBHERR 200EC-H10 с грузоподъёмностью 10 тонн. Авария произошла 29 марта 2015 года в Липецке, военный городок № 1, во время строительства жилого дома. Владелец крана – ООО «Строй Сервис» из Москвы.

Выяснилось, что кран оборудован устройством «освобождения по ветру», которое позволяет поворотной части крана свободно вращаться по ветру при уходе машиниста. Однако при прекращении подачи напряжения тормоз механизма поворота должен открываться механически. Напряжение на кране отсутствовало из-за неисправности устройства «освобождения по ветру», а крановщик не произвёл ручное растормаживание.

Стрела крана оставалась в заторможенном состоянии. По данным метеослужбы, 29 марта ветер достигал 22 м/с, а допустимая скорость ветра для нерабочего состояния крана составляет 27 м/с при условии работы устройства «освобождения по ветру». Из-за ветровых нагрузок и отсутствия свободного вращения стопорный палец разрушился, что подтверждено расчётами.

Под воздействием тех же нагрузок стопорный палец потерял свои функции и выпал. Правое крепление оси стрелы ослабло, и правая ось корня стрелы вышла из крепления. Левое крепление оси стрелы на поворотной платформе не выдержало нагрузок и сломалось. В результате стрела крана упала.

Авария в г. Воронеж

Рассмотрим аварию башенного крана КБМ-401П, которая произошла 9 марта 2016 года в Воронеже на ул. Ленинградской, 82 В. При подъёме арматуры произошёл разрыв каната, что привело к падению распорки оголовка и стрелы вдоль башни.

Ограничитель грузоподъёмности ОНК-160Б не зафиксировал подъём контрольного груза перед работой, а также нагрузку в 125% от паспортной грузоподъёмности. Разрыв каната произошёл из-за изгиба или излома, что привело к разрушению 82,45% проволок. Канат не имел видимых обрывов, а суммарное разрывное усилие составляло 623170 Н, что составляет 90% от нормы.

Заключение

Анализ трех аварий показал, что они произошли из-за неквалифицированных действий машинистов кранов, халатного отношения ответственных лиц и нарушения технологических режимов эксплуатации.

Для повышения безопасности при работе с кранами рекомендуется проводить частичные и полные освидетельствования, соблюдать требования ППРК, проводить экспертизу промышленной безопасности для кранов с истекшим сроком службы, использовать приборы неразрушающего контроля, такие как ультразвуковой дефектоскоп УД3-71, ультразвуковой толщиномер УТ-80 и тахеометр Sokkia. Ежедневный осмотр и обслуживание кранов, контроль состояния тросов и канатов с помощью дефектоскопа «ИНТРОС», а также проверка работы приборов и устройств безопасности помогут обеспечить безопасность при использовании кранов.

Список литературы

  1. ГОСТ 25835-83. Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы.
  2. Справочник по кранам в 2-х томах. Под ред. М.М. Гохберга. –М.: Машиностроение,1974. – Т1.536с. Т-2. – 559 с.
  3. РД 10-112-1-04. Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 1. Общие положения.

Поделиться

165

Никулин П. О. Особенности обеспечения безопасности работ с использованием грузоподъемных кранов // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.I.С. 73-74. URL: https://apni.ru/article/9731-osobennosti-obespecheniya-bezopasnosti-rabot-s-ispolzovaniem-gruzopoduemnyh-kranov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа