В настоящее время реклама является неотъемлемой частью жизни человека, ежедневно влияя на него. Особое значение реклама занимает в области бизнеса и, в частности, туристского бизнеса, так как потребители нуждаются в информации (фотографии, описания продукта или услуги, комментарии, отзывы).
Одна из задач рекламы в современной рыночной экономике сводится к доведению информации о продукте до населения, чтобы сформировать спрос на него, с целью приобретения тех или иных товаров и услуг.
Туристический бизнес – это очень специфический вид коммерческого предпринимательства и на данном этапе его развития он не может существовать без рекламной деятельности.
Сейчас без использования Интернета невозможно представить деятельность современной туристической фирмы. Интернет используется практически во всех основных бизнес-процессах внутри туристической компании, начиная от поиска и привлечения клиентов в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента и заканчивая формированием турпродукта. Использование Интернета как рекламного канала является объективной необходимостью для туристского предприятия в рамках жестких условий конкурентной борьбы за потенциального потребителя.
Реклама, как и любой другой вид маркетинговых коммуникаций, играет очень важную роль в реализации планов туристской фирмы. Перед потребителями реклама может представать в различной форме. Она преследует различные цели, тем самым оказывая большое влияние на культуру, экономику, образование, идеологию, социальный климат и многие другие аспекты современной деятельности. Но главной её задачей является обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю [3, с. 9].
К основным особенностям рекламы в туризме относятся:
- Информация. Основной функцией рекламных кампаний в туризме является предоставление клиентам полноценной, а главное правдивой, информации о предлагаемых турах, о плюсах и минусах посещения конкретных туристских дестинаций [4].
- Односторонняя направленность. Реклама фактически имеет только одно направление: от рекламодателя к адресату (потенциальному клиенту туристкой организации) Сигналы обратной связи поступают лишь в форме конечного поведения потенциального клиента [2].
- Достоверность информации. Предоставление достоверной нынешней информации о том или ином туристском продукте для клиента очень важно. Так как при продажах турпродукта с сильным приукрашиванием действительности можно в последствии заработать отрицательную имиджевую оценку на туристском рынке. Так же помимо отрицательного имиджа компании, можно так же столкнуться и с жалобами клиентов, которые будут не удовлетворены туристским продуктом [1].
- Визуальные средства. Привлечь клиентов к туристскому продукту можно при помощи броскости и убедительности визуальных эффектов, используемых в рекламе. Визуальные образы оказывают огромное влияние на человека, поэтому реклама в туризме часто воспроизводится яркими картинки или сюжетами видеороликов, которые зарождают желание у целевой аудитории.
Надо также отметить, что все особенности создания и деятельности рекламы и в частности вообще сам туристский продукт должны соответствовать законодательным нормам [5].
Современные потребители скептически относятся ко многим рекламным акциям, поэтому привлечь и удержать покупательский интерес к какому-либо виду услуг довольно сложно. Поэтому реклама означает больше, чем разработка хороших услуг, установление на них привлекательной цены и приближение к ним потребителей целевого рынка. Компания должна продавать свои услуги, сопровождая их оригинальными, информативными и привлекательными обращениями, которые убеждали бы в соответствии этих товаров потребностям и желаниям потребителей.
Действенная, эффективная реклама – всегда результат тщательного планирования. Планирование рекламной кампании представляет собой многоступенчатый процесс и осуществляется в соответствии с общей схемой планирования коммуникацией.
Предприятие туризма должно иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами. Поэтому каждая компания неизбежно начинает играть роль источника коммуникации и генератора различных средств продвижения информации об услугах на рынке.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что туристская деятельность на данный момент тесно связана с использованием качественной и эффективной рекламы для сбыта и увеличения продаж туристских услуг. Так же в сфере туризма есть определённые особенности рекламы, которые влияют на ее форму при создании.