Главная
АИ #26 (208)
Статьи журнала АИ #26 (208)
Территориальные кластеры: результаты и перспективы деятельности

Территориальные кластеры: результаты и перспективы деятельности

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

кластер
технопарк
индустриальный парк
эффект кластеризации
кластерная политика

Аннотация статьи

Статья посвящена теоретическому анализу хода протекания и результативности кластерной политики в регионах как основного механизма инновационного и экономического развития. Обобщен комплекс прогнозируемых результатов кластерной политики для регионов, государства и предпринимательских структур. Дана характеристика степени достижения прогнозируемых эффектов от кластеризации регионов. Рассмотрены создаваемые условия и инфраструктурные возможности для развития региональных кластеров. Охарактеризованы риски политике в области создания и функционирования кластеров.

Текст статьи

В условиях поиска новых механизмов экономического развития субнациональных систем одной из приоритетных форм эффективной организации регионального промышленного комплекса становятся кластеры.

Радикальные сдвиги темпов социально-экономического развития позволяют достичь инновационные формы пространственной организации и распределения территориального хозяйства [1, с. 155-160; 5, с. 450-455]. Поэтому исследование подходов к их созданию, функционированию и оценки эффективности деятельности является одним из наиболее актуальных направлений современной региональной экономики.

Кластерная политика на региональном уровне использует комплексный и системный подходы к территориальному развитию посредством повышения эффективности использования ресурсной базы и резервов производственной кооперации.

Новейшая история кластеров в регионах России насчитывает уже около десяти лет, но запланированные эффекты от их деятельности пока не достигнуты ни на макро, ни на микроуровне.

Классическая модель кластера предполагает, что центральным звеном являются фирмы, производящие продукцию определенной спецификации. Группа компаний посредством специализированной организации обеспечивает взаимодействие с государственными структурами, научным сообществом и кластерными институтами [2, с. 265-283]. От входящих в кластер компаний требуется взаимодействовать с другими участниками на высоком коммуникативном уровне для развития кооперации и обмена ресурсами, в том числе знаниями и компетенциями.

Считается, что кластерные структуры наиболее приспособлены к успешному функционированию в условиях быстрой перемены производственных процессов и потребностей клиентов.

Именно участники кластеров могут получать дополнительные преимущества от коллаборативных связей, развития деятельности на основе взаимоотношений с новыми партнерами.

Кластерные объединения в скором будущем должны обеспечить повышение уровня обработки сырья в территориальных промышленных комплексах, улучшение качества продукции отечественных производителей, оптимизацию производственных цепочек.

Отметим обязательные черты промышленного кластера:

  • наличие специализированной организации промышленного кластера;
  • размещение в пространстве одного или нескольких регионов страны;
  • в состав кластера должно входить не менее пяти промышленных компаний;
  • как минимум одно предприятие должно выпускать готовую продукцию кластера;
  • каждый кластер должен реализовывать не менее трех проектных инициатив по созданию товаров для снижения уровня импортозависимости от иностранной продукции;
  • каждое предприятие-участник является стороной в договоре о поставке промышленной продукции;
  • деятельность кластерного образования соответствует направление стратегического развития территорий.

Создание в регионах кластеров и их финансовая и организационная поддержка со стороны государства по задумке должны были решить проблемы самих предприятий посредством их участия в кластерном объединении, а также дать новый импульс экономическому и инновационному развитию территорий страны.

Прирост экономики региона от деятельности кластеров может быть сгенерирован за счет увеличения выработки, расширения производств и предприятий, создание новых компаний и рабочих мест, повышения конкурентоспособности региональных товаров, улучшения качества жизни в регионе.

Напомним, что положительными результатами кластерной политики для представителей бизнес-сообщества должны стать:

  • возможность использования прямой финансовой помощи от государства;
  • сокращение расходов на производственную деятельность за счет возможности кооперации;
  • развитие деятельности за счет расширения продуктовой линейки;
  • привлечение дополнительного числа покупателей заказчиков.

В свою очередь на уровне региона функционирование кластеров должно дать эффект в форме:

  • привлечения дополнительного объема инвестиционных ресурсов;
  • повышение уровня результативности предприятий;
  • улучшение ситуации на территориальном рынке труда;
  • увеличение бюджетных доходов регионального бюджета;
  • укрепление конкурентных позиций территории и возникновение новых конкурентных преимуществ.

Для государства в целом расширение деятельности кластерных образований должно способствовать появление следующих эффектов:

  • импортозамещение наиболее важных материалов, товаров, технологий;
  • научно-техническое развитие разных сфер деятельности;
  • диверсификация экономики;
  • увеличение объемов производственной деятельности и экономический рост.

Следует отметить, что представители региональной и федеральной власти в достаточном объеме создают инфраструктурные возможности для формирования и функционирования характера в виде промышленных парков и технопарков.

Промышленный парк представляет собой пространство, на котором локализованы здания, сооружения и необходимая инфраструктура для размещения и осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями одной отрасли. Создаваемые промышленные парки на условиях пользования и с возможностью приобретения предоставляют участникам кластеров территории, участки, объекты недвижимости, транспортной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры.

Созданные для участников кластеров условия нацелены на сокращение расходов деятельности и упрощения процесса проектирования. Дополнительно данные размеры должны способствовать появлению новых малых и средних предприятий.

Технопарки, как объекты инновационной инфраструктуры, в отличие от промышленных парков, характеризуются наличием жестких требований к инновационному характеру деятельности предприятий–резидентов технопарков, а также предоставлением специализированных услуг, обеспечивающих поддержку развития малых инновационных предприятий и содействующих эффективному трансферу технологий [4, с. 113-135].

Эффективно работающие технопарки могут стать важным элементом инновационной инфраструктуры для развития кластеров, включая инновационные кластеры.

В настоящее время наблюдается нехватка пространств для функционирования необходимом количестве технопарка, потенциальные участники кластеров имеют ограниченный доступ к информационной и рыночной поддержке.

Следует еще раз заострить внимание на отличии российских территориальных кластеров от зарубежных, которая становится причиной недостаточной эффективности. В субъектах нашей страны кластеры создаются при университетах или других научных организациях, что представляется рациональным. Так как данная базовая исследовательская организация имеет другие виды деятельности – образовательную, методическую, научную, воспитательную, ресурсов на поддержание и развитие деятельности в кластерах в ней недостаточно, в том числе организационных.

В зарубежных странах технопарки – это независимые коммерческие организации, занимающиеся непосредственно производственной деятельностью и специализирующиеся именно на ней. Иностранные технопарки не имеют других источников доходов, кроме прибыли от кластера, поэтому заинтересованы в его производительности и результативности.

Соответственно, отечественные технопарки являются дополнительным источником дохода для научных организаций, которые имеют ресурсы для финансирования своей деятельности, а значит для них не является жизненно важным обеспечение результативности деятельности кластера, они заинтересованы в привлечении государственных ресурсов.

Кроме того, в регионах на сегодняшний день не сложилось устойчивого спроса на инновации как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, что является одним из необходимых условий для реализации кластерной политики. Значение предприятий малого и среднего бизнеса для российской экономики остается на невысоком уровне, что также препятствует эффективной реализации кластерных инициатив. В российском законодательстве до настоящего времени не закреплено понятие «инновационный территориальный кластер», не определены основные функциональные и организационные особенности кластеров, критерии по их отбору, а также механизмы и подходы к их проектированию и развитию [3, с. 508-511]. Следовательно, назрела необходимость пересмотра условий и принципов создания кластеров. Они должны функционировать на рыночной основе.

На правительственном уровне осознают риски политике в области создания и функционирования кластеров, такие как;

  • нерациональное расходование бюджетных средств вследствие неэффективных решений по поддержке кластеров;
  • недостаточная активность представителей региональных властей и бизнеса;
  • недостаточный уровень развития методик оценки результативности кластерной политики в регионах.

Поэтому, первоочередными мерами обеспечения эффективности кластерной политики территорий могут стать:

  • выбор и закрепление точных метрик объединений, проектов и мер в сфере деятельности кластеров;
  • многоступенчатая проверка заявки на предоставление финансовых ресурсов;
  • реализация только результативных мер финансовой и организационной поддержки;
  • проведение конкурсов и отбор наиболее качественных заявок;
  • использование механизмов частно-государственного партнерства в качестве необходимого условия финансирования кластерных проектов;
  • реализация образовательных проектов по повышению уровня подготовки участников кластера;
  • тиражирование наиболее эффективных практик кластерная деятельности;
  • регулярный пересмотр мер поддержки кластерных объединений.

Можно сделать вывод, что современная кластерная политика реализуется в значительных масштабах, уже создано достаточное количество пространств и инфраструктурных и возможностей для функционирования кластерных объединений. Однако, при этом цели и эффекты от кластеризации в регионах не были достигнуты, хотя определенную положительные результаты имеет место в отдельных объектах. Для повышения эффективности мероприятий территориальной кластерной политики рекомендуется в первую очередь пересмотреть организационные модели кластерных объединений, а также принципы их финансирования и оценки результативности деятельности.

В целом можно сделать вывод, что реализация политики в сфере кластерного развития, несомненно, позволит получить положительные результаты на территориях страны как стимул и поддержка развития производственной и инновационной сферы в регионах. Существенные барьеры для кластерного развития, возникающие, в том числе в силу непродолжительного опыта проектирования и поддержки инновационных территориальных кластеров в регионах РФ, будут сглаживаться по мере дальнейшей реализации направлений кластерной политики в нашей стране.

Список литературы

  1. Антонова М.В., Гуминский Д.О., Сергеева Ю.С. Операторы финансовых платформ – новые участники финансового рынка // Экономика XXI века. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под редакцией О.А. Чистяковой. Новосибирск, 2022. С. 155-160.
  2. Мусаев Р.А., Панкратов А.А. Проблемы реализации федеральной кластерной политики в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – Т. 18, № 2. – С. 265-283. https://doi.org/10.24891/re.18.2.265.
  3. Чистникова И.В., Дружникова Е.П., Добродомова Т.Н. Стратегическое управление пространственным развитием территорий // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 6 (50). С. 508-511.
  4. Фонотов А.Г., Бергаль О.Е. Территориальные кластеры в системе пространственного развития: зарубежный опыт // Пространственная экономика. 2020. Т. 16. № 4. С. 113-135. https://dx.doi.org/10.14530/se.2020.4.113-135.
  5. Vladyka M., Chistnikova I., Varadzhakova D., Ermachenko F. Researcy on the impact of macro-region development on the state economy // В сборнике: Actual problems of development economic, financial and credit systems. Collection of materials VIII International Scientific and Practical Conference. Belgorod, 2023. P. 450-455.

Поделиться

516

Мокина А. В., Белоус Т. С. Территориальные кластеры: результаты и перспективы деятельности // Актуальные исследования. 2024. №26 (208). Ч.II.С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/9737-territorialnye-klastery-rezultaty-i-perspektivy-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря