Формирование элементарных лексических единиц у детей дошкольного возраста на английском языке посредством TPR-технологии
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (15), июнь '20

Формирование элементарных лексических единиц у детей дошкольного возраста на английском языке посредством TPR-технологии

В статье говорится о TPR-технологии, которая способствует активизации познавательной и творческой активности детей, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность.

Аннотация статьи
TPR-технологии
дети
английский язык
деятельность
Ключевые слова

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров» [1].

Социальный смысл дошкольной ступени заключается в создании условий для формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе. Такого рода готовность формируется в процессе социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития дошкольника, что и должно составлять суть и смысл дошкольного иноязычного образования. В этом контексте стратегическая цель дошкольного иноязычного образования заключается в личностном развитии ребенка и формировании его культуры средствами иностранного языка: культуры речевой, коммуникативной и нравственной.

Изучение английского языка является одним из видов детской деятельности, характеризующейся большой интенсивностью, требующей от детей концентрации внимания, напряжения сил в течение всего занятия. Вследствие чего у детей нередко возникает утомление. Двигательная активность является неотъемлемой составляющей занятий по английскому языку.

Практика показывает, что дошкольники испытывают затруднения в овладении иностранным языком. Связано это с физиологическими и психологическими особенностями возраста детей дошкольного возраста, которые требуют особого подхода в методике обучения. Многие современные дети страдают от нехватки двигательной активности. Одним из лучших решений внести в занятие необходимое оживление и радостные эмоции является проведение физкультминутки или подвижной игры. Кроме того, существуют методики изучение английского языка на основе использования двигательной активности детей. К ним относится и метод полного физического реагирования, или метод TPR.

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response, TPR) по праву считается одним из самых известных и эффективных методических инструментов, используемых в процессе преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения во многих странах мира [2].

При применении этой методики включается в работу и левой и правое полушарияЛевое полушарие в основном отвечает за абстрактно-логическое мышление и речь, а правое – за образное мышление, то есть за творчество, фантазию и интуицию. Данная методика показывает, что мотивацию к изучению иностранного языка значительно повышает отсутствие стрессовых ситуаций. Основные принципы методики заключаются в понимании чужого языка, которое должно обязательно предшествовать процессу говорения, в понимании чужой речи, которую следует развивать путём выполнения приказов, в развитии готовности к речи, которая должна происходить спонтанно, без принуждения [3].

Использование на занятиях по английскому языку TPR-технологии способствует активизации познавательной и творческой активности детей, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность. Метод полного физического реагирования развивает сообразительность и внимание, обогащает язык и закрепляет словарный запас дошкольников. При этом легче усваивается языковой материал и вместе с тем возникает чувство удовлетворенности.

Данный метод включает в себя три этапа обучения.

1. Первый этап – понимание речи.

На данном этапе используется метод полного физического реагирования (Total Physical Response) – восприятие и понимание отдельных слов, просьб, команд и реагирование посредством действий.

Слова, действия и просьбы запоминаются и прочно входят в пассивный лексический запас, и позже в разговорную речь. Также можно использовать игры, рисование, песенки, стихотворения, мультфильмы на английском языке для осуществления действий и запоминания слов, понятий и отдельных фраз детьми. Данный метод активно развивает слуховое восприятие, память, мышление.

2. Второй этап – воспроизведение речи.

Здесь используется метод ускоренной интеграции (Accelerative Integrated method) – вместе с детьми педагог активно использует жесты, движения, танцы, ролевые игры при воспроизведении слов и простейших речевых конструкций.

На этом этапе дети знакомятся с культурой изучаемого языка. Также на втором этапе применяются ролевые и подвижные игры. Ролевые игры строятся на основе ситуаций из жизни, например: в ресторане, в супермаркете, в больнице и т.д. Чтобы ребенок не заскучал, выполняя одни и те же действия, можно разнообразить занятия следующими способами:

  • рисование по-английски: предложить раскрасить картинку по образцу или попросить ребенка нарисовать что-то, используя инструкции на английском (Draw a circle, Color it red, Take green crayon);
  • пение и танцы: многие детские песни построены на принципе TPR, это так называемые action songs (If you’re happy and you know clap your hands);
  • игры: одна из популярнейших игр с использованием TPR – Simon says.

Педагог, перед тем как изложить команду, добавляла: «Simon jump!», дети выполняют просьбу. Если же педагог просто говорит: «Jump!», задача детей – игнорировать.

3. Третий этап – создание речи.

Наиболее эффективным на данном этапе - коммуникативный метод, посредством которого педагог формирует умение понимать и создавать речевые конструкции и тексты с использованием накопленного лексического запаса для различных целей.

На третьем этапе обучения педагог использует задания, направленные на активную коммуникацию детей: ролевые игры, диалоги, театрализованные постановки, разучивание стихотворений, придумывание рассказов. Ролевые игры строятся на основе ситуаций из жизни, например: в ресторане, в супермаркете, в больнице.

TPR-технология направлена также на сохранение и стимулирование здоровья детей. Изучение английского языка требует значительного умственного напряжения детей, что неизменно приводит к быстрому утомлению и рассеиванию внимания. Статическая нагрузка, которую испытывает ребенок во время занятий, тяжела для детского организма. Поэтому при первых признаках утомления детей необходимо проводить физкультминутки. Они не только способствуют повышению работоспособности детей, но и обеспечивают активное дыхание, усиливают кровообращение, снимают усталость, и одновременно позволяют повторить изученный материал. Для проведения физкультминуток можно использовать рифмовки, песни, стихи, произнося которые дети запоминают новые слова, словосочетания, название движений и действий, выполняемых во время физкультминуток [2].

Процесс обучения дошкольников иностранном языку является весьма эффективным при использовании TPR-технологий, так как:

  • методика TPR-технологий увеличивает темп работы и повышает настроение;
  • значительно повышает запоминаемость слов и фраз;
  • используется как в больших, так и в маленьких группах. Количество детей не имеет особого значения. Если педагог готов взять на себя роль ведущего, дети последуют за ним;
  • хорошо работает на смешанных группах разного уровня способностей;
  • не требует большой подготовки или множества материалов. Если педагог точно знает, что отрабатывает, на приготовление не уйдет много времени;
  • задействует оба полушария головного мозга.

Таким образом, систематическое использование TPR-технологии заметно повышает эффективность образовательной деятельности, направленной на изучение детьми английского языка.

Текст статьи
  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Борохович, Л. Ю. Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества / Л. Ю. Борохович. – Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 63-65.
  3. Костецкая Л. М. Использование инновационных технологий как средства формирования познавательного интереса к иностранному языку. Сборник докладов – Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2017. – 120c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 ноября по 30 ноября
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 декабря
Загрузка в elibrary
04 декабря
Рассылка печатных экземпляров
09 декабря