Основные направления совершенствования информационно-технического обеспечения таможенных органов в Российской Федерации на сегодняшний день зафиксированы прежде всего в таком документе, как Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [1]. Как верно отмечают разработчики Стратегии, «совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов и информационной безопасности способствуют созданию экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором во всех сферах социально-экономической деятельности, обеспечивая их эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, государства и граждан» [1].
Согласно тексту Стратегии-2030, основная цель развития ИТО таможенных органов в условиях цифровизации экономики РФ – это «трансформация информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов, охватывающая все основные стратегические направления развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [1]. Иначе говоря, подчеркивается «сквозная» роль информационно-технического обеспечения в достижении всех целевых ориентиров Стратегии до 2030 года.
Согласно плану реализации первого этапа Стратегии-2030 до конца 2024 в рамках трансформации ИТО деятельности таможенных органов запланировано построение ГЦОДа, реализация проектов по наполнению информационных систем ФТС элементами искусственного интеллекта для обработки и анализа Big Data, решения нелинейных задач и принятия управленческих решений. Также планируется переход на отечественное ПО и ИТС для обеспечения технологической независимости ИКТ-инфраструктуры таможенных органов [4].
Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 закрепляет основные направления развития информационных технологий в таможенных органах России до 2030 года, включая такие, как:
- реализация общих процессов в таможенной сфере в рамках Евразийского экономического союза с использованием Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, создаваемой за счет функционального расширения Интегрированной информационной системы взаимной и внешней торговли Таможенного союза;
- создание условий, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры ИКТ таможенных органов;
- повышение эффективности планирования мероприятий и расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию ИКТ;
- поэтапный переход на централизованное предоставление типовых ИТ-сервисов;
- поэтапный переход на использование оборудования и программного обеспечения отечественного производства;
- совершенствование системы обеспечения безопасности информационных систем и информационных ресурсов таможенных органов с учетом увеличения угроз несанкционированного доступа в ЕАИС ТО со стороны глобального информационного пространства;
- развитие ЕАИС ТО, обеспечение совершенствования информационных таможенных технологий и межведомственного электронного взаимодействия, в том числе внедрение механизмов и принципов «единого окна»;
- внедрение в деятельность таможенных органов унифицированных программно-технических комплексов;
- развитие региональных ЦОД и создание главного ЦОД нового поколения;
- реализация и широкое использование в деятельности таможенных органов инноваций в области информационных технологий [2].
Согласно Приказу ФТС России от 28.02.2023 № 139, в числе целей цифровой трансформации таможенных органов РФ обозначено несколько пунктов, непосредственно относящихся к вопросам информационно-технических подразделений, такие как:
- повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
- обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем информационно-технологической инфраструктуры [3].
Обобщая направления развития ИТО таможенных органов, изложенные в вышеприведенных документах ФТС стратегического характера, выделим наиболее существенные из них. По нашему мнению, таковыми являются следующие.
1. Совершенствование информационно-технического обеспечения органов ФТС России в процессе внедрения и использования инновационных, цифровых технологий и сервисов.
ФТС ведет последовательную работу по реализации новых цифровых интеллектуальных сервисов. Автоматизированы все таможенные процессы и налажено электронное взаимодействие со всеми их участниками. В настоящее время реализуется несколько проектов в сфере искусственного интеллекта (ИИ): интеллектуальный анализ снимков ИДК без участия человека на базе машинного обучения, как основа будущих интеллектуальных пунктов пропуска, интеллектуальный анализ товарных партий с применением элементов ИИ, оснащение автомобилей мобильных групп камерами фото- и видеофиксации с технологией машинного зрения.
В данном случае, в первую очередь речь идет о своевременном оснащении и переоснащении таможенных органов современным оборудованием, серверами, каналами связи и компьютерной техникой. Важно на постоянной основе осуществлять модернизацию существующих информационно-программных средств таможенных органов, а также вести работу над созданием перспективных, «обеспечивающих реализацию новых требований к стандартам качества при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств» [2]. Актуальными направлениями в данной сфере являются также увеличение объема используемых таможенными органами мобильных устройств, сервисов и технологий, а также внедрение интернета вещей, и соответственно, «массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре» [2]; внедрение «облачных» технологий, «больших данных». Также должны решаться вопросы информационно-технического обеспечения выполнения таких стратегических задач, как:
- «реализация технологии централизованного сбора, хранения и обработки информации о результатах таможенных осмотров товаров и транспортных средств, проведенных с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» [1];
- «создание долговременных архивов юридически значимых электронных документов» [1];
- цифровизация документирования результатов ОРД;
- повышение эффективности использования ИДК и оборудования радиационного контроля за счет обеспечения интеграции их ПО с ИПС ИС таможенных органов;
- «создание прототипа системы автоматической оценки уровня риска товарных партий в режиме реального времени (как элемента системы управления рисками в «цифровой» таможне)»;
- «автоматизация процесса формирования постановлений по делам об АП о назначении наказания в виде штрафа, внесенных таможенными органами в форме электронного документа»;
- «разработка системы автоматического выбора объектов контроля»;
- «внедрение категорирования лиц, совершающих таможенные операции, в режиме он-лайн непосредственно при подаче таможенной декларации»;
- «автоматизация процесса формирования акта остановки транспортных средств в ходе проведения мобильного проверочного мероприятия» [3];
- создание многофункциональной системы контроля за ввозом и оборотом товаров по территории РФ, в том числе посредством создания интеллектуального офиса сотрудника мобильной группы;
- продолжение реализации мер по технологическому и техническому оснащению и обустройству интеллектуальных пунктов пропуска.
Следует отметить, что создание интеллектуальных пунктов пропуска – это один из важнейших приоритетов ФТС России на сегодняшний день. Здесь будут сконцентрированы современные цифровые технологии на базе искусственного интеллекта и машинного зрения, полностью электронного документооборота, умные устройства и оборудование, направленные на ускорение прохождения таможенного контроля при пересечении границы как физическими, так и юридическими лицами. Актуальная и перспективная задача – это обустройство всех пунктов пропуска портальными ИДК и совершенствование технологии автоматического анализа снимков ИДК с помощью искусственного интеллекта.
Кроме того, перспективными направлениями развития таможенных постов фактического контроля можно назвать такие, как: автоматизация регистрации отчетности владельцев складов временного хранения; совершенствование применения планшетов при проведении таможенного досмотра, голосовой ввод данных при заполнении акта досмотра, загрузка фотографий с досмотра через мобильную версию АПС «Личный кабинет», подписание акта с помощью ЭП через планшет. Перспективным направлением является внедрение технологии дистанционного таможенного осмотра через удаленное видеонаблюдение, автоматическая фиксация поступления транспортных средств в зону ТК, автоматическое считывание данных с навигационных пломб [5].
В перспективе будут расширяться возможности применения интеллектуальных технологий распознавания текста в центрах электронного декларирования, а также «Личном кабинете участника ВЭД» при загрузке в долговременный архив юридически значимых электронных документов.
2. Обеспечение высокого уровня защищенности информационной инфраструктуры таможенных органов от угроз.
Безусловно, количество кибератак на российские таможенных органов с 2022 г. существенно выросло. Изменилась их направленность, если рассматривать внешние информационные ресурсы в сети Интернет. Если раньше это были достаточно стандартные лобовые DDoS-атаки, то сейчас речь идёт о социальной инженерии (например, «в различных каналах, в соцсетях рассылалась информация с предложением пользователям, например, переходить по ссылкам и попадать на информационные ресурсы» [7]).
Обычно DDoS-атаку можно минимизировать, заблокировав IP-адрес, с которого идёт трафик, а в случае с заходами пользователей получается кратный рост уникальных подключений к интернет-ресурсам ФТС России. В итоге таможенные органы были вынуждены заблокировать доступ к ним с IP-адресов, не относящихся к странам Евразийского союза.
В целом, информационная система таможенной службы представляет собой замкнутую систему, подключиться к которой через интернет нельзя. Доступ к ней извне защищён рядом специального оборудования. Кроме того, ФТС обладает собственными, разработанными специально для них системами обеспечения информационной безопасности. Только поддержание и в дальнейшем такой замкнутости позволит успешно бороться с кибератаками.
Также актуальными задачами в данной сфере являются следующие:
- обеспечение использования средств криптографической защиты информации, в том числе средств электронной подписи, прошедших оценку соответствия требованиям информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с гражданами и организациями;
- обеспечение комплексной защиты информационной инфраструктуры таможенных органов, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической информационной инфраструктуры;
- обеспечение непрерывного мониторинга и анализа угроз, возникающих в связи с внедрением новых информационных технологий, для своевременного реагирования на них [1].
Специалисты подчеркивают актуальность применения нейросетей в решении задач обеспечения информационной безопасности таможенных органов: «создание системы непрерывного аудита угроз информационной безопасности с постоянным обучением нейронных сетей, участвующих в противодействии им, позволит своевременно реагировать на новые атаки на информационную составляющую таможенных органов, и в частности на работу интеллектуального пункта пропуска через таможенную границу» [6].
3. Развитие информационного взаимодействия таможенных органов государств ЕАЭС на единой технологической платформе.
В рамках этого направления представляется актуальной задача информационно-технического обеспечения трансграничного обмена электронными документами между таможенными, а также и иными государственными органами стран-участниц ЕАЭС, регулирующими ВЭД, в процессе таможенного контроля товаров и ТС через границы и внутри Союза, на базе Интегрированной информационной системы (ИИС) ЕАЭС и механизмов «единого окна». Необходимо вести работу по расширению «информационного взаимодействия с таможенными администрациями иностранных государств в таможенной сфере» [1], сопряжению «транзитных систем соседних государств в ЕАЭС на основе современных информационных технологий» [4].
4. Переход на использование таможенными органами отечественного программного обеспечения, технологий и оборудования.
В направлении импортозамещения информационных технологий в органах государственной власти, в том числе таможенных, в настоящее время действует Указ Президента от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», «который запрещает с 1 января 2025 года на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) применять иностранное ПО» [7]. Соответственно, ФТС, как субъекту КИИ, к 01.01.2025 г. нельзя будет использовать любое зарубежное ПО.
По оценку руководства ФТС, уровень импортозависимости российских таможенных органов по разным составляющим ИКТ-решений отличается. В частности, нет зависимости от импортного ПО в сфере информационной безопасности, используются только российские продукты, что позволило безболезненно пройти все кибератаки на информационную систему. Также есть подходящий российский аналог американской Cisco в сфере телекоммуникаций и магистральных маршрутизаторов. Наибольшая зависимость есть в сфере ОС и СУБД, используемыми таможенными органами.
В данном вопросе прежде всего необходим постоянный мониторинг ситуации на отечественном рынке ИТ и последующая подготовка ответственными лицами предложений по их внедрению в работу органов ФТС. Также при внедрении любых ПТС приоритетом пользоваться должны отечественные продукты.
Переход на отечественные ИТ-продукты должен произойти как в сфере офисного ПО, так и в сфере СУБД (например, «Postgres Pro» как замена «Oracle»). Целесообразно для решения разных задач таможенных органов использовать различные отечественные СУБД, удовлетворяющие их потребности.
Однако важным и проблемным вопросом является обеспечение должной и оперативной техподдержки со стороны отечественных производителей ПО, аналогично зарубежным ИТ-продуктам, в которых работает множество компетентных специалистов, готовых круглосуточно оказать профессиональную помощь. Здесь важно своевременное тестирование таможенными органами отечественных ИТ-продуктов и обратная связь с разработчиками по его улучшению и оптимизации, устранению проблем и ошибок. Вести эту работу необходимо во взаимодействии с Минцифрой РФ, курирующим сферу отечественных ИТ. Проблемным моментом является и существенное и неконтролируемое повышение цен разработчиками отечественного ПО как на свои продукты, так и на техподдержку.
Наиболее сложным пока является поиск отечественных аналогов программе бизнес-аналитики (BI) Oracle BI для таможенных органов, поскольку существующие российские предложения (их более 20) обладают некоторыми недостатками, связанными в первую очередь с объёмом обрабатываемой информации. Кроме того, есть проблема в области импортозамещения ПО промежуточного слоя – серверов приложений.
Предстоит также решить сложнейшую проблему перевода на российские ОС порядка 1,7 тыс. программно-аппаратных комплексов, оснащенных средами виртуализации, на всех уровнях информационно-вычислительной инфраструктуры таможенных органов, обеспечивающих функционирование ЕАИС ТО. На данный момент уже принято концептуальное решение о сокращении хранения данных в территориальных таможенных органах, о централизации информационных ресурсов таможенных органов и общего сокращения применяемых программных средств путём их укрупнения. Сократится и оборудование в таможенных органах. Осуществляется также его трансформация в виртуальную инфраструктуру: если раньше под каждую задачу был сервер, то сейчас это программно-аппаратный комплекс, в составе которого функционирует всё ПО.
Однако на данный момент оборудование таможенных органов (как персональные компьютеры, так и серверы) работает на ОС от Microsoft. Возможным решением видится переход на российские системы на базе Linux. Но в дальнейшем такой переход потребует переработки и модернизации всего таможенного ПО, поскольку изначально оно создавалось под Windows.
Кроме того, есть много других эксплуатируемых таможенниками приложений, которые предстоит импортозаменить, например, среды виртуализации – переход от VMware на российский «Горизонт».
В соответствии с протоколом стратегической сессии по развитию единой цифровой платформы РФ «ГосТех» (ЕЦП «ГосТех») от 10.05.2023 № 2 к 2025 году на данной платформе планируется разработка и реализация специального сервиса обеспечения деятельности российских таможенных органов. На заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 9 октября 2023 г. были одобрены подготовленные ФТС совместно с Минцифры России и ФКУ «Государственные технологии» описание целевого состояния ЕАИС таможенных органов и план-график поэтапной реализации в 2024 – 2025 годах сервиса таможенных органов на ЕЦП «ГосТех». В рамках I этапа реализации запланировано в срок до 1 июля 2024 г. выполнение системного проектирования сервиса, по результатам которого можно будет оценить возможность реализации функционала ЕАИС ТО на ЕЦП «ГосТех» с использованием отечественного ПО и произвести расчет его стоимости.
5. Поддержание стабильности работы информационно-коммуникационной инфраструктуры и программных средств таможенных органов.
Приоритетной задачей информационно-технических служб таможенных органов, разумеется, является обеспечение непрерывного функционирования ЕАИС ТО. Решается эта задача на основе улучшения «систем внутреннего электроснабжения, технических и эксплуатационных характеристик ИТС, резервирования каналов передачи данных, повышения надежности ИПС и создания комплексной системы эксплуатации» [2]. Важными вопросами в этой сфере также являются:
- создание унифицированных программно-технических комплексов на уровне таможенного поста, таможни, РТУ;
- выделение отдельного комплекса вычислительных средств с работающими в режиме реального времени приложениями таможенных органов;
- создание высокопроизводительных систем и мощного оборудования для аналитической деятельности ФТС России, внедрения технологий анализа больших данных с применением искусственного интеллекта;
- совершенствование информационно-программных средств, включая инфраструктуру, обеспечивающую безотказное функционирование всех компонентов информационной системы таможенных органов;
- построение территориально распределенного главного Центра обработки данных Федеральной таможенной службы нового поколения, в котором реализованы информационные технологии, обеспечивающие централизацию используемых приложений, применение технологий сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (технологий облачных вычислений) [1];
- проектирование и эксплуатация телекоммуникационных узлов всех таможенных органов по отказоустойчивой схеме, исключающей сбои при передаче информации в режиме времени близком к реальному, в том числе при электронном взаимодействии с заинтересованными лицами [3];
- обеспечение функционирования централизованной инфраструктуры вычислительных ресурсов таможенных органов при увеличении нагрузки на них, обеспечение стабильности и устойчивого прироста запаса прочности централизованных вычислительных систем ФТС России;
- обеспечение поставок оборудования отказоустойчивых телекоммуникационных узлов российского производства и средств обеспечения безопасности информации;
- завершение процесса миграции ЕАИС ТО в ГЦОД ФТС России.
6. Развитие информационно-технического обеспечения процессов взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и межведомственного взаимодействия.
В данном направлении для таможенных органов России актуальны следующие вопросы:
- «развитие системы межведомственного электронного взаимодействия ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти»;
- «интеграция в ЕАИС ТО информации Банка России, ФНС России, Росфинмониторинга и иных ведомств в отношении валютных, финансовых операций и иных сведений в качестве критериев и индикаторов риска совершения сомнительных операций, нарушения требований валютного и таможенного законодательства»;
- «разработка и модернизация ИПС ЕАИС ТО для развития электронного взаимодействия правообладателей с ФТС России в рамках получения госуслуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» [4];
- «расширение системы внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде в рамках осуществления таможенными органами правоохранительной деятельности в части административных правонарушений и преступлений» [3];
- автоматизация процесса обмена сведениями с Росимуществом при распоряжении имуществом, обращенным в федеральную собственность, а также задержанными товарами;
- обеспечение автоматизированной передачи постановлений по делам об АП в электронном виде в ФССП России, получение информации о ходе исполнительных производств по ним в полном объеме;
- реализация электронного взаимодействия между ФТС России и ТПП России в части обмена информацией о заключениях об идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в готовой продукции, полученной из таких товаров.
7. Совершенствование кадрового обеспечения информационно-технических служб таможенных органов.
В данном случае представляется необходимым расширять сотрудничество и взаимодействие с профильными вузами, ведущими подготовку специалистов в сфере таможенного дела, поскольку реализация программ и проектов цифровой трансформации ФТС России предполагает и должный уровень развития цифровых компетенций сотрудников, поскольку, как верно отмечает Р.В. Давыдов, «все сферы деятельности современного таможенного инспектора, от документооборота и подготовки материалов (справок, докладов и презентационных материалов) до работы с таможенными декларациями и массивами информации, невозможно представить без информационных систем и программных продуктов» [8].
Необходимо проработать вопрос об усилении «информационной» составляющей учебных планов будущих специалистов таможенного дела, повышении качества и интенсивности применения в учебном процессе программных продуктов таможенных органов. Возможно также открытие программ подготовки со специализацией «Прикладная информатика в таможенной сфере».
Кроме того, актуально усиление практической составляющей обучения, совершенствование организации прохождения практик в таможенных органах, привлечение преподавателей-практиков к проведению лекционных, лабораторных и семинарских занятий по информационным таможенным технологиям.
Важно уделить внимание и аналитической составляющей обучения будущих выпускников, поскольку ежедневно растут объемы обрабатываемой и хранимой в ФТС информации о внешнеэкономической деятельности и участниках ВЭД. Необходимы компетенции в сфере анализа данных, Data-science, умение вести аналитическую работу с использованием программных средств и информационных технологий [8].