Главная
Конференции
Перспективы интеграции науки и образования в современном мире
Роль транспортных коридоров в современной мировой политике

Роль транспортных коридоров в современной мировой политике

Секция

Политология

Ключевые слова

геополитика
транспортный коридор
мировая политика

Аннотация статьи

В статье раскрывается следующие аспекты темы: определение транспортного коридора (МТК), международный правовой режим коридоров. Особое внимание уделяется роли транспортных коридоров в современной мировой политике.

Текст статьи

В условиях глобализации, когда развивающиеся страны борются за расширение свой роли в мировой политической и экономической системе, и в частности, в международной экономической инфраструктуре, значение транспортных систем и транспортных коридоров невозможно недооценивать. Обладание транспортными коридорами способствует росту влияния страны, поэтому сейчас ведется напряженная борьба между странами за возможность быть крупным транспортным узлом.

Наличие развитой транспортной сети позволяет наладить сообщение между центрами производства и, например, местами добычи полезных ископаемых, что значительно повышает экономический потенциал страны или отдельного региона. Более того, контроль над транспортными коридорами – это ключевой момент в обеспечении безопасности страны, защиты ее суверенитета.

В нашу эпоху ведутся дискуссии о создании единых межконтинентальных транспортных систем, которые помимо новых масштабных объектов инфраструктуры включат существующие транспортные коридоры, такие как Транссибирская магистраль или Северный морской путь, что в очередной раз подчеркивает значимость транспортных коридоров для Российской Федерации. Также важно отметить, что транспортные коридоры – это ключевые объекты инфраструктуры для экспортоориентированной экономики России, ведь именно от эффективного функционирования транспортных артерий зависит благосостояние российских граждан.

В различных областях общественных и естественных наук, включая экономику и социальную географию, проводятся исследования транспорта и транспортных коммуникаций, рассматриваемых как социально-экономический и политический феномен. Стоит отметить, что политическим наукам также уделяется определенное внимание транспорту и транспортным коммуникациям.

Современный этап глобализации, как отмечает С. Амин, изначально способствует усилению экономической поляризации мира. Он связывает эту поляризацию с пятью монополиями: на новые технологии, контроль финансовых потоков, контроль доступа к природным ресурсам, контроль доступа к средствам коммуникации и владение оружием массового уничтожения [1, с. 152-153]. Контроль над доступом к природным ресурсам, необходимый ядру современной мир-системы, невозможен без контроля над международными транспортными коммуникациями, связывающими потребителей и поставщиков сырья. Преодоление экономической поляризации, помимо прочего, видится в инициировании интеграционных процессов между странами периферии и полупериферии мир-системы в рамках больших международных регионов и на межрегиональном уровне. Строительство и развитие объединяющих страны и регионы мира транспортных коридоров и экономических поясов в зонах их притяжения могут внести существенный вклад в эту интеграцию.

Таким образом, с точки зрения геополитики, реалистической и либеральной парадигм, политэкономии международных отношений, мирового системного анализа и неомарксизма, транспортные коммуникации рассматриваются как эффективное средство влияния на связи между странами, снижения потенциального экономического ущерба и уязвимости современных государств, установления разнообразных форм кооперации между ними. На современном этапе развивается новое направление исследований в геополитике и международных отношениях – геополитика транспортных коммуникаций.

В российской научной области существует разнообразие определений понятия «транспортный коридор». Под термином «коридор» понимается комплекс транспортных видов, скоординировано функционирующих в определенном направлении и участвующих в перевозке специализированных грузов [2, с. 108-111]. Понятие «транспортный коридор» представляет собой более обобщенную категорию по сравнению с «транзитным» [3]. Некоторые транспортные коридоры предназначены не только для транзитных перевозок, но и для национальных или международных. Однако следует учитывать, что любой транзитный коридор также является транспортным коридором.

По мнению Н. Троицкой: «транспортный коридор представляет собой совокупность основных транспортных маршрутов различных видов, оборудованных соответствующей инфраструктурой, которые согласованно функционируют в определенном направлении и соответствуют международным стандартам». Согласно определению В. Николашина: «международные транспортные коридоры представляют собой совокупность особо оборудованных транспортных маршрутов различных видов, обеспечивающих перевозку пассажиров и товаров в международном масштабе, в направлении наибольшей концентрации, связывая различные страны» [3].

Международный правовой режим международных транспортных коридоров (МТК) устанавливает правовой статус транспортных маршрутов на международном уровне, формируемый на основе внутреннего законодательства страны, через территорию которой проходит данный коридор, а также влияния негосударственных правовых норм. Обычно международный правовой режим закрепляется в соглашениях и конвенциях, регулирующих деятельность МТК. Некоторые зоны МТК в России лишены единой международной правовой основы, что означает отсутствие у них международного правового статуса. Единственный маршрут «Север – Юг» в настоящее время обладает определенным международным правовым статусом. Неопределенность статуса МТК на территории России приводит к неопределенности в регулировании их использования для международных перевозок. Для установления системы международно-правового регулирования функционирования российских МТК целесообразно заключение рамочных соглашений и конвенций на глобальном уровне. Такие международные соглашения должны иметь межправительственный характер для обеспечения международного признания МТК.

Признание транспортных систем как транспортных коридоров осуществляется на международных конференциях и встречах министров транспорта Европы и других регионов. Регулярные международные евразийские конференции включают участие Европейского парламента, Европейской транспортной комиссии, Экономической и Социальной Комиссии ООН, а также Экономической и Социальной Комиссии по Азии и Тихоокеанскому региону (ЭСКАТО) ООН.

В транспортных коридорах стандартизируются требования к инфраструктуре и параметрам транспортных средств. Эффективность работы в коридорах обеспечивается едиными техническими требованиями, современными технологиями и информационным пространством.

Исследование международных транспортных коридоров позволяет оценить целесообразность инвестиций и определить национальные и международные потребности в перевозках. При исследовании коридоров важно использовать естественные транспортные ресурсы страны и недорогие, но эффективные виды транспорта. Все эти аспекты делают исследование транспортных коридоров объектом системного анализа.

Говоря о транспортных коммуникациях, нельзя не упомянуть о пространственной сфере влияния или геополитическом коде нашей страны.

Согласно П. Тэйлору, геополитический код является системой положений, внешнеполитической доктриной, выраженной в категориях географии и определяющей сферу национальных интересов, влияния, особенностей отношений с различными странами мира. По мнению Н. С. Мироненко, геополитический код представляет собой «набор стратегических предположений, которые правительство составляет о других государствах при формировании своей внешней политики». В данного рода кодах определяется значение различных районов и регионов мира для продвижения интересов и безопасности государства, их разрабатывающего. Геополитические коды всегда формулируются, исходя из интересов государств, и выполняют функции элементов мировых порядков. Различаются три уровня действия геополитических кодов – местный (определение значимости соседних стран), региональный (выявление ценности стран и территорий международного региона) и мировой (оценка важности для национальных интересов различных районов всего мира).

Учитывая данные характеристики, представляется обоснованным рассматривать геополитический код Российской Федерации на региональном и глобальном уровнях, на которых как раз и осуществляется влияние России как центра силы. Значимость тех или иных районов мира для нашей страны, по-видимому, должна оцениваться через призму ее сложившегося геополитического, геостратегического и геоэкономического положения, а также национальных интересов и угроз им.

Мировые вызовы в области экологии, ресурсов и продовольственной безопасности, нарастание международных напряженностей при их усугублении, и уникальные особенности современной геополитической, геостратегической и геоэкономической обстановки заставляют акцентировать внимание на внутренних проблемах развития России. Это неизбежно приводит к сокращению сферы интересов и возникающему противоречию между ними. Сравнение влияния России современности и Советского Союза в аналогичных сферах требует анализа.

Геополитические интересы и влияние России охватывают широкий спектр территорий, включая не только ее собственные арктические регионы в составе Российской Федерации, но и различные другие регионы. Сюда входят воды Балтийского, Черного и Каспийского морей, а также Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также российские и международные транспортные маршруты в этих районах. Кроме того, сфера влияния России распространяется на территории государств-членов ЕАЭС и союзников по ОДКБ, охватывая их экономические и военные структуры, а также инфраструктуру. Кроме того, ключевые экономические и военные стратегически важные районы в различных регионах мира, включая Северную Атлантику, Средиземное море, Индийский океан, моря Юго-Восточной Азии и Антарктиду, входят в сферу интересов и влияния России. Для продвижения и защиты этих интересов России необходим доступ к космическому пространству, который необходим для различных видов деятельности, включая военные и экономические начинания. Эти особенности геополитической стратегии России позволяют определить ее как региональный центр силы со стратегическими интересами, связанными с евразийским пространством и прилегающими морями и океанами.

Список литературы

  1. Amin S. Capitalisme, imperialisme, mondialisation // Researches Internationales. № 48. Printemps 1997. P. 33; Теория международных отношений: учебник для вузов / П.А. Цыганков [и др.]; под редакцией П.А. Цыганкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – С. 152-153.
  2. Володин И.В. «Критские коридоры» – возможность интеграции для России в мировую транспортную систему // Вестник СПбГУ. 2000. Серия 5: Экономика. № 1. С. 108-111.
  3. Логистические транспортно-грузовые системы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Николашин [и др.]; под ред. В.М. Николашина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 c.
  4. Геополитика транспортных коммуникаций: Учебное пособие / под. ред. А.В. Федякин – Москва: Проспект, 2022. – 292 с. 
  5. Герасимчук К.Е. Транспортные коридоры: курс лекций. – Екатеринбург: УРГУПС, 2014. – 41 с. 
  6. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. – М.: ООО «Ист Брук», 2005. – 638 с.

Поделиться

690

Сёмочкин Г. В. Роль транспортных коридоров в современной мировой политике // Перспективы интеграции науки и образования в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 43-48. URL: https://apni.ru/article/9784-rol-mtk-v-sisteme-obespecheniya-nacionalnoj-bezopasnosti-rf

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января