Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования является одним из основных инструментов для определения будущего вектора развития и формирования эффективной стратегии достижения поставленных целей. Прогноз социально-экономического развития позволяет оценить актуальное состояние территории, выявить ее потенциальные возможности и риски, а также разработать комплекс мер по устранению проблемных аспектов и стимулированию развития. Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования базируется на всестороннем анализе различных факторов, включая демографические показатели, экономическую ситуацию, инфраструктурное обеспечение, образовательный потенциал и другие социальные и экономические параметры.
Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что обеспечение эффективного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований является ключевой задачей органов местного самоуправления, для реализации которой применяется широкий спектр административно-правовых, экономических и институциональных инструментов, важную роль среди которых играет стратегирование, представляющее собой совокупность стратегического планирования, прогнозирования и управления, включая формирование прогноза на различные временные периоды.
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития охватываются несколькими уровнями нормативно-правового регулирования, Эта система включает в себя:
- Международный уровень.
- Уровень федерального законодательства.
- Уровень регионального законодательства.
Многоуровневая нормативно-правовая база, регулирующая сферу социально-экономического развития, отражает многообразие актов, необходимых для проведения всестороннего анализа и прогнозирования в данной области. Данная структура нормативного регулирования способствует выявлению и закреплению фундаментальных принципов, на которых базируется процесс социально-экономического развития. Это, в свою очередь, обеспечивает более полное и надежное основание для осуществления планирования и последующего принятия управленческих решений [1, с. 133].
В Российской Федерации органы власти используют ряд законодательных актов и документов для анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, определяющая основы функционирования государства и права его граждан. Кроме того, Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» также играют важную роль в этом процессе. Для реализации прав граждан на участие в управлении делами своего населенного пункта важен Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В современном российском законодательстве имеется недостаточное внимание к вопросам анализа и прогнозирования социально-экономического развития. В результате возникает проблема в том, что отсутствует специальный закон, который бы регулировал этот процесс. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает полномочия государственных органов в области стратегического планирования. Этот закон определяет основные принципы организации системы стратегического планирования и конкретизирует задачи по стратегическому развитию территорий.
Процесс прогнозирования сам по себе является комплексным и достаточно сложным, существует большое количество различных методик и подходов к построению прогноза, по степени формализации, которые можно разделить на две укрупненные группы: интуитивные и формализованные. Достаточно большое распространение в различных сферах, особенно в условиях динамично изменяющейся реальности, имеют интуитивные прогнозы, так как они базируются на экспертных оценках, полученных в ходе проведения интервью и анкетирований. Однако применение данных методов сопряжено с существенными рисками – это высокий уровень субъективности, что в случае недостаточной квалификации экспертов негативно скажется на качестве составляемого прогноза. В связи с этим большинство исследователей для дополнения полученных прогнозных оценок качественного характера используют формализованные методы, среди которых наибольшее распространение получило экономико-математическое моделирование, поскольку оно позволяет оценить поведение объекта, причины и закономерности его изменения, последствий, возможностей и издержек влияния на ход этих изменений.
Несмотря на наличие многоуровневой нормативно-правовой базы, регулирующей сферу социально-экономического развития, ее существующие положения пока не в полной мере охватывают все аспекты процессов анализа и прогнозирования в данной области. В этой связи создание унифицированного нормативного документа, содержащего четко определенные термины, цели и методические подходы к анализу и прогнозированию, играет ключевую роль в обеспечении эффективной правовой основы для социально-экономического развития. Такой документ позволит устранить пробелы и обеспечить более полное и последовательное нормативно-правовое регулирование процессов аналитической и прогнозной деятельности в сфере социально-экономического развития [3, с. 56].
Такой документ должен быть широко признан и однозначно понятен всем заинтересованным сторонам, что позволит более точно и единообразно использовать его. Это в результате не только улучшит ясность и последовательность нормативно-правовой базы, но и сделает процесс анализа и прогнозирования социально-экономического развития более эффективным и прозрачным для всех заинтересованных сторон.
Таким образом, результатом изучения нормативно-правовых основ в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, которое проведено в данной статье, является выявление проблем в данной сфере и их решения. В настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, который бы непосредственно регулировал прогнозирование социально-экономического развития муниципальных образований. Данный процесс требует правового и нормативного регулирования единым законом, что позволит избежать различных разногласий и сфокусироваться на выполнении конкретных функций государственными органами и муниципальными образованиями.
Только тогда результаты проведенного исследования можно использовать в деятельности государственных и муниципальных органов для повышения эффективности анализа и прогнозирования социально-экономического развития.