В современной системе образования большое значение приобретает применение различных подходов к организации и проведению учебного процесса. Современные школьники заметно отличаются от своих предшественников восприятием информации.
В связи с этим возникают трудности в обучении и воспитании нынешнего поколения.
Согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования установлены требования к результатам обучающихся начального образования [1]:
- Личностные – готовность к саморазвитию, личностные качества, стремление к обучению и познанию.
- Метапредметные – компетенции, обеспечивающие основу умения учиться и различным межпредметным понятиям.
- Предметные – получение специфического опыта для данной предметной области.
В сегодняшних условиях указанные требования могут быть реализована на основе современных технологий. При этом нельзя делать упор лишь на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному и личностному.
Нужно отметить, что учитель должен руководствоваться основными принципами развивающего обучения, главные из которых [3]:
- Принцип связи уровня развития ребенка с обучением.
- Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
- Принцип моделирования.
- Принцип поиска.
- Принцип детского действия.
Вышеперечисленные принципы иллюстрируют радикальное изменение как содержания, так и формы обучения.
Для обеспечения основных требований ФГОС начального образования создается система формирования и развития УУД. Согласно данному термину, ученик способен к самостоятельному саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним из важнейших блоков универсальных учебных действий является познавательный блок, который подразумевает анализ информации, умение приводить аналогии, мыслить [2].
Следовательно, требуются новые подходы, направленные на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением мира. На смену знаниям, умениям и навыкам приходят универсальные учебные действия.
Ситуации, в которых применяются информационные технологии:
- При объяснении нового материала – представление учащимся новой темы; яркая презентация может сопровождать речь учителя.
- При организации самостоятельной работы учащихся: как индивидуальной, так и групповой работы обучающихся.
- При оценке и контроле успеваемости – проведение контрольных и самостоятельных.
Одним из наиболее распространенных и универсальных средств обучения является интерактивная доска, применение которой в процессе обучения способствует развитию у школьников индивидуальные особенности и интересы.
Другой метод-применение учебных проектов, когда школьники могут систематизировать и изложить различные мысли по какому-либо вопросу в виде проекта. Такой метод позволяет интегрировать в себе групповые формы организации процесса, исследовательские, поисковые и прочие методики [4].
Для решения задач в области информационной образовательной среды «Информатизация системы образования» разработаны учебные материалы нового поколения.
Вышеперечисленные материалы в сочетании создают важнейшую часть информационной образовательной среды школы. Они мотивируют учителя к применению современных методов обучения. При их разработке учитывались как существующие варианты технического оснащения образовательных учреждений, так и перспективные [5].
Необходимые условия, необходимые для реализации ИКТ:
- Мотивационные.
- Кадровые.
- Материально-технические.
- Научно-методические.
Оценить результативность применения опыта в процессе можно с помощью положений педагогики развития, создающей для школьника особые образовательные условия: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.
Умения, которые ожидаются от школьников:
- Поиск информации, на основе которой предполагается реализация идей проекта или задач, а также изучение, анализ и обобщение материала.
- Формулировка гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их грамотное обоснование.
Успешное использование возможностей современных информационных технологий оказывает положительное влияние на формирование коммуникативной компетенции и информационного мышления современных школьников.
Таким образом, процесс информатизации общества не мог не затронуть сферу образования и у школы нет выбора, кроме того, как адаптироваться к происходящим изменениям.
Использование современных средств обучения помогает в работе учителя и необходимость их применения очевидна. К примеру, интерактивная доска меняет даже самых проблемных учеников, делает их активными и заставляет мыслить. Или, другой пример, ученики, которые постоянно прогуливали уроки стали активно посещать занятия в связи с повышенным интересом к процессу обучения с применяем компьютеров для различных исследований. Исходя из этих примеров становится ясно, что интерес учеников можно вызвать в том числе с помощью применения современных технологий в обучении.