Современные информационные технологии как инструмент формирования УУД

Автор(-ы):

Муртазаева Умзайгат Аликылычовна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

универсальные учебные действия
современные технологии в образовании
начальная школа

Аннотация статьи

В данной статье анализируются современные ИТ (информационные технологии) в качестве инструмента формирования УУД (универсальных учебных действий). ИТ значительно влияют на качество учебного процесса и восприятие информации школьниками. Они позволяютинтегрировать различные методы обучения и мотивировать учеников к самостоятельному исследованию.

Текст статьи

В современной системе образования большое значение приобретает применение различных подходов к организации и проведению учебного процесса. Современные школьники заметно отличаются от своих предшественников восприятием информации.

В связи с этим возникают трудности в обучении и воспитании нынешнего поколения.

Согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования установлены требования к результатам обучающихся начального образования [1]:

  1. Личностные – готовность к саморазвитию, личностные качества, стремление к обучению и познанию.
  2. Метапредметные – компетенции, обеспечивающие основу умения учиться и различным межпредметным понятиям.
  3. Предметные – получение специфического опыта для данной предметной области.

В сегодняшних условиях указанные требования могут быть реализована на основе современных технологий. При этом нельзя делать упор лишь на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному и личностному.

Нужно отметить, что учитель должен руководствоваться основными принципами развивающего обучения, главные из которых [3]:

  1. Принцип связи уровня развития ребенка с обучением.
  2. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
  3. Принцип моделирования.
  4. Принцип поиска.
  5. Принцип детского действия.

Вышеперечисленные принципы иллюстрируют радикальное изменение как содержания, так и формы обучения.

Для обеспечения основных требований ФГОС начального образования создается система формирования и развития УУД. Согласно данному термину, ученик способен к самостоятельному саморазвитию и самосовершенствованию.

Одним из важнейших блоков универсальных учебных действий является познавательный блок, который подразумевает анализ информации, умение приводить аналогии, мыслить [2].

Следовательно, требуются новые подходы, направленные на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением мира. На смену знаниям, умениям и навыкам приходят универсальные учебные действия.

Ситуации, в которых применяются информационные технологии:

  1. При объяснении нового материала – представление учащимся новой темы; яркая презентация может сопровождать речь учителя.
  2. При организации самостоятельной работы учащихся: как индивидуальной, так и групповой работы обучающихся.
  3. При оценке и контроле успеваемости – проведение контрольных и самостоятельных.

Одним из наиболее распространенных и универсальных средств обучения является интерактивная доска, применение которой в процессе обучения способствует развитию у школьников индивидуальные особенности и интересы.

Другой метод-применение учебных проектов, когда школьники могут систематизировать и изложить различные мысли по какому-либо вопросу в виде проекта. Такой метод позволяет интегрировать в себе групповые формы организации процесса, исследовательские, поисковые и прочие методики [4].

Для решения задач в области информационной образовательной среды «Информатизация системы образования» разработаны учебные материалы нового поколения.

Вышеперечисленные материалы в сочетании создают важнейшую часть информационной образовательной среды школы. Они мотивируют учителя к применению современных методов обучения. При их разработке учитывались как существующие варианты технического оснащения образовательных учреждений, так и перспективные [5].

Необходимые условия, необходимые для реализации ИКТ:

  1. Мотивационные.
  2. Кадровые.
  3. Материально-технические.
  4. Научно-методические.

Оценить результативность применения опыта в процессе можно с помощью положений педагогики развития, создающей для школьника особые образовательные условия: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.

Умения, которые ожидаются от школьников:

  1. Поиск информации, на основе которой предполагается реализация идей проекта или задач, а также изучение, анализ и обобщение материала.
  2. Формулировка гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их грамотное обоснование.

Успешное использование возможностей современных информационных технологий оказывает положительное влияние на формирование коммуникативной компетенции и информационного мышления современных школьников.

Таким образом, процесс информатизации общества не мог не затронуть сферу образования и у школы нет выбора, кроме того, как адаптироваться к происходящим изменениям.

Использование современных средств обучения помогает в работе учителя и необходимость их применения очевидна. К примеру, интерактивная доска меняет даже самых проблемных учеников, делает их активными и заставляет мыслить. Или, другой пример, ученики, которые постоянно прогуливали уроки стали активно посещать занятия в связи с повышенным интересом к процессу обучения с применяем компьютеров для различных исследований. Исходя из этих примеров становится ясно, что интерес учеников можно вызвать в том числе с помощью применения современных технологий в обучении.

Список литературы

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011.
  2. Введение в образовательные и информационных технологии 21 века: Учебное пособие. – М: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010.
  3. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». – М: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2011.
  5. Учебные материалы нового поколения. Опты проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). – М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

Поделиться

2279

Муртазаева У. А. Современные информационные технологии как инструмент формирования УУД // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/98-sovremennie-informatsionnie-tekhnologii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля