На данный момент цивилистическая доктрина определяет правосубъектность юридического лица, как правовую возможность быть участником гражданских правоотношений, и включает в себя понятия «правоспособности» и «дееспособности». Касательно содержания исследуемого института существует научный диспут, так учёный-цивилист Я. Р. Вебер считал, что правоспособность и дееспособность лица не являются элементами правосубъектности, и должны быть вынесены за пределы данной категории как самостоятельные институты, так как они являются своего рода предпосылкой к возникновению исследуемого института [1]. Кроме того, Н. В. Козлова утверждала, что существует позиция, на основании которой правоспособность и дееспособность рассматривается одновременно, в качестве составных элементов и предпосылок [2].
Основной является позиция, согласно которой правоспособность и дееспособность рассматриваются в качестве структурных элементов. Под правоспособностью в гражданско-правовых отношениях понимается способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Кроме того, ст. 49 ГК РФ устанавливает для правоспособности юридического лица следующее содержание: возможность иметь гражданские права, в соответствии с целями деятельности, установленными положениями учредительных документов, а также нести связанный с этой деятельностью обязанности. Моментом возникновения у юридического лица правоспособности является момент внесения в реестр ЕГРЮЛ сведений о его создании; прекращения - внесение в данный реестр сведений о ликвидации организации. Некоторая особенность встречается при изучении ЮЛ, чья деятельность требует получения специального разрешения – лицензии. У данных организаций моментом возникновения правоспособность является момент получения вышеуказанного разрешения, вступления в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Утрата правоспособности ознаменуется прекращением лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Такими видами деятельности, в частности являются: деятельность, связанная с хранением и уничтожением химических объектов, разработкой средств защиты конфиденциальной информации, производством и распространением шифровальных и криптографических средств, банковская и образовательная деятельности, деятельность по организации торгов и прочее [3].
Кроме того, законодатель рассматривает несколько видов правоспособности. Общая правоспособность подразумевает, что ЮЛ может обладать любыми правами и нести любые обязанности за исключением тех, которыми могут обладать только определённые ЮЛ (любые коммерческие организации). Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия и иные виды организаций, осуществляющие деятельность, которая требует наличия лицензии (аудиторская, банковская и т. д.). Такие организации обладают только теми правами и несут только те обязанности, которые установлены в специальных НПА, в их учредительных документах и положениях лицензии.
Правоспособность ЮЛ может быть ограничена на основании нормы законодательства. Однако положения п. 4 ст. 49 ГК РФ предусматривают регулирование порядка и участия ЮЛ в гражданском обороте на основании ГК РФ. Однако организации осуществляющие свою деятельность в определённых сферах жизнедеятельности общества могут регулироваться на основании ГК РФ и иных федеральных законах, что подтверждается ч. 5 ст. 49 ГК РФ. Так, например, деятельность акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» и его правовой статус регулируется на основании федерального закона и принятыми на их основе правовыми актами, а также уставом общества. Одновременно установлено, что деятельность данного юридического лица регулируется ГК РФ, и иными федеральными законами [4].
Под дееспособностью в гражданских правоотношениях понимается способность гражданина собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако судить о наличии дееспособности у юридического лица крайне сложно. Говоря о правоспособности, стоит отметить, что данный институт распространяется на физических и ЮЛ, о чём говорят положения ГК РФ. Однако категория дееспособности урегулирована только в плоскости физических лиц, но на данный момент существуют научные позиции, утверждающие, что невозможно раскрыть сущность юридического лица без категории дееспособности, поддерживаемые учёными, в частности С. Н. Прошин подразумевал следующее: под дееспособностью выражается динамика правоотношений в гражданском обороте, под правоспособностью выражается статическая функция, вместе они образуют определённую взаимосвязь. Кроме того, он отмечал, что организации не обладают правами и обязанностями присущими личности отдельного человека, также важным отличие являлось и то, что дееспособность у организаций возникала с момента их регистрации, а у физических лиц возникновение зависит от достижения конкретного возраста или состояния здоровья, ввиду чего учёные пришли к выводу, что разграничивать понятия правоспособности и дееспособности у ЮЛ не стоит.
Подводя итог, стоит отметить, что юридического лицо хоть и обладает гражданской правосубъектностью, однако её содержание существенно отличается. Так, во-первых, правоспособность и дееспособность у ЮЛ совпадают. Во-вторых, момент возникновения и прекращения правоспособности и дееспособности одинаков – момент государственной регистрации. В-третьих, правоспособность ЮЛ может быть различна и зависеть от вида его деятельность, потому бывает общей и специальной.
Создание юридического лица, то есть соблюдение всех установленных законом требований, обуславливает момент его возникновения, существования и участия в гражданском обороте. Для исследования данной процедуры необходимо изучить существующие виды порядка создания организаций. Одним из таковых является разрешительный порядок, который предполагает получение определённого законом или правовыми актами разрешения государственного органа на осуществление деятельности. Например, получения определённой лицензии, что необходимо для создания коммерческих банков, предварительно получив разрешения у ЦБ РФ; при создании предприятий, деятельность которой является уникальной либо объёмы будущей деятельности могут вытеснить иных субъектов на конкурентном рынке, иными словами, будущих монополистов, таким предприятиями необходимо получение разрешения у ФАС РФ.
Следующим является распорядительный порядок, когда инициатива и процедура создания юридического лица обусловлена решением компетентного государственного органа. Таким образом создаются федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления и прочие. Например, федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Академия Следственного комитета России» была создана на основании Распоряжения Правительства РФ [5].
Однако в основном процедура создания юридического лица проходит в нормативно-явочном порядке, суть которого состоит в том, что учредители самостоятельно принимают решение о создании организации, формировании капитала, внесении сведений в реестр ЕГРЮЛ. Таким образом, стоит отметить наличие трёх этапов процедуры создания ЮЛ: в первую очередь, учредители принимают решение о создании юридического лица и оформлении учредительных документов; далее организуют подачу данных документов в уполномоченный орган для регистрации ЮЛ; крайним этапом является внесение компетентным органом сведений об организации в государственный реестр ЕГРЮЛ.
Определённым образом на создание ЮЛ влияет количественный состав учредителей, так как, если учредителем является одно лицо, то решение о создании организации принимается им единолично, если несколько, то решение о создании должно содержать единогласный итог. Данный документ является обязательным, без которого создание организации невозможно. В таком решении обязательно отражается информация о создании ЮЛ; утверждении его учредительного документа, в соответствии со ст. 52 ГК РФ для всех ЮЛ, кроме хозяйственных товариществ (учредительный договор, к которому применяются правила составления устава), таковым документом является устав – в таком случае необходимо внесение сведений об избрании исполнительных органов ЮЛ и образовании имущества ЮЛ (порядок, способы, сроки, размер); возможно отражение дополнительной информации о совместной деятельности учредителей касательно создания ЮЛ. Кроме того, устав должен содержать наименование организации, местонахождение, порядок управления деятельностью и иные сведения, зависящие от организационно-правовой формы. В уставе ЮЛ, обладающего специальной правоспособностью, должны быть отражены предмет и цели его функционирования.
Касательно самой процедуры государственной регистрации, стоит отметить, что она выражается в определённом акте компетентного федерального органа исполнительной власти, последствием которого является внесением сведений о данной организации в реестр ЕГРЮЛ. Стоит отметить, что существует определённое разделение компетенций по осуществлению регистрации ЮЛ. Так, коммерческие банки регистрируются – ЦБ РФ, коммерческие организации – ФНС РФ и территориальные органы, некоммерческие организации – Министерство Юстиции, порядок регистрации регулируется нормами административного права, вместе с тем внесение сведений в ЕГРЮЛ является юридическим фактом, свидетельствующим о создании субъекта гражданских правоотношений.
Таким образом, стоит отметить, что общий порядок государственной регистрации создания ЮЛ, сводится к следующим действиям: предоставление документов, а именно заявление о государственной регистрации, с подписью заявителя; решение о создании ЮЛ, которое может быть в виде единоличного решения лица либо протокола, отражающего согласия двух и более учредителей; учредительные документы (устав или учредительный договор), в виде оригинала или нотариально заверенной копии; договор аренды помещения, где будет находиться исполнительный орган ЮЛ, также может быть представлено гарантийное письмо от собственника о предоставлении данного помещения; чек об оплате государственной пошлины. После чего компетентный орган в течение пяти рабочих дней рассматривает документы, и принимает решение об удовлетворении или отказе, затем вносит сведения о ЮЛ в реестр ЕГРЮЛ [6].
Прекращение ЮЛ в большинстве своём осуществляется посредством ликвидации, которая не предусматривает перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке универсального правопреемства. Касательно инициации ликвидации стоит отметить, что она может быть добровольной, например, в связи истечением срока деятельности или с достижением цели, для которой оно создавалось; по решению учредителей и прочее. Принудительная ликвидация осуществляется на основаниях, предусмотренных п. 3 ст. 61 ГК РФ, например, в случае неоднократного грубого нарушения законодательства или осуществления запрещённой деятельности. Кроме этого, ликвидация организации может быть вызвана признанием его несостоятельным, однако нормы ГК РФ в данном случае применяются лишь в случае отсутствия специального законодательства.
Ликвидация ЮЛ в общем порядке происходит в соответствии со ст. 62,63 ГК РФ. Если учредители приняли решение о ликвидации организации, то в течение трёх рабочих дней после принятия решения они должны, помимо опубликования данного решения, сообщить об этом в компетентный орган, который внесёт сведения в реестр ЕГРЮЛ, о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации. Такое обращение должно быть сделано в письменной форме. После чего формируется ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия на управление делами организации, устанавливается порядок и сроки. Данный орган обязан опубликовать в СМИ информацию о ликвидации, в письменной форме оповещает кредиторов, о порядке и сроках выставления требований, выявляет кредиторов, требует получение дебиторской задолженности.
По окончании срока предъявления требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, утверждённый учредителями, содержащий сведения о составе имущества, перечень требований кредиторов, в том числе удовлетворённых. Если имущества достаточно для удовлетворения требований, то осуществляется их погашение с соблюдением требований ст. 64 ГК РФ: вначале текущие расходы и расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Затем удовлетворяются требования в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ, с учётом того, что очередь считается оконченной в случае полного погашения задолженности.
По окончании расчётов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, который впоследствии утверждается учредителями или иным органом, который принял решение о ликвидации организации. Если после расчётов осталось имущество, то оно разделяется между учредителем либо, если это предусмотрено учредительными документами направляется на цели, для которых данное ЮЛ было создано или на благотворительные цели. Ликвидация считается оконченной, а ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения сведений о прекращении в ЕГРЮЛ. Кроме того, хотелось бы отметить, что в ГК РФ с относительно недавнего времени предусмотрена процедура ликвидации недействующего ЮЛ (ст.64.2 ГК РФ). Основаниями признания ЮЛ таковым являются: неосуществление операций по счетам; фактическое прекращение деятельности; отсутствие отчётности, которая должна быть передана в налоговые органы за последние 12 месяцев.