Актуальность: Коррупция на сегодняшний день является одной из существенных проблем в современном мире, действенные пути решения которой не определены до сих пор. Именно, в связи с этим, важно постоянно изучать данную сферу, предлагая возможные пути решения возникающих проблем.
Специалисты в сфере комплаенса помогают застраховаться от обвинений в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, а также исключить ситуации корпоративных махинаций и сокрытия денег. Все это является коррупционными схемами, которые возможно своевременно выявить и предпринять необходимые меры.
Что же такое комплаенс? Это определенная система организационной структуры внутри организации, ее документация и правила, методы и мероприятия, которые помогают обеспечивать соответствие работы самого юридического лица международном, российском и иностранном требованиям законодательства, а также отраслевым стандартам и запросам контрольных надзорных органов.
В юридической литературе все по-разному определяются понятие комплаенса, его цели, задачи, функции, сферы применения, последствия внедрения и другие. Именно широкое понимание комплаенса позволяет снизить состояние неопределенности на пути к достижению декларируемых целей.
В юриспруденции возможность применения комплаенс-процедур может быть организована в разных сферах: антимонопольной; экологической; корпоративной; налоговой; государственного управления; финансового рынка; использования объектов культурного наследия; трудовых отношений; антикоррупционного регулирования; осуществления публичных и корпоративных закупок и других.
Несмотря на такое множество сфер, одни виды комплаенса необходимы для каждой организации, а другие же, наоборот, индивидуальные и зависят от специфики осуществляемой предпринимательской деятельности. Например, налоговый необходим всем, аналогично антикоррупционный, трудовой, а вот комплаенс в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является индивидуальным видом.
Так как законодательство не обязывает применять комплаенс процедуры, частоты их появления, воздействия и масштабности последствий, является значимым для определения вида и содержания применяемых комплаенс-процедур.
Если же закон обязывает применять комплаенс-процедуры, то наполнение их содержанием также будет находиться в его ведении. Комплаенс-процедуры отражают само состояние внутренней политики компании по отношению к риску и относятся к мероприятиям внутреннего контроля.
Комплаенс не стоит приравнивать к инструментам административного контроля. Ведь принципы добровольности комплаенса предписывает ему добровольность введения самой системы комплаенса, ее необходимость применения должна основываться на риск-ориентированном методе как на особом подходе компании и применении в организации внутреннего контроля.
Ярким образцом необходимости применения комплаенс-процедур может служить возможное возникновение вероятных неблагоприятных последствий для конкуренции. Это не является разновидностью организационно-правовой формы юридического лица или его участие в уставном капитале публично-правовых образований. Нужно разработать определенные принципы осуществления комплаенс-контроля и на их основе ввести конкретные процедуры. В рамках коллективно осуществляемых мер в составе определенной группы лиц сама главная организация такой группы должна обеспечить единство применяемых мер комплаенса и должна понести ответственность за обеспечение его эффективности.
Внедрение системы комплаенса в деятельность организации должно рассматриваться как естественная её потребность. Это следует из самого смысла экономической деятельности, осуществляемой лицом самостоятельно, те есть на свой страх и риск. Именно предпринимательская деятельность, которая осуществляется в определенных, предусмотренных законодательством организационно-правовых формах, с привлечением персонала, испытывает специально администрируемое регулятивное государственное воздействие с установлением определенных имущественных санкций, например, за уклонение от законодательно закрепленных стандартов, в обязательном порядке рассматривается в качестве объекта для специально структурируемых комплаенс-процедур.
Свобода предпринимательской деятельности предполагает риск возникновения возможных последствий. Предпринимательский риск – это обычное для организации явление, которое связано с возможностью наступления как положительных, так и негативных имущественных последствий в деятельности предприятия. Причины данных последствий могут быть и объективными, и субъективными.
Окончательный результат предпринимательской деятельности не может быть гарантирован, так как зависит от определенных внешних и внутренних факторов, например, от профессиональных качеств сотрудников предприятия, которое принимает решение и от ее контрагентов. Учесть взаимодействие всех факторов сложно.
Комплаенс надо рассматривать не только как инструмент административного контроля, но и как инструмент самоконтроля предприятия. Необходимо отслеживать риски, которые сопровождают его деятельность. Таким образом, в деятельность предприятия и внедряется внутренний контроль.
Стоит отметить ключевые проблемы при формировании и внедрении комплаенс-системы в коммерческих организациях в реальных условиях:
- Формирование в практике подчинения персонала организации, которые отвечают за систему комплаенс-рисков, генеральному директору, либо начальнику отдела внутреннего контроля;
- Нехватка внимания к оценке и учету коррупционных рисков, отсутствие обособленной политики по взаимодействию с государственными компаниями и органов власти;
- Отсутствие законодательного закрепления термина «комплаенс». Сам процесс комплаенса находится на стадии становления и законодательного урегулирования, осуществляются первые шаги: проводятся форумы, круглые столы, где обсуждаются проблемы внедрения комплаенса;
- Отсутствует желание больших организаций идти на добровольное сотрудничество с правоохранительными и контрольными надзорными органами. Во многих развитых странах сформировалась успешная практика добровольного предоставления необходимых документов и самостоятельного доказательства приверженности компании требованиям и нормам антикоррупционного законодательства.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам.
Внедрение системы комплаенса в коммерческих организациях может помочь контрольным надзорным органам государства учесть добросовестность коммерческой организации при привлечении ее к ответственности. Учет рисков посредством внедрения системы комплаенса необходимо рассматривать в качестве обстоятельства, которое смягчает ответственность коммерческой организации.
Комплаенс – это прежде всего инструмент самоконтроля предпринимателя, постоянно учитывающего риски, которые могу сопровождать его деятельность. Решение о его внедрении должно приниматься организациями в добровольном порядке. В виде исключения из общего правила о добровольности внедрения системы комплаенса она может быть обязательной для определенных сфер деятельности, например, для банковской, страховой и в других, связанных с системными экономическими рисками.
В основе модели комплаенс-контроля должны лежать принципы соответствия системы контроля организации значимым для осуществления деятельности факторам, ответственности органов управления за общий контроль в управлении комплаенс-рисками, пропорциональности комплаенс-процедур потенциальным рискам, эффективности и открытости комплаенс-процедур, ответственности и неизбежности ответственности, регулярности комплаенс-контроля.