Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков коррупции и профилактики пр...

Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков коррупции и профилактики правонарушений

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

противодействие коррупции
внутренний контроль
комплаенс
комплаенс риски

Аннотация статьи

Данная статья посвящена анализу комплаенса, как правового инструмента по минимизации рисков коррупции и профилактики правонарушений для предотвращения возможных рисков.

Текст статьи

Актуальность: Коррупция на сегодняшний день является одной из существенных проблем в современном мире, действенные пути решения которой не определены до сих пор. Именно, в связи с этим, важно постоянно изучать данную сферу, предлагая возможные пути решения возникающих проблем.

Специалисты в сфере комплаенса помогают застраховаться от обвинений в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, а также исключить ситуации корпоративных махинаций и сокрытия денег. Все это является коррупционными схемами, которые возможно своевременно выявить и предпринять необходимые меры.

Что же такое комплаенс? Это определенная система организационной структуры внутри организации, ее документация и правила, методы и мероприятия, которые помогают обеспечивать соответствие работы самого юридического лица международном, российском и иностранном требованиям законодательства, а также отраслевым стандартам и запросам контрольных надзорных органов.

В юридической литературе все по-разному определяются понятие комплаенса, его цели, задачи, функции, сферы применения, последствия внедрения и другие. Именно широкое понимание комплаенса позволяет снизить состояние неопределенности на пути к достижению декларируемых целей.

В юриспруденции возможность применения комплаенс-процедур может быть организована в разных сферах: антимонопольной; экологической; корпоративной; налоговой; государственного управления; финансового рынка; использования объектов культурного наследия; трудовых отношений; антикоррупционного регулирования; осуществления публичных и корпоративных закупок и других.

Несмотря на такое множество сфер, одни виды комплаенса необходимы для каждой организации, а другие же, наоборот, индивидуальные и зависят от специфики осуществляемой предпринимательской деятельности. Например, налоговый необходим всем, аналогично антикоррупционный, трудовой, а вот комплаенс в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является индивидуальным видом.

Так как законодательство не обязывает применять комплаенс процедуры, частоты их появления, воздействия и масштабности последствий, является значимым для определения вида и содержания применяемых комплаенс-процедур.

Если же закон обязывает применять комплаенс-процедуры, то наполнение их содержанием также будет находиться в его ведении. Комплаенс-процедуры отражают само состояние внутренней политики компании по отношению к риску и относятся к мероприятиям внутреннего контроля.

Комплаенс не стоит приравнивать к инструментам административного контроля. Ведь принципы добровольности комплаенса предписывает ему добровольность введения самой системы комплаенса, ее необходимость применения должна основываться на риск-ориентированном методе как на особом подходе компании и применении в организации внутреннего контроля.

Ярким образцом необходимости применения комплаенс-процедур может служить возможное возникновение вероятных неблагоприятных последствий для конкуренции. Это не является разновидностью организационно-правовой формы юридического лица или его участие в уставном капитале публично-правовых образований. Нужно разработать определенные принципы осуществления комплаенс-контроля и на их основе ввести конкретные процедуры. В рамках коллективно осуществляемых мер в составе определенной группы лиц сама главная организация такой группы должна обеспечить единство применяемых мер комплаенса и должна понести ответственность за обеспечение его эффективности.

Внедрение системы комплаенса в деятельность организации должно рассматриваться как естественная её потребность. Это следует из самого смысла экономической деятельности, осуществляемой лицом самостоятельно, те есть на свой страх и риск. Именно предпринимательская деятельность, которая осуществляется в определенных, предусмотренных законодательством организационно-правовых формах, с привлечением персонала, испытывает специально администрируемое регулятивное государственное воздействие с установлением определенных имущественных санкций, например, за уклонение от законодательно закрепленных стандартов, в обязательном порядке рассматривается в качестве объекта для специально структурируемых комплаенс-процедур.

Свобода предпринимательской деятельности предполагает риск возникновения возможных последствий. Предпринимательский риск – это обычное для организации явление, которое связано с возможностью наступления как положительных, так и негативных имущественных последствий в деятельности предприятия. Причины данных последствий могут быть и объективными, и субъективными.

Окончательный результат предпринимательской деятельности не может быть гарантирован, так как зависит от определенных внешних и внутренних факторов, например, от профессиональных качеств сотрудников предприятия, которое принимает решение и от ее контрагентов. Учесть взаимодействие всех факторов сложно.

Комплаенс надо рассматривать не только как инструмент административного контроля, но и как инструмент самоконтроля предприятия. Необходимо отслеживать риски, которые сопровождают его деятельность. Таким образом, в деятельность предприятия и внедряется внутренний контроль.

Стоит отметить ключевые проблемы при формировании и внедрении комплаенс-системы в коммерческих организациях в реальных условиях:

  1. Формирование в практике подчинения персонала организации, которые отвечают за систему комплаенс-рисков, генеральному директору, либо начальнику отдела внутреннего контроля;
  2. Нехватка внимания к оценке и учету коррупционных рисков, отсутствие обособленной политики по взаимодействию с государственными компаниями и органов власти;
  3. Отсутствие законодательного закрепления термина «комплаенс». Сам процесс комплаенса находится на стадии становления и законодательного урегулирования, осуществляются первые шаги: проводятся форумы, круглые столы, где обсуждаются проблемы внедрения комплаенса;
  4. Отсутствует желание больших организаций идти на добровольное сотрудничество с правоохранительными и контрольными надзорными органами. Во многих развитых странах сформировалась успешная практика добровольного предоставления необходимых документов и самостоятельного доказательства приверженности компании требованиям и нормам антикоррупционного законодательства.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам.

Внедрение системы комплаенса в коммерческих организациях может помочь контрольным надзорным органам государства учесть добросовестность коммерческой организации при привлечении ее к ответственности. Учет рисков посредством внедрения системы комплаенса необходимо рассматривать в качестве обстоятельства, которое смягчает ответственность коммерческой организации.

Комплаенс – это прежде всего инструмент самоконтроля предпринимателя, постоянно учитывающего риски, которые могу сопровождать его деятельность. Решение о его внедрении должно приниматься организациями в добровольном порядке. В виде исключения из общего правила о добровольности внедрения системы комплаенса она может быть обязательной для определенных сфер деятельности, например, для банковской, страховой и в других, связанных с системными экономическими рисками.

В основе модели комплаенс-контроля должны лежать принципы соответствия системы контроля организации значимым для осуществления деятельности факторам, ответственности органов управления за общий контроль в управлении комплаенс-рисками, пропорциональности комплаенс-процедур потенциальным рискам, эффективности и открытости комплаенс-процедур, ответственности и неизбежности ответственности, регулярности комплаенс-контроля.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, №50, ст. 7344.
  3. Закон РТ от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» (принят ГС РТ 30.03.2006) // «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 2006, № 5, ст. 1464.
  4. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 26.05.2008, № 21, ст. 2429.
  5. <Письмо> Минтруда России от 17.06.2019 № 18-2/10/В-4646 <О Методических рекомендациях по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих> [Электронный ресурс] // https://rosmintrud.ru/ (дата обращения 27.05.2023).
  6. <Информация> Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.05.2023).
  7. Друри К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 735 с.
  8. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник; Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 655 с.
  9. Ивашкевич В.Б., Зайцев С.И. Современные тенденции развития управленческого учета // Бухгалтерский учет. 1996. № 12. С. 34-35.
  10. Федоренко И.В. Соотношение понятий контроля и аудита на современном этапе // Учет, анализ, аудит: проблемы теории и практики: сб. науч. тр. / под общ. ред. Г. И. Золотаревой; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. Вып. 9. С. 146-154.

Поделиться

Мухаметова Г. И. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков коррупции и профилактики правонарушений // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/9818-komplaens-kak-pravovoj-instrument-minimizacii-riskov-korrupcii-i-profilaktiki-pravonarushenij

Похожие статьи

Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября