Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
Методические рекомендации для педагогов по формированию представлений у детей до...

Методические рекомендации для педагогов по формированию представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

правила дорожного движения
дети дошкольного возраста
художественная литература
игры
педагогика
формирование представлений
безопасность
эксперимент
результаты

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста. Автор анализирует существующие формы и методы работы, такие как художественная литература, экскурсии, образовательные ситуации, развлечения и игры, работа с родителями. Исследование направлено на выявление наиболее эффективных методов и подходов для обучения детей правилам дорожного движения, а также на разработку педагогической системы, основанной на систематическом изучении правил и использовании практико-ориентированных форм и методов.

Текст статьи

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.

На сегодняшний день формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения является одним из важных аспектов их обучения. Дети в этом возрасте активно изучают окружающий мир и стремятся познать все его особенности, в том числе и правила дорожного движения. Правила дорожного движения – это основные нормы и требования, которые помогают обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Для детей важно понимать, что правила существуют не только для взрослых, но и для них самих, чтобы защитить их от опасных ситуаций на дороге.

Целью моего исследования было выявление наиболее результативных форм работы, для обучения детей правилам дорожного движения.

Используемые формы работы:

  1. Знакомство с художественной литературой;
  2. Экскурсии, наблюдения, прогулки;
  3. Образовательные ситуации;
  4. Развлечения и досуги;
  5. Игры: настольные, дидактические, конструирование, театрализованные, подвижные;
  6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование;
  7. Изготовление папок-передвижек.

За основу своей работы я брала программы: – «Светофор» (автор Т. И. Данилова) – «Правила дорожного движения для детей 3–7 лет» (автор-составитель Г. Д. Беляевскова).

Раскрытие темы ПДД посредством игры позволяет реализовывать следующие задачи:

  • освоение понятий, связанных с ПДД (в младшем дошкольном возрасте – «светофор», «сигнал светофора», «пешеход», в средней группе – «переход», «дорожный знак», в старшей и подготовительной – «безопасность на дороге» и пр.);
  • формирование навыка пересекать проезжую часть, опираясь на знания о значении сигналов светофора (в младших группах дети знакомятся с принципом работы устройства, то есть смены сигналов, а в дальнейшем отрабатывают навык пересечения проезжей части по светофору);
  • получение и систематизация знаний об основных видах транспорта;
  • развитие внимания, памяти (игры позволяют не только проиграть конкретную дорожную ситуацию, но и, повторяя материал из года в год, довести до автоматизма базовые знания ПДД).

У детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями о правилах дорожного движения и практическим применением. Формирование представлений о правилах дорожного движения является составной частью общей воспитательной работы детских садов. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практикоориентированные формы и методы формирования представлений о правилах дорожного движения. Для этого необходимо применять разнообразные методы: словесные, наглядные и практические.

Одним из наиболее эффективных методов является использование художественной литературы в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей. Круг произведений для детей, обучающихся правилам дорожного движения, составляет произведения народного творчества, классической и современной детской литературы.

Основные формы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения: чтение детской художественной литературы, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.

Проведенное экспериментальное исследование уровня сформированности у детей представлений о правилах дорожного движения показало, что у дошкольников недостаточно сформированы представления о правилах дорожного движения с преобладанием низкого и среднего уровня. Поэтому мною была организована педагогическая работа по формированию представлений о правилах дорожного движения посредством художественной литературы. В ходе реализации разработанных НОД мы воспитывали у детей культуру поведения и дорожную этику, используя художественную литературу (стихи, загадки, рассказы о правилах дорожного движения) при обучении детей безопасному поведению на дороге. Основными формами работы стали чтение детской художественной литературы, беседа по содержанию произведений, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок. Повторное исследование уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения выявило положительную динамику в уровне сформированности представлений о правилах дорожного движения. Высокий уровень в экспериментальной группе на 26% выше, чем в контрольной группе, а низкий уровень в экспериментальной группе понизился на 18% по сравнению с контрольной группой, что говорит об эффективности применения художественной литературы в педагогической работе по формированию представлений у детей о правилах дорожного движения.

Таким образом, можно дать следующие методические рекомендации:

  1. Включайте правила дорожного движения в обучающие игры и занятия. Например, можно организовать дорожное движение на детской площадке с помощью игрушечных машинок и пешеходов.
  2. Используйте разнообразные пособия для визуализации правил дорожного движения, такие как картинки, мультфильмы, плакаты и т. д.
  3. Проводите беседы с детьми о правилах дорожного движения, объясняйте им простыми словами, почему нужно соблюдать эти правила и какие последствия могут быть в случае их нарушения.
  4. Наблюдайте за детьми и поощряйте их, когда они сами соблюдают правила дорожного движения.
  5. Похвала и поощрение помогут им лучше усвоить эти правила.
  6. Организуйте экскурсии на детской площадке или в парке, где можно показать детям реальные ситуации на дороге и объяснить, как нужно вести себя в таких случаях.
  7. Задействуйте родителей детей в формировании представлений о правилах дорожного движения – попросите их рассказать о своем опыте участия в дорожном движении и поделиться советами для безопасного передвижения.
  8. Повторяйте материал о правилах дорожного движения регулярно, чтобы помочь детям закрепить знания и привить им хорошие привычки на дороге.

Поделиться

Чуева Л. А. Методические рекомендации для педагогов по формированию представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 91-93. URL: https://apni.ru/article/9819-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-po-formirovaniyu-predstavlenij-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-o-pravilah-dorozhnogo-dvizheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря