Роль подвигов предков в воспитании молодежи в духе патриотизма

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

патриотизм
Родина
молодёжь
традиция
победа
история
подрастающее поколение

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения в примере подвига и героизма наших отцов и дедов в школе и в семье, что является одной из основных задач педагогического коллектива на сегодняшний день.

Текст статьи

Воспитание молодёжи в духе патриотизма является одной из основных задач сегодняшнего дня. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Особенности воспитания патриотизма у молодёжи – это воспитание положительного отношения молодого поколения к истории и современности родного края, к подвигам и героизмам отцов и дедов в великой отечественной войне.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами.

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В семье должно закладываться высокое уважение к службе в Армии как священному долгу каждого человека. Рассказы отца о своей военной службе, о верном исполнении своего долга, просмотры семейных военных реликвий будут закреплять свой долг перед Родиной. Многие советы по военно-патриотическому воспитанию в семье родители могут получить у военного руководителя школы [1, с. 316-317].

Уже с раннего детства каждый человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, любить родной край, знать подвиги и героизмы наших отцов и дедов в годы великой отечественной войны. Ведь если все лучшее заложить в подростковом возрасте, который является наиболее сложным периодом для воспитания высоких нравственных чувств и качеств подрастающего поколения, для которых характерны доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет окружающих людей и это останется с ними на всю жизнь.

Дети должны понимать, что все достижения экономики, науки, техники, культуры, которыми гордится вся страна, берут начало именно в таких скромных начинаниях. Так развивается повседневный патриотизм, который не ограничивается любовью только к своей стране [2, с. 49-51].

Патриотическое чувство у детей не возникает само по себе. Это результат длительного и целенаправленного воспитательного воздействия на них, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием здорового образа жизни, воспитанием в семье, обучением в школах и приведением примеров подвига наших отцов и дедов в годы войны.

В этом году вся страна отмечает 75 годовщину победы в Великой Отечественной войне, и сегодня мы должны рассказать подрастающему поколению что вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз как и все народы СССР узбекистанцы тоже встретили как всенародную беду. Уже 23 июня 1941 года состоялся многотысячный городской митинг в Ташкенте, в Самарканде в митинге на площади Регистан принимало участие более 100 тыс. жителей города и окрестных кишлаков.

Многолюдные митинги 23 и 24 июня состоялись в Бухаре, Андижане, Намангане, Фергане и других городах. Патриотические митинги прошли и в сельских районах республики.

По всей стране началось добровольческое движение. В первые дни войны в городские и районные военкоматы республики поступило свыше 14 тыс. заявлений добровольцев. И в эти суровые дни высокий патриотизм проявляла и молодежь Узбекистана. Уже в первый период войны желание пойти добровольцами на фронт выразили почти 30 тыс. её представителей.

С ноября 1941 г. по март 1942 г. было сформировано 15 национальных дивизий и бригад, из них 9 стрелковых, 5 кавалеристских. Десятки тысяч молодых узбеков были призваны в ряды красной армии. В первые годы войны только из города Ташкента 100 000 парней и частично девушек были призваны на военную службу. Военные училища, дислоцированные в Ташкенте, подготовили для фронта несколько тысяч командиров и политработников.

Узбекистанцы принимали участие в обороне Брестской крепости и Ленинграда, в боях за Москву, Сталинград, Кавказ, Крым, Курск, в форсировании Днепра, освобождение Украины, Белоруссии, Центральной и Юго-восточной Европы, мужественно сражались в партизанских отрядах и дошли до Берлина.

Наряду с именами знаменитых снайперов Василия Зайцева, Медведева, Гильфана Авзалова, имя узбекского снайпера Загира Насырова вошло в летопись Сталинградской битвы. В числе Героев Советского Союза представители более 60 национальностей и народностей, в их числе 69 узбеков.

Наша молодёжь должен знать что в легендарной обороне Дома Павлова во время Сталинградской битвы(ныне Волгоградская область РФ) длившейся 58 дней - с 25 сентября - 23 ноября 1942 г., - участвовали бойцы 11 национальностей, среди них – 2 узбека: Камолджан Тургунов и Ишбури Нурматов, погибший в первые недели обороны. Последний из остававшихся в живых защитников Дома Павлова бронебойщик-стрелок Камолжон Тургунов из села Барданкуль Туракурганского района Наманганской области Республики Узбекистан скончался в канун 70-летия Победы - 16 марта 2015 года - на 93-м году жизни у себя на родине в окружении своих 14 детей, 62 внуков и 85 правнуков.

Генерал Сабир Рахимов начал свой путь от зам. командира полка до командира гвардейской дивизии. 10 раз был ранен. Награжден орденом Суворова II степени и четырьмя орденами Красного Знамени. При штурме города Гданьска (Польша) смертельно ранен, посмертно был награжден звездою Героя. Урна с его прахом была похоронена в Ташкенте на Братской могиле.

В годы войны на фронт ушло 4555 женщин республики. Среди них, например, фронтовой хирург Мукадам Ашрапова, спасшая жизни многим бойцам. Знаменитая радистка Роза Ибрагимова, известная снайпер Шарофат Ишантураева, уничтожившая прицельным огнем из своей винтовки сотни фашистов. Этих самоотверженных женщин уже нет среди нас, но их имена – в памяти народа.

Многие узбекистанцы мужественно проявили себя в боях: 120 000 тыс. из них были награждены боевыми орденами и медалями, 338 удостоены звания Героя СССР, 53 воина стали полными кавалерами ордена Славы. За мужество и отвагу многие узбекистанцы были награждены орденами и медалями Польши, Венгрии, Франции Италии и других стран. Из 116 врачей и 30 000 медработников 47 узбекистанцев удостоены звания Героев Советского Союза, 19 человек – награждены орденом Славы I, II, III степени, более 4000 человек – награждены боевыми орденами и медалями.

В целом по республике были призваны на фронт 1 433 230 человек. Из них погибли 395 725 человек, 263 055 пропали без вести. С войны не вернулись домой 658 780 соотечественников, 640 тысяч человек получили ранения. И только 134 450 воинов вернулись на родину относительно трудоспособными (9,4%). Такова печальная статистика этой страшной войны.

Навсегда останутся в памяти узбекского народа героические подвиги Таштемира Рустамова, закрывшего своим телом амбразуру (подвиг Матросова), старшего сержанта Саидусмана Касымходжаева, проявившего героизм при массовой переправе через Днепр; пулеметчика Каюма Рахманова, защищавшего до последней капли крови порученный ему участок и последней гранатой взорвавшего себя; сержанта Нематджана Хакимова, бросившегося с гранатой под вражеский танк; пулеметчика Нуритдинова, на счету у которого было 700 убитых фашистов и многих других, удостоенных высоких наград Родины.

С августа 1941 года в Узбекистан начали прибывать эшелоны с эвакуированным населением. Из 1 млн. человек эвакуированных более 200 000 составили дети и подростки, из них 5 тыс. ленинградцев. Во время войны в республику прибыло 89 детских домов, из них 48 – из Украины. При Совете Народных Комиссаров Узбекской ССР, областных, городских и районных исполнительных комитетах были созданы специальные комиссии по приему эвакуированных граждан. Для приема эвакуированного населения были организованы специальные эвакопункты, где производилась необходимая санитарная обработка и медицинское обслуживание.

С самого начала приезжие окунулись в совершенно им неведомую жизнь и культуру народов Средней Азии. Представителям разных национальностей приходилось жить под одной крышей. Это, несомненно, приводило к культурному обмену между ними, что проявлялось во всем: в приготовлении пищи, одежде и др.

К августу 1942 г. около 3 тыс. семей Узбекистана взяли на воспитание эвакуированных детей, отказавшись при этом от материальной помощи государства. Только в Ташкенте 643 семьи и 69 коллективов приняли на воспитание детей, оставшихся без родителей. Всего более 4,5 тысяч детей разных национальностей было принято в семьи узбекистанцев.

Семья Шамахмудовых усыновила 15, Самадовых – 13 сирот, Фатима Касымова, председатель колхоза им. Энгельса Самаркандской области, мать шестерых детей взяла на воспитание 12 детей разных национальностей и т.д. Пятидесятилетняя Бахрихон Аширходжаева взяла 8 эвакуированных детей различных национальностей. Многонациональными стали семьи Муазам и Шарафа Джураевых из Бухарской области и т.д. Ташкентский Заготхлоптрест организовал интернат на 25 детей, обеспечив его всем необходимым, 9 колхозов Ташкентской области приняли на воспитание свыше 100 человек эвакуированных детей и таких проявлений сострадания и героизма было не мало.

Для размещения детей в республике были организованы детские дома. Известный узбекский поэт Гафур Гулям в стихотворении «Ты не сирота» писал:

Разве ты сирота?... Успокойся, родной!

Словно доброе солнце, склоняясь над тобой,

Материнской глубокой любовью полна,

Бережет твое детство большая страна.

Один из вариантов перевода был сделан ленинградкой А.Ахматовой, которая находилась во время эвакуации в Узбекистане.

Продвижение врага вызвало необходимость эвакуировать в восточные районы крупные промышленные объекты. Началось крупномасштабное перебазирование производительных сил из прифронтовых территорий. С июля по ноябрь 1941 года на восток было эвакуировано около 1500 предприятий, всего за годы войны было эвакуировано 2593.

За годы войны в фонд обороны жителями республики было внесено 649,9 млн. руб. наличными, 4226 млн. руб. облигациями государственных займов, 52,9 кг золота и серебра. На эти средства были построены и отправлены на фронт бронепоезда «Узбекистан», «Красно-восточник», авиаэскадрилья, танковые колонны и другая техника. На строительство танковой колонны и эскадрильи боевых самолетов «Колхозник Узбекистана» колхозники республики собрали в декабре 1942 г. 260 млн. руб. Крупные суммы денег наряду с председателями колхозов, бригадирами вносили простые колхозники.

Например, член колхоза «Бирлашган» Карасуйского района Ташкентской области Тургун Ташматов внес 104 тыс. руб. на боевой самолет. Большой помощью фронту были сбор и изготовление теплых вещей (ватные куртки, полушубки, перчатки и многое др.). Только за первые 6 месяцев войны на фронт было отправлено 421,5 тыс. штук теплых вещей.

На фронт были отправлены 7 518 800 гимнастерок, 2 639 700 ватных телогреек, 2 221 200 пар сапог и ботинок. Одно только Министерство легкой промышленности поставило фронту продукции на 246 918 700 рублей.

Каждая область, каждый город и район, а также отдельные граждане республики протянули руку помощи фронту и воинам. Например, в начале 1942 года только в Бухаре были собраны более 4 тысяч единиц теплых одежды, около 10 тысяч пар носков и варежек, 5660 тыс. теплых шапок, 2750 брюк, 3000 овечьих полушубков, 18,5 тысяч литров вина, несколько тонн сухофруктов.

Известно, что за четыре года войны Узбекистан сдал государству      4 806 000 тонн хлопка-сырца, 1 066 000 тонн зерна, 195 тыс. тонн риса, 108 тыс. тонн картошки, 374 тыс. тонн овощей и фруктов, 35289 тонн сухофруктов, 57444 тонн винограда, 1 593 000 тонн мяса, 5 286 000 штук кожаных шкур. Несомненно, все это пошло на нужды обороны. Кроме всего этого, в годы войны населением Узбекистана в фонд обороны было переведено наличных денег всего в размере 949 900 000 рублей.

Каждый узбекистанец внес свою лепту в поистине Великую победу, война коснулась каждой семьи, дома, улицы, района. Все – и стар и млад – заплатили за эту победу: тяжёлой работой на трудовом фронте, собственной жизнью, жизнью своих друзей, родственников, близких. И наша задача историков, преподавателей вузов, учителей школ заключается в сохранении исторической памяти об общей беде, которая коснулась каждой семьи, независимо, где она жила, в Москве, Киеве, Минске или в далеком узбекском кишлаке, и об общей Великой Победе над фашистской Германией.

И сегодняшняя наша подрастающее поколение должен помнить о боевом и трудовом братстве как одном из истоков Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и страшный опыт теперь уже далекой войны говорят о том, что мы действительно непобедимы, пока народы наших стран живут в мире, согласии и уважении друг к другу, пока помнят и чтут имена героев – общих для великой нашей страны, как и та Победа 1945 года. И наша благодарная память нашему народу за его жертвенный вклад в оборону страны навсегда останется в истории, в памяти не только тех, кто пережил страшную трагедию войны, но и в памяти их потомков.

Список литературы

  1. Педагогика. Ю.К.Бабанский. 1988 г. – С. 316-317.
  2. Хельмут Штольц. Каким должен быть твой ребёнок? 1987 г. – С.49-51.
  3. www.sputniknews.ru
  4. www.berlek-nkp.com

Поделиться

10251

Тожиев Х. Х., Досумходжаев Ф. А. Роль подвигов предков в воспитании молодежи в духе патриотизма // Конструктивный потенциал современных гуманитарных и социально-экономических наук: проблемы наращивания и реализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 июня 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 85-89. URL: https://apni.ru/article/982-rol-podvigov-predkov-v-vospitanii-molodezhi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря