Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
Социально-политическая история России

Социально-политическая история России

Рубрика

Политология

Ключевые слова

церковное обновленчество
Русская Православная Церковь
история обновленческого раскола
церковная революция

Аннотация статьи

Статья посвящена социально-политическим аспектам возникновения и распространения церковного обновленческого раскола на территории Ярославской губернии в 1922–1925 гг.

Текст статьи

На протяжении десятилетий советского периода история обновленческого движения в Русской Православной Церкви оставалась в сфере идеологического влияния. Главной проблемой было отсутствие доступа к репрезентативной документальной базе из-за закрытости архивов ведомств, определявших антицерковную политику. Однако после рассекречивания ряда архивов и публикации большого объема документов задачу по восстановлению событийной истории церковного обновленчества в СССР в 1922–1946 годах можно считать в основном решенной. В диссертациях, монографиях и учебниках по церковной истории наконец-то представлена хронологическая последовательность событий, обозначены позиции власти, Святейшего Патриарха, лидеров обновленческой оппозиции, определены масштабы, глубина, причины и последствия раскола. Таким образом, появились историографические исследования этой важной исторической темы [5].

Вместе с накоплением фактического материала о церковной жизни в период большевистской диктатуры актуальность проблематики обновленческого раскола в РПЦ не только сохраняется, но и становится более острой. По мере расширения общей исторической картины возникает возрастающая потребность в объективной оценке происходившего. В центре научной дискуссии остается сущность обновленчества 1920-х годов. Одним из ключевых вопросов, выдвинутых одним из ведущих исследователей этой темы, является следующий: «Советское обновленчество – церковный феномен или инструмент государственной безопасности?» [3]. Проявляя понимание идейного содержания претензий, выдвинутых лидерами обновленческой оппозиции в 1922–1923 годах, данный автор представил аргументы и факты, которые подтверждают, что сущность раскола определялась не столько идеологическими мотивами, сколько давлением на Церковь со стороны враждебной ей государственной власти.

С этой оценкой трудно не согласиться, поскольку даже простой взгляд с событийной стороны на происходившее раскрывает тот же смысл – не случись ареста Патриарха Тихона и его сторонников – архиереев, не возникло бы у раскольников соблазна взять в свои руки церковное управление. Очевидно, если бы власть не поддерживала обновленцев всеми административными мерами в течение долгого времени, то не возникло бы «обновленческого движения», распространившегося на все епархии.

Значительный вклад в понимание истории обновленческого раскола вносят региональные исследования, однако их количество пока еще ограничено. Например, в Ярославской епархии эта тема затронута в ряде работ, где представлены публикации частичных документов, в основном биографического характера. Это создает потребность не только в систематизации собранного материала по данной теме, но и в его дальнейшей детальной интерпретации [2].

Такая историографическая ситуация открывает возможность уделить особое внимание менее изученным аспектам обновленческого раскола, таким как история борьбы с ним. Это касается как отдельных личностей, выступавших против «церковной революции», так и массовых протестов прихожан против передачи церковных сооружений обновленцам [4].

Таким образом, можно сказать, что даже в условиях гонений и преследований религиозная вера среди православных людей оставалась сильной и непоколебимой, что подтверждало евангельские обещания о стойкости и устойчивости Церкви. Попытки властей подорвать и разрушить единство церкви, используя внутренние несогласия и уязвимости духовенства, чтобы подорвать её влияние и авторитет, также не увенчались успехом.

Идея Троцкого о разделении Церкви от государства получила поддержку в высших органах власти и привела к созданию комиссии для осуществления этой идеи. Внутриполитическая переписка показывала циничный подход к провокации раскола Русской Православной Церкви, прикрываемый идеологией большевизма о необходимости уничтожения религии. Новая стратегия также включала раскол и истребление самих церковных реформаторов. Все это было предметом обсуждения на совещании в рамках XI съезда РКП(б) в 1922 году.

Таким образом, подводя промежуточный итог изучения обновленческого раскола в Ярославской епархии в 1922 году, следует отметить, что вплоть до начала июня клирики и прихожане не проявляли активности по вопросу своего самоопределения в сложившейся в то время ситуации в РПЦ, которая была тогда же названа «церковной революцией». Это происходило вопреки настойчивым попыткам местной партийно-советской прессы втянуть местное духовенство в раскол.

Во-вторых, эта достойная позиция была обусловлена верностью церковным канонам и архиерейской присяге руководства Ярославской епархии, особенно митрополита Агафангела, который не поддавался провокациям со стороны представителей ВЦУ – обновленцев, и не отступал перед угрозой ареста.

Наконец, приведенные факты явно указывают на то, что местная власть оказывала давление на клириков, начиная с «повесточного» оповещения их о собраниях в поддержку «Живой церкви» и заканчивая обвинениями в контрреволюции и арестами тех, кто противостоял обновленцам.

Список литературы

  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/akty-svjatejshego-patriarha-tihona-pozdnejshie-dokumenty-i-perepiska-o-kanonicheskom-preemstve-vysshej-tserkovnoj-vlasti/ (Дата обращения: 19.05.2024).
  2. Архивы Кремля. В 2-х кн. Политбюро и Церковь. 1922–1925. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/arhivy-kremlja-politbyuro-i-tserkov-kniga-1-1922-1925-gg/ (Дата обращения: 18.05.2024).
  3. Благовестник. Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский). Жизнеописание. Письма [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/days/sv-veniamin-voskresenskij (Дата обращения: 18.05.2024).
  4. Все мы – Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918–1953. [Электронный ресурс] URL: https://lib-fond.ru/lib-rbfgayao/bmx/ (Дата обращения: 19.05.2024).
  5. Головушкин Д.А. Русское православное обновленчество в 1922–1923 гг.: реформация или церковная революция? [Электронный ресурс] URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_33674938/ (Дата обращения: 18.05.2024).

Поделиться

Бабкин Д. А. Социально-политическая история России // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 53-54. URL: https://apni.ru/article/9821-socialno-politicheskaya-istoriya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января