Научные идеи в педагогическом познании позволяют осмысливать опыт предшествующего развития знания в педагогической области научного знания и синтезируют знания в некоторую целостную систему, выполняя роль активных эвристических начал и принципов объяснения явлений, поисков путей решения, встающих перед обществом научных проблем.
Научная идеи формирования научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе обуславливается происходящей трансформацией различных сфер социальной деятельности личности, оказывающей влияние на систему высшего образования и заключающейся: в воздействии на когнитивную сферу личности за счет глобального увеличения получаемой и обрабатываемой субъектами образовательного процесса информации; в технологизации образовательной сферы за счет постоянно совершенствующихся программных продуктов, внедрения средств виртуальной и дополненной реальности; в усилении процессов интернационализации, интенсификации и оптимизации образования и др., что требует от педагогической науки актуализации методологических подходов и педагогических решений для разрешения указанных проблем.
Обращая внимание на существенные изменения в самой образовательной сфере, от ориентированной на высокий уровень знаний к образованию, направленному на развитие личности каждого обучающегося, способного самостоятельно в дальнейшем обучаться, осваивать новые технологии, иметь хорошую основу для инновационной деятельности [5], отметим возрастающую актуализацию стоящих перед педагогической наукой задач организации образовательного процесса, направленного на устойчивое развитие таких качеств личности обучающихся, которые позволили бы им наиболее продуктивно формировать, развивать и проявлять свои творческие креативные способности и навыки в процесс учебной, исследовательской, и что наиболее актуально для образовательного процесса вуза, в научно-исследовательской деятельности.
Помимо представленных выше требований к образовательному процессу вуза, следует отметить, устойчивое развитие личности неотрывно связано с привитием личности ценностных, культурных установок и норм.
Одной из актуальных задач высшего образования является формирование у обучающихся научно-исследовательской культуры, обеспечивающей способность применять методы научного познания и проникновения в сущность исследуемых явлений, событий и процессов [1].
Ретроспективный анализ феномена «культура» позволяет представлять его, как результат совокупности ценностей, традиций, убеждений, знаний, умений, норм деятельности и проявляющегося поведения. Ключевой особенностью культуры является наличие ценностно-смысловой системы, которая имеет относительно устойчивую характеристику [2].
Ретроспективный анализ проблемы формирования научно-исследовательской культуры обучающихся позволяет сделать вывод о наличии научного интереса (В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, М. В. Кларин В. А. Сластенин и др.).
Однако, за последние 15 лет по данным сайта ВАК представлено всего 5 диссертаций по проблемам формирования исследовательской культуры обучающихся, причем направленных на образовательный процесс вуза – 1 научная работа. При этом, современное состояние высшего образования, насыщаемого высокотехнологичными программными продуктами, оборудованием и технологиями, с одной стороны, и, существенным снижением аудиторной нагрузки и увеличением времени на самостоятельную работу, с другой стороны, уменьшение времени на личное взаимодействие преподавателей и обучающихся, направленного на передачу опыта научно-исследовательской культуры и научно-исследовательской деятельности актуализирует необходимость переосмысления средств и педагогических механизмов формирования научно-исследовательской культуры обучающихся.
Под научно-исследовательской культурой в педагогической науке понимается интегральное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к науке и исследовательской деятельности, владением методами поисковой и исследовательской деятельности, освоенной логикой научного исследования, наличием определенных способностей и творческих возможностей, а также оценке своей деятельности [4].
Учебно-исследовательская культура как образовательно значимое качество личности обучающегося включает ряд составляющих:
- сформированную собственную систему учебно-исследовательских ценностей;
- высокую степень научно-исследовательских умений и навыков и сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта;
- пересмотр или сравнение ценностей и обоснование предпочтений, на которых строится мотивация к обучению и рефлексия результатов;
- проявление личностной самореализации, заключающейся в форме проявления способности и индивидуального стиля научно-исследовательской деятельности, оценок и рефлексии личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.
Актуальность формирования у обучающихся научно-исследовательской культуры обусловлена тем, что она включает в себя исследовательскую грамотность и компетентность, креативность, ориентацию на проектирование научно-исследовательской деятельности и выступает основополагающим фактором и ресурсом организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и в рамках студенческого научного общества [3].
Помимо научного обоснования формирования у обучающихся научно-исследовательской культуры в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6, с. 3-8] прямо указано, что «одним из принципов государственной политики…. в сфере образования является свобода выбора образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей».