Обоснование научной идеи формирования научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

обучающийся
образовательный процесс вуза
культура
исследовательская культура
образовательная среда

Аннотация статьи

В связи с увеличением доли самостоятельной работы у обучающихся в вузе актуальным является поиск научно обоснованных путей и механизмов реализации исследовательской деятельности и формирования исследовательской и научно-исследовательской культуры. Ядром исследовательской культуры служат исследовательские умения и навыки. Исследовательские навыки рассматриваются как устойчивые приемы использования средств познания в процессе исследования, специфический инструмент развития познавательного интереса обучающихся.

В статье авторами предложено обоснование научной идеи формирования научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе на основе происходящих в социальной сфере и экономике инновационных изменений.

Текст статьи

Научные идеи в педагогическом познании позволяют осмысливать опыт предшествующего развития знания в педагогической области научного знания и синтезируют знания в некоторую целостную систему, выполняя роль активных эвристических начал и принципов объяснения явлений, поисков путей решения, встающих перед обществом научных проблем.

Научная идеи формирования научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе обуславливается происходящей трансформацией различных сфер социальной деятельности личности, оказывающей влияние на систему высшего образования и заключающейся: в воздействии на когнитивную сферу личности за счет глобального увеличения получаемой и обрабатываемой субъектами образовательного процесса информации; в технологизации образовательной сферы за счет постоянно совершенствующихся программных продуктов, внедрения средств виртуальной и дополненной реальности; в усилении процессов интернационализации, интенсификации и оптимизации образования и др., что требует от педагогической науки актуализации методологических подходов и педагогических решений для разрешения указанных проблем.

Обращая внимание на существенные изменения в самой образовательной сфере, от ориентированной на высокий уровень знаний к образованию, направленному на развитие личности каждого обучающегося, способного самостоятельно в дальнейшем обучаться, осваивать новые технологии, иметь хорошую основу для инновационной деятельности [5], отметим возрастающую актуализацию стоящих перед педагогической наукой задач организации образовательного процесса, направленного на устойчивое развитие таких качеств личности обучающихся, которые позволили бы им наиболее продуктивно формировать, развивать и проявлять свои творческие креативные способности и навыки в процесс учебной, исследовательской, и что наиболее актуально для образовательного процесса вуза, в научно-исследовательской деятельности.

Помимо представленных выше требований к образовательному процессу вуза, следует отметить, устойчивое развитие личности неотрывно связано с привитием личности ценностных, культурных установок и норм.

Одной из актуальных задач высшего образования является формирование у обучающихся научно-исследовательской культуры, обеспечивающей способность применять методы научного познания и проникновения в сущность исследуемых явлений, событий и процессов [1].

Ретроспективный анализ феномена «культура» позволяет представлять его, как результат совокупности ценностей, традиций, убеждений, знаний, умений, норм деятельности и проявляющегося поведения. Ключевой особенностью культуры является наличие ценностно-смысловой системы, которая имеет относительно устойчивую характеристику [2].

Ретроспективный анализ проблемы формирования научно-исследовательской культуры обучающихся позволяет сделать вывод о наличии научного интереса (В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, М. В. Кларин В. А. Сластенин и др.).

Однако, за последние 15 лет по данным сайта ВАК представлено всего 5 диссертаций по проблемам формирования исследовательской культуры обучающихся, причем направленных на образовательный процесс вуза – 1 научная работа. При этом, современное состояние высшего образования, насыщаемого высокотехнологичными программными продуктами, оборудованием и технологиями, с одной стороны, и, существенным снижением аудиторной нагрузки и увеличением времени на самостоятельную работу, с другой стороны, уменьшение времени на личное взаимодействие преподавателей и обучающихся, направленного на передачу опыта научно-исследовательской культуры и научно-исследовательской деятельности актуализирует необходимость переосмысления средств и педагогических механизмов формирования научно-исследовательской культуры обучающихся.

Под научно-исследовательской культурой в педагогической науке понимается интегральное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к науке и исследовательской деятельности, владением методами поисковой и исследовательской деятельности, освоенной логикой научного исследования, наличием определенных способностей и творческих возможностей, а также оценке своей деятельности [4].

Учебно-исследовательская культура как образовательно значимое качество личности обучающегося включает ряд составляющих:

  • сформированную собственную систему учебно-исследовательских ценностей;
  • высокую степень научно-исследовательских умений и навыков и сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта;
  • пересмотр или сравнение ценностей и обоснование предпочтений, на которых строится мотивация к обучению и рефлексия результатов;
  • проявление личностной самореализации, заключающейся в форме проявления способности и индивидуального стиля научно-исследовательской деятельности, оценок и рефлексии личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.

Актуальность формирования у обучающихся научно-исследовательской культуры обусловлена тем, что она включает в себя исследовательскую грамотность и компетентность, креативность, ориентацию на проектирование научно-исследовательской деятельности и выступает основополагающим фактором и ресурсом организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и в рамках студенческого научного общества [3].

Помимо научного обоснования формирования у обучающихся научно-исследовательской культуры в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6, с. 3-8] прямо указано, что «одним из принципов государственной политики…. в сфере образования является свобода выбора образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей».

Список литературы

  1. Вакджира М.Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов / М.Б. Вакджира // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 3(34).
  2. Иванова М.М., Малетин С.В, Рындовская Е.В., Формирование культуры научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3.
  3. Исаева М.А., Плиева А.О., Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в условиях современного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4.
  4. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
  5. Тарута Л.А. Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО / Л.А. Тарута. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 23 (365). – С. 346-348.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/402. Федоров И. Школа инженеров будущего // Высшее образование в России. – 2004. – № 10. – С. 3-8.

Поделиться

432

Ситникова С. Ю., Холодилов А. А. Обоснование научной идеи формирования научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе // Гуманитарный подход в науке и технологиях: роль этики, морали и ценностей в формировании будущего человечества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 36-39. URL: https://apni.ru/article/9837-obosnovanie-nauchnoj-idei-formirovaniya-nauchno-issledovatelskoj-kultury-obuchayushihsya-v-vuze

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря