Религию, литературу, искусство, науку и философию всегда интересовали вопросы поведения людей в рамках общепринятых социальных норм. В педагогике ряд работ посвящены поиску путей формирования социально одобряемого поведения младших школьников. Каждый ребенок имеет социальный статус, который предусматривает определенный тип поведения, характерный для той или иной социальной роли. Осваивая социальную роль, ребенок адаптируется к необходимым условиям, обстоятельствам, в которые попадает и, тем самым, вступает в социум. Поведение ребенка является социально положительным только тогда, когда осваиваемые им роли одобряются обществом, и оно принимает его.
Проблема формирования социально одобряемого поведения у младших школьников в сельской школе состоит в том, что ученики этой возрастной группы часто сталкиваются с уникальными вызовами и трудностями, связанными с социализацией и адаптацией к сельской среде и особенностями понятия социальная норма в конкретной сельской местности.
Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), включающую требования к поведению и обязанности членов данного общества. Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека («делай то», «не делай это»); они могут содержать и требования относительно использования средств их достижения [4, с. 28].
Проблемам отклоняющегося и формирования социальной одобряемого поведения уделяется внимание в работах М. А. Галагузовой, Э Дюркгейма, Ю. А. Клейберга, Р. К. Мертона, И. А. Невского, Р. В. Овчаровой, Н. Дж. Смелзера, В. Г. Степанова, М. В. Шакуровой и других отечественных и зарубежных ученых.
Социализация в дошкольном и раннем школьном возрасте традиционно рассматривается в контексте возрастной и педагогической психологии (Р. Заззо, С. Московичи, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Р. Харре, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Исследования ранней социализации могут дать богатый материал для понимания факторов и механизмов включения индивида в социальные отношения (В. В. Новиков), поскольку в детском периоде жизни наблюдается специфическая смена ведущих видов деятельности, а также основных факторов социализации (А. В. Мудрик, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).
Социально одобряемое поведение – это поведение, которое соответствует общепринятым нормам, ценностям и ожиданиям в конкретном обществе. Оно является таким, которое общество в большинстве случаев принимает и одобряет, так как оно способствует гармоничному функционированию и взаимодействию его членов.
Образовательная среда сельской школы имеет свои особенности, часто она ограничивает доступ младших школьников к разнообразным социальным событиям и интеракциям, которые могли бы способствовать развитию социальных навыков и обогатить их культурный опыт. Сельские школы могут иметь ограниченные ресурсы, включая кадровые и материальные, что ограничивает возможности обучения и внешкольной деятельности, которые способствуют формированию социально одобряемого поведения. В сельских школах может отсутствовать доступ к профессиональным психологическим консультациям и услугам, что осложняет работу с детьми, испытывающими социальные и эмоциональные трудности. Сельская среда может иметь свои устои и ценности, которые могут отличаться от городской среды, что создает несоответствие в ожиданиях и нормах поведения. Все эти факторы могут влиять на социализацию и развитие социальных навыков младших школьников в сельской школе, что делает проблему формирования социально одобряемого поведения важной и актуальной для педагогов и образовательных специалистов. Решение этой проблемы требует усилий по адаптации образовательных методов и стратегий к особенностям сельской среды и потребностям учащихся.
Но при всех особенностях жизни в сельской местности есть общие черты для современных детей независимо от места проживания. Среди современных детей наблюдается усиление провоцирующего поведения в отношении взрослых, иногда с проявлениями жестокости и агрессии. Это приводит к появлению новых форм ненормативного поведения. В социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях данное отклонение в поведении человека может быть охарактеризовано различными терминами, такими как диссоциальное поведение, правонарушительное поведение, антисоциальное поведение и др.
Процессы этого взаимодействия позволяют различать поведение на два типа: соответствующее общественным нормам и несоответствующее им.
Поскольку зачастую в сельских школах отсутствуют программы социально – педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения и поддержки со стороны педагогического коллектива школ то это приводит к тому, что учащиеся с отклонениями в поведении пополняют ряды социально не принятых обществом и не реализовавших себя людей.
Роль социально одобряемого поведения в социуме очень важна, и она может быть рассмотрена с разных углов. Соблюдение социально одобряемых норм и правил способствует устойчивости и согласию в обществе. Это позволяет предсказуемо и мирно взаимодействовать между собой. Следование социально одобряемому поведению способствует включению индивида в социальные группы и общество в целом. Оно помогает укрепить социальные связи и отношения. Социально одобряемое поведение основывается на общественной этике и морали. Оно способствует формированию ценностей, которые общество считает важными для поддержания нравственности и порядка. Многие социально одобряемые нормы также воплощены в законах. Следование этим нормам помогает поддерживать законопослушность и предотвращать правонарушения. В разных культурах могут существовать различные стандарты социально одобряемого поведения. Это отражает многообразие и культурную идентичность в обществе.
Общество, в целом, формирует и поддерживает социально одобряемые стандарты поведения, чтобы обеспечить гармоничное и устойчивое функционирование. Однако эти стандарты могут изменяться со временем и в разных культурах, что подчеркивает динамичную природу социальных норм и ценностей.
Следование социально одобряемым нормам и правилам помогает индивидуумам встраиваться в социальные группы и общество в целом. Это способствует формированию позитивных межличностных отношений, укреплению социальных связей и поддерживает социальную поддержку в трудных ситуациях. Социально одобряемое поведение может способствовать психологическому благополучию, так как оно обеспечивает чувство принадлежности и самоуважения. Несоблюдение социальных норм, напротив, может привести к чувству изоляции и стрессу. Соблюдение законов и правил общества, чаще всего, означает следование социально одобряемому поведению. Это предотвращает правонарушения и связанные с ними негативные последствия.
Сельская среда обладает своими уникальными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения у учащихся. В сельских семьях часто сохраняются традиционные ценности и обычаи. Эти семейные ценности могут оказывать влияние на моральное и поведенческое развитие детей. Сельская среда может способствовать более активному образу жизни и большей связи с природой и особое отношение к физическому труду.
Сельские районы могут быть характеризованы отсутствием большого количества сверстников и возможностей для социального взаимодействия. Это может привести к социальной изоляции и влиять на формирование социальных навыков и поведения. Для разработки эффективных методов образования сельских школьников необходимо учитывать эти особенности. Социальные и образовательные программы должны учитывать уникальные потребности и вызовы, с которыми они сталкиваются в данной среде. Изменения в социальной среде всегда проявляются через поведение людей, которое отражает их взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие определяется тем, как они реагируют на внешние и внутренние стимулы. Важной частью этого процесса является освоение ролевого поведения детьми, что позволяет им успешно встраиваться в социальные отношения. Оно помогает им адаптироваться к разным ситуациям и ролям на протяжении всей своей жизни. Этот процесс адаптации к социальной среде называется социальной адаптацией [5, с. 80].
Формирование социально одобряемого поведения у детей может быть осуществлено через разнообразные практические методы. Вот несколько таких методов. Обучение социальным навыкам: разработка и проведение программ обучения социальным навыкам, таким как коммуникация, решение конфликтов, эмпатия и сотрудничество, помогает людям развивать умения, необходимые для социально одобряемого поведения.
Ролевые игры и моделирование ситуаций: путем проведения ролевых игр и моделирования различных социальных ситуаций, люди могут практиковать желательные формы поведения и реакции на них.
Обратная связь: поощрение и подкрепление желательного поведения при помощи положительной обратной связи, похвалы и наград может стимулировать его повторение.
Создание поддерживающей среды: создание среды, которая поощряет социально одобряемое поведение, включает в себя установку четких правил и ожиданий, а также моделирование желательного поведения взрослыми.
Обучение моральным ценностям и этическим принципам помогает людям понимать, почему некоторые действия считаются правильными и желательными, в то время как другие – нет.
Обучение методам само регуляции эмоций и стресса позволяет лучше контролировать реакции и поведение в сложных ситуациях.
Социальные проекты и активности: участие в социальных проектах и добровольческой работе может способствовать формированию социально одобряемого поведения, так как это позволяет людям видеть пользу от своих действий в обществе.
Обучение взрослых методам воспитания и обучения социально одобряемому поведению у детей является ключевым фактором. Родители и учителя могут получить информацию и навыки, необходимые для поддержки развития такого поведения у детей. Постоянный мониторинг поведения и предоставление обратной связи, как самим индивидам, так и их окружению, помогает корректировать нежелательные формы поведения и поощрять желательные. В случае, если у человека возникают серьезные поведенческие проблемы, психотерапия и консультации специалистов могут быть эффективными средствами для коррекции поведения.
Практические методы могут быть эффективными при условии их систематического и целенаправленного использования в образовательных и воспитательных процессах.
Вовлечение родителей и семьи в процесс формирования социально одобряемого поведения играет важную роль в развитии у детей навыков и ценностей, которые соответствуют общественным нормам и ожиданиям. Родители являются первичными учителями детей в области ценностей и норм. Воспитание основанных на уважении к другим и сотрудничестве ценностей помогает формировать социально одобряемое поведение. Родители могут обучать детей моральным принципам и этике, что помогает им понимать, почему некоторые действия считаются правильными и желательными, а другие – нет. Дети часто повторяют поведение и реакции родителей. Поэтому, когда родители демонстрируют социально одобряемое поведение, дети более склонны его подражать. Родители могут создать с детьми открытую и поддерживающую атмосферу для обсуждения моральных дилемм и сложных ситуаций. Это помогает детям развивать навыки анализа и принятия этических решений. Родители могут активно участвовать в образовательном процессе своих детей и работать с учителями для поддержки и укрепления социальных навыков и поведения. В случае необходимости родители могут обращаться за профессиональной помощью, такой как семейная терапия или консультации специалистов, чтобы решить сложные семейные и поведенческие проблемы.
Вовлечение родителей и семьи в формирование социально одобряемого поведения создает сильную основу для социальной адаптации и морального развития детей.
Это сотрудничество между семьей и образовательными учреждениями помогает детям развивать навыки и ценности, необходимые для успешной адаптации в обществе, а также формированию у младших школьников социально одобряемого поведения в условиях сельской среды.