Существенное количество научных исследований последних лет [2; 10; 12; 14] посвящены формированию цифровой культуры и цифровых компетенций, являющихся важной составляющей цифровой культуры, однако, в большинстве своем, ориентированы на техническую и технологическую составляющие.
Цифровая культура несет в себе ценностную составляющую в части применения информационных технологий, что нашло отражение в ценностно-ориентированном толковании цифровой культуры в исследованиях Е. В. Гнатышиной [6], указывающей на социальные предпосылки в осмыслении понятия «цифровая культура» – развитие цифровой экономики, цифровизация образования, потребность в освоении цифровых компетенций.
В исследованиях Юнова С. В. указывается на ряд актуальных проблем в развитии цифрового образования:
- трансформация системы образования в цифровизированное;
- акцентирование на этические аспекты электронного обучения;
- личностно-ориентированная направленность образовательного процесса в реализации персонифицированности обучения;
- трансформация роли преподавателя из транслятора информации к наставнической;
- трансформация роли обучающегося в разработчика собственной образовательной траектории [15].
Исходя из исследований Юнова С. В., обучающихся необходимо подготавливать не просто навыкам работы в цифровой среде, но и формировать у них на основе ценностного подхода цифровое мировоззрение и цифровую культуру, необходимые для жизни в цифровом обществе.
Выпускники вузов, обладающие цифровой культурой, смогут стать конкурентно способными специалистами для цифровой экономики, если усваивают профессиональный опыт на мировоззренческом уровне, способны синтезировать учебную и производственную информацию в профессиональное знание.
Научные основания различных аспектов цифровой культуры личности являются полинаучными и находится в поле внимания философии, культурологии, педагогики и психологии, информатики и других наук.
Так в современных исследованиях Б. С. Гершунского [5] внимание обращено на ценности информационного общества и их трансформацию в ценности общества знаний, а также на проблемы информационного общества, связанные с ростом информационных потоков, изменением характера труда и ослаблением межличностных связей. Однако, философское видение акцентирует на мнение о том, что в современном обществе востребовано лишь оцифрованное знание, дающее быстрый экономический эффект. В исследованиях Э. Агацци акцентируется внимание на недостаточную поддержку в обществе и экономике гуманитарных знаний, не приносящих прибыли, забывая, что культурные триггеры необходимы для развития, как отдельной личности, так, и общества, в целом [1, с. 3-19].
В этом же ключе происходит осмысление концепции цифровой культуры, как феномена, в научных трудах Д. В. Галкина, исследующего цифровую культуру на материальном, функциональном, символическом, ментальном и духовно-ценностном уровнях и отмечавшего, что она включает в себя знания, навыки работы с информацией и цифровыми устройствами, «стереотипы поведения и восприятия, отношение к другим народам и культурам, которые формируют устойчивые и воспроизводимые социально-психологические черты человека определенной культуры» [3, с. 11-16].
С социокультурной точки зрения информационно-коммуникационные технологии становятся главным средством передачи коллективного знания и опыта, с их помощью «люди развивают общий язык, получают опыт, создают ценности, осваивают социальное пространство и время» [9], что также направлено на развитие цифровой культуры личности и общества.
Культурологическое видение цифровой культуры указывает на проблему использования цифровых технологий и оцифровку культурного наследия. Сами они не ведут к цифровой культуре, как к личностной составляющей, поскольку культура отдельной личности может как сформироваться, так и не сформироваться, если не будет специально организована и встроена в систему образования целенаправленная модель формирования цифровой культуры.
Цифровизация в сфере образования базируется на использовании в образовательном процессе открытых цифровых ресурсов, технологий электронного обучения, учете информационных потребностей обучающихся, мотивации к постоянному обновлению знаний.
Таким образом, анализ экономических, философских и социокультурных оснований понятия «цифровая культура», позволяет рассматривать ее с различных сторон: как системно организованной ценностной категории, наделенной устойчивыми социально-психологическими качествами личности.