Цифровая культура обучающегося как педагогический феномен

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

трансформация
цифровая культура
цифровизация
образование
обучающиеся

Аннотация статьи

Современные информационные технологии активно применяются во всех сферах социальной, профессиональной, экономической сферах человека. Аналогичные тенденции наблюдаются на рынке труда, в сфере культуры, образования и др.

Вместе с тем общество сталкивается с вызовами, которые требуют незамедлительного разрешения: недостаточна развитость информационной инфраструктуры, не успевающая трансформироваться вслед за развитием технологий, несформированность цифровой грамотности у значительной части населения, отсутствие компетентных квалифицированных специалистов для поддержи и развития цифровой экономики.

Система образования также сталкивается с рядом существенных проблем, заключающихся в недостаточном уровне цифровых знаний у обучающихся и о возможностях информационных ресурсов и владении умениями поиска, анализа и синтеза цифровых данных и трансформации их в знания.

Текст статьи

Существенное количество научных исследований последних лет [2; 10; 12; 14] посвящены формированию цифровой культуры и цифровых компетенций, являющихся важной составляющей цифровой культуры, однако, в большинстве своем, ориентированы на техническую и технологическую составляющие.

Цифровая культура несет в себе ценностную составляющую в части применения информационных технологий, что нашло отражение в ценностно-ориентированном толковании цифровой культуры в исследованиях Е. В. Гнатышиной [6], указывающей на социальные предпосылки в осмыслении понятия «цифровая культура» – развитие цифровой экономики, цифровизация образования, потребность в освоении цифровых компетенций.

В исследованиях Юнова С. В. указывается на ряд актуальных проблем в развитии цифрового образования:

  • трансформация системы образования в цифровизированное;
  • акцентирование на этические аспекты электронного обучения;
  • личностно-ориентированная направленность образовательного процесса в реализации персонифицированности обучения;
  • трансформация роли преподавателя из транслятора информации к наставнической;
  • трансформация роли обучающегося в разработчика собственной образовательной траектории [15].

Исходя из исследований Юнова С. В., обучающихся необходимо подготавливать не просто навыкам работы в цифровой среде, но и формировать у них на основе ценностного подхода цифровое мировоззрение и цифровую культуру, необходимые для жизни в цифровом обществе.

Выпускники вузов, обладающие цифровой культурой, смогут стать конкурентно способными специалистами для цифровой экономики, если усваивают профессиональный опыт на мировоззренческом уровне, способны синтезировать учебную и производственную информацию в профессиональное знание.

Научные основания различных аспектов цифровой культуры личности являются полинаучными и находится в поле внимания философии, культурологии, педагогики и психологии, информатики и других наук.

Так в современных исследованиях Б. С. Гершунского [5] внимание обращено на ценности информационного общества и их трансформацию в ценности общества знаний, а также на проблемы информационного общества, связанные с ростом информационных потоков, изменением характера труда и ослаблением межличностных связей. Однако, философское видение акцентирует на мнение о том, что в современном обществе востребовано лишь оцифрованное знание, дающее быстрый экономический эффект. В исследованиях Э. Агацци акцентируется внимание на недостаточную поддержку в обществе и экономике гуманитарных знаний, не приносящих прибыли, забывая, что культурные триггеры необходимы для развития, как отдельной личности, так, и общества, в целом [1, с. 3-19].

В этом же ключе происходит осмысление концепции цифровой культуры, как феномена, в научных трудах Д. В. Галкина, исследующего цифровую культуру на материальном, функциональном, символическом, ментальном и духовно-ценностном уровнях и отмечавшего, что она включает в себя знания, навыки работы с информацией и цифровыми устройствами, «стереотипы поведения и восприятия, отношение к другим народам и культурам, которые формируют устойчивые и воспроизводимые социально-психологические черты человека определенной культуры» [3, с. 11-16].

С социокультурной точки зрения информационно-коммуникационные технологии становятся главным средством передачи коллективного знания и опыта, с их помощью «люди развивают общий язык, получают опыт, создают ценности, осваивают социальное пространство и время» [9], что также направлено на развитие цифровой культуры личности и общества.

Культурологическое видение цифровой культуры указывает на проблему использования цифровых технологий и оцифровку культурного наследия. Сами они не ведут к цифровой культуре, как к личностной составляющей, поскольку культура отдельной личности может как сформироваться, так и не сформироваться, если не будет специально организована и встроена в систему образования целенаправленная модель формирования цифровой культуры.

Цифровизация в сфере образования базируется на использовании в образовательном процессе открытых цифровых ресурсов, технологий электронного обучения, учете информационных потребностей обучающихся, мотивации к постоянному обновлению знаний.

Таким образом, анализ экономических, философских и социокультурных оснований понятия «цифровая культура», позволяет рассматривать ее с различных сторон: как системно организованной ценностной категории, наделенной устойчивыми социально-психологическими качествами личности.

Список литературы

  1. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях / Э. Агацци // Вопросы философии. – 2012. – № 10. – С. 3-19.
  2. Безызвестных Е.А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.012 / Е.А. Безызвестных – Красноярск, 2019. – 290 с.
  3. Галкин Д.В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей эпох / Д.В. Галкин // Научный журнал Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии. «Цифровая культура» – 2012. – № 3 (8). – С. 11-16.
  4. Галкина Л.С. Методика развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров средствами облачных технологий при обучении дисциплинам информационного цикла: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Л.С. Галкина – Пермь, 2017. – 177 с.
  5. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: монография / Б.С. Гершунский – Москва, 1998. – 680 с.
  6. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.08 / Е.В. Гнатышина – Грозный, 2020. – 355 с.
  7. Грибан О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2015. – 162 с.
  8. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография / Н.Ю. Игнатова. – Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. – 128 с.
  9. Культурология / ред. Г.В. Драч. – Москва: Альфа-М, 2003. – 432 с.
  10. Овчаров А.В. Формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.08 / А.В. Овчаров – Барнаул, 2007. – 489 с.
  11. Пахомова Т.Е. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учётом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т.Е. Пахомова – Улан-Удэ, 2020. – 250 с.
  12. Прокопьев М.С. Методика обучения дисциплине «ИКТ в образовании» будущих педагогов на основе модульной межпредметной интеграции: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / М.С. Прокопьев – Красноярск, 2015. – 173 с.
  13. Соловьев Э.Г. Информационное общество / Э.Г. Соловьев // Новая философская энциклопедия: В 4 т. – Т. 2. – Москва: Мысль, 2010. – 316 с.
  14. Юнов С.В. Ролевое информационное моделирование как педагогическая стратегия формирования ИКТ-компетенций студентов непрофильных вузов: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.08 / С.В. Юнов – Краснодар, 2018. – 344 с.
  15. Юсупова С.Я. Образование в эпоху цифровой экономики / С.Я. Юсупова, С.Н. Поздеева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018.

Поделиться

670

Ситникова С. Ю., Никулин А. А. Цифровая культура обучающегося как педагогический феномен // Гуманитарный подход в науке и технологиях: роль этики, морали и ценностей в формировании будущего человечества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 32-35. URL: https://apni.ru/article/9850-cifrovaya-kultura-obuchayushegosya-kak-pedagogicheskij-fenomen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января