Российский автомобильный рынок стремительно развивается, постепенно образуя новые ответвления своей деятельности. Несмотря на уход с российского рынка многих официальных представительств крупных зарубежных производителей автомобилей, предпринимателями были налажены новые цепи поставок. Параллельный импорт стал одним из главных факторов восстановления рынка после введения санкций странами-экспортерами.
Стоит отметить и расширение влияния автопроизводителей из КНР. Именно представительства фирм этой страны заняли лидирующие позиции в продажах новых машин.
Активно расширяется и рынок автомобилей с пробегом. Впервые с конца 2000-х годов стал популярным ввоз бывших в эксплуатации транспортных средств из-за рубежа. Крайне популярными стали автомобили возрастом 3–5 лет, ввезенные из стран Европейского Союза, Республики Корея, Соединенных Штатов Америки и Японии.
В начале анализа текущего состояния автомобильного рынка в Российской федерации рассмотрим данные о примерном объеме рынка за 2022 и 2023 годы – финансовую емкость рынка легковых автомобилей или общую сумму затрат граждан Российской Федерации на покупку новых автомобилей и транспортных средств с пробегом. Так, затраты на новые автомобили в 2023 году составили 3 131 миллиард рублей – 35% от общих затрат, а на бывшие в потреблении автомобили 5 845 миллиардов рублей – 65%. Стоит отметить, что общий уровень финансовой емкости рынка легковых автомобилей для автомобилей с пробегом возрос на 37%, а для новых – на 110% [1]. Это может быть обусловлено сильным замедлением рынка в первой половине 2022 года из-за резкой смены политической обстановки, которая спровоцировала уход большинства представительств иностранных автомобильных производителей.
Рост в 2023 году связан с перестроением цепей поставок автомобилей, в том числе, из-за параллельного импорта через третьи страны. В первую очередь, страны, члены ЕАЭС – Киргизия, Республика Беларусь, Армения. В огромных количествах стали импортироваться как новые автомобили, так и автомобили с пробегом. Ранее автомобили с пробегом ввозились в РФ преимущественно для пользования в восточных регионах (с конца 80-х годов автопарк Дальневосточного федерального округа (ДФО) преимущественно состоит из импортированных из Японии праворульных автомобилей с пробегом) или энтузиастами, искавшими определенные эксклюзивные модели или их модификации за рубежом. По данным «Автостат» на начало 2019 года 68,4% автомобилей в ДФО состоит из автомобилей с правым расположением руля, в Сибирском федеральном округе нетрадиционное для РФ расположение руля имеют только четверть автомобилей – 25,4% [2].
Однако в нынешних реалиях импорт автомобилей с пробегом стал более чем разумен. Во-первых, у бывших в потреблении автомобилей из Европейских государств гораздо проще отследить историю эксплуатации. Во-вторых, во многих ситуациях дешевле приобрести автомобиль за рубежом, чем в России.
Другим, крайне немаловажным параметром, характеризующим изменение направления развития рынка, стало общее количество дилерских центров. Так, за 2023 год резко увеличилось – на 489 единиц, что составляет прирост в 15,5%. Наибольшее количество центров было зарегистрировано статистическим агентством «Автостат» в 2015 году – 3 797. Снижение количества автодилеров в 2016–2020 годах находилось в пределах 10%. Наибольшее снижение наблюдалось в 2021–2023 годах и составляло от 15 до 17%. В 2024 году количество автодилеров увеличилось и не достигло уровня 2015 года всего на 144 центра или 4% [3].
Резкий рост количества автодилеров в 2024 году обусловлен прежде всего новыми правилами рынка – новые импортные автомобили производителей не могут продаваться бывшими официальными дилерами. А так как ввоз, несмотря на его сложности, остался возможен, на рынок вступило большое количество новых игроков.
Стоит отметить продукцию китайского автопрома: большое количество новейших моделей, которые крайне интересны российскому потребителю, попросту не представлены официальными дилерами. Более того, у некоторых брендов премиум сегмента в принципе отсутствуют официальные продажи где-либо, кроме Китая. Например: Li Auto (Lixiang), Zeekr, Lynk & Co, Wey, HiPhi, Mengshi, Yangwang и другие.
Далее были рассмотрены продажи автомобилей официальными дилерами. Так, к середине 2022 года продажи достигли своего минимума – 92 896 единиц, в первую очередь из-за большого дефицита автомобилей – рынок практически одномоментно покинуло множество ключевых игроков: Renault, VW AG, альянс Kia-Hyundai, Toyota, Mercedes-Benz, BMW и другие. Тем не менее, к концу III квартала 2023 года количество проданных автомобилей, относительно II квартала 2022 года выросло более чем в 3 раза, достигнув 281 177 проданных единиц [4].
Также немаловажно появление на российском рынке большого количества автомобилей на электрической тяге – многие неофициальные дилеры специализируются именно на этом сегменте. Так, количество стоящих на учете в ГИБДД электромобилей увеличилось с 22,5 до 39,7 тысячи штук на начало 2023 года и 2024 года соответственно [5]. По прогнозу консалтинговой компании «Strategy Partners» к 2033 году количество единиц электротранспорта в РФ вырастет до 1 778 тысяч штук, из которых 1 669 тысяч будут составлять легковые автомобили [5]. Итого ожидается рост данного сегмента рынка в 47 раз.
Основным продающимся классом автомобилей на данный момент является SUV (англ. sport utility vehicle) или же внедорожник. Так доля от общих продаж новых автомобилей постепенно увеличивалась и составляла 41,8% в 2017 году, 44,8% – 2018 году, 46,0% – 2019 году, 48,7% – 2020 году, 51,3% – 2021 году, 55,4% – 2022 году, 66,5% – 2023 году и прогнозируется на уровне 70,6% в 2024 году. Таким образом, видно устойчивое увеличение популярности автомобилей SUV в течение всего представленного периода [6].
Рост популярности кроссоверов и внедорожников может быть обусловлен несколькими факторами: изменением потребительских предпочтений – SUV сочетают в себе преимущества множества классов – простор MPV (минивэнов), уникальную для класса проходимость и внедорожные способности, а также максимальную универсальность.
Также, во многом возрастающий интерес потребителей связан с ростом продаж машин китайских брендов, которые пришли на российский рынок преимущественно с кроссоверами и внедорожниками. Так, в официальной продаже появились кроссоверы Chery и их премиум суббренда Exeed, Haval и Tank, Changan, Jetour, Omoda.
Анализ автомобильного рынка показал активное расширение последнего, несмотря на многочисленные преграды в виде санкций, наложенных иностранными государствами на импорт определенных моделей транспортных средств, а также следующему из этого росту стоимости автомобилей, как на первичном, так и на вторичном рынках. В будущем прогнозируется рост доли продаж новых автомобилей класса SUV, а также электромобилей, производимых преимущественно в КНР.