Люди хотят жить в спокойном, стабильном обществе и быть счастливыми. Но происходящие события испытывают нас на прочность. Необъявленная война, которая сегодня есть в Украине, в той или иной степени влияет на каждого из нас. И гамма возможных последствий и реакций довольно разноцветная.
Люди находятся под постоянным психологическим давлением, а потому чувствуют себя пораженными, выбитыми из колеи. Постоянными их спутниками стали страх и тревога, а иногда и оцепенение или апатия. А для тех, кто непосредственно побывал в зоне боевых действий, психологические последствия могут быть слишком серьезными. Пребывание в зоне боевых действий, а тем более в плену – уже является психической травмой для любого человека. Сила же этой травмы зависит от тех внутренних сил личности, которые дадут ей возможность с этой ситуацией справиться. Опыт свидетельствует, что 1/3 людей смогут справиться с травмами самостоятельно. Им хватит их внутренних ресурсов, а вот 2/3 - не справятся. Именно эта категория и нуждается в помощи, ради того, чтобы их травмы не имели хронических последствий.
Статистические данные свидетельствуют, что во время войны во Вьетнаме погибло 58226 американских граждан. После возвращения с войны покончили жизнь самоубийством в три раза больше ветеранов, чем погибло; треть заключенных в американских тюрьмах была участниками военных действий во Вьетнаме. На территории СНГ выборочные клинические работы определяют показатель ПТСР среди ветеранов афганской войны в 30%, и до 55% у комбатантов (участников боевых действий), которые периодически участвовали в войнах последних десятилетий. По данным американского национального исследования среди воинов вьетнамской войны (1988 г.) в 30,6% наблюдалось ПТСР. Из них, у 55,8% лиц были обнаружены пограничные нервно-психические расстройства. Приспособления к мирной жизни затруднено, среди ветеранов войны вероятность быть безработным в 5 раз выше в сравнении с другими, расторжение браков имело место в 70%, сложности с воспитанием детей в 35%, изоляция от сообщества в 47,3%, высокая степень враждебности в 40%. Можно предположить, что нынешняя ситуация существенно не будет отличаться, а возможно, еще и ухудшится, учитывая сопутствующие усиливающие факторы экономического и политического кризисов. Таким образом, актуальность затронутой темы определяется социальной ситуацией, складывающейся в обществе и острой потребностью среди пострадавших от боевых действий в социальной защите, социально-психологической реабилитации и поддержке.
Анализ исследований и публикаций. Эту тему исследовали в своих публикациях С. В. Литвинцев, В. Г. Василевский, О. М. Харитонов, Г. О. Растовцев, Т. Б. Дмитриева, Г. А. Фастовцев, Е. М. Епачинцева, А. Б. Довгополюк, Е. В. Снедков, Г. М. Тимченко и др. Они показали, что ПТСР разнообразны и часто бывают достаточно длительными с тяжелыми последствиями.
Среди постоянных стрессов и серьезных проблем так легко отчаяться, поддаться высокой тревожности, полностью потерять покой и будущее.
Как говорил директор Львовского института психического здоровья В. Романчук: «Тревога и страх, депрессия и невроз, социальный стресс и война – ужасные признаки нашего времени. Сегодня и сильные, и мужественные не защищены от разрушительного воздействия жизненных обстоятельств. Сохранить спокойствие, ясный ум, психологическое и физическое здоровье – цель, что в тяжелые времена кажется недостижимой. Но это не так. Именно сейчас жизненно необходимо заботиться о собственном здоровье, о сильной и крепкую психику, бороться и побеждать страх, тревогу, депрессию, апатию. Маленькая победа над собственным страхом, тревогой, депрессией - весомый вклад в нашу общую великую победу».
Сейчас трудно сказать, как люди переживут эту войну и какие последствия она будет иметь на их жизни. Неизвестно, на каком отрезке жизни может сказаться стресс, полученный в результате войны. Однако, не каждая стрессовая ситуация и далеко не для каждого человека становится травмой. Есть достаточно много людей, которые пережили сложные жизненные ситуации, но сохранили целостность собственной личности и вернулись к привычной мирной жизни.
На реакцию человека на те или иные травмирующие события влияет множество факторов: культурные корни и традиции, физическое здоровье, возраст, характер и степень тяжести переживаемого события, наличие травмирующих событий в прошлом и расстройств психического здоровья в семье, возможность посторонней поддержки в жизни. У каждого есть свои внутренние резервы, силы и возможности, которые помогают справиться с жизненными стрессами и травмами. Вместе с тем, пострадавшие нуждаются в качественной социальной и психологической помощи. Людям следует больше знать о психическую травму, формирование посттравматического синдрома и пути преодоления его последствий, ибо травма на сегодня является частью нашей жизни.
Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека в результате мощных воздействий. Стресс превышает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает психологическую защиту, становится травматическим. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Это состояние, возникающее у человека, пережившего определенные события, которые выходят за рамки обычного человеческого понимания и опыта. Главным является то, что эти события носят экстремальный характер, выходят за пределы обычных человеческих переживаний и вызывают интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности. Главное содержание психической травмы является потеря веры в организованность жизни в соответствии с определенным порядком и возможности его контроля. Травма разрушает восприятие времени, при этом меняется видение прошлого, настоящего и будущего.
Важными характеристиками тяжелого психотравмирующего фактора являются неожиданность, стремительный темп развития события и длительность воздействия.
И. Малкина-Пых [2] отмечает, что «...психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс. И объясняет, что первая фаза – фаза психологического шока – содержит два основных компонента:
1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности;
2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики).
Острые реакции на травматический стресс как реакции на экстремальную ситуацию, обычно исчезают через несколько часов или дней.
Вторая фаза характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Интенсивные эмоциональные переживания могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и поиска адекватного выхода из стрессовой ситуации. Фаза является критической, поэтому после нее начинается либо процесс принятия реальности, адаптации к обстоятельствам, то есть третья фаза разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму. На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации» [2, с.243].
Психологические последствия травматического стресса с тех пор выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). ПТСР возникает как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, которые были связаны с угрозой жизни или здоровью. Степень и характер психических нарушений зависят не только от самой нестандартной травмирующей ситуации (ее интенсивности, внезапности и продолжительности), но и от особенностей личности пострадавших. Нарушения формируются после пережитой травмы, влияют все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, физиологический) и приводят к стойким личностным изменениям. Эти нарушения развиваются не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.
Психологам, психотерапевтам, социальным работникам приходится иметь дело с людьми, перенесшими психическую травму. К этой категории относятся: вынужденные переселенцы и беженцы; люди, пережившие бомбежки, обстрелы; те, у кого погибли родственники, кто побывал в плену, участники боевых действий.
В рамках ПТСР обращают внимание на такие основные группы симптомов:
- чрезмерное возбуждение (тревога, вегетативная лабильность, избегание ситуаций, ассоциирующихся с травматическим событием, нарушение сна, навязчивые воспоминания);
- периодические приступы депрессивного настроения (отчаяние, притупленность чувств, осознание безысходности, оцепенелость);
- истерическое реагирование (дрожание, слепота, параличи, глухота).
Среди синдромов ПТСР выделяют следующие характерные состояния:
- солдатское сердце, характеризующееся белью за грудиной, повышенным сердцебиением, повышенной потливостью, отрывистостью дыхания);
- синдром «выживший» (чувство вины за оставшееся в живых);
- флешбеки (неконтролируемые воспоминания о «невыносимых» событиях);
- агрессивное и импульсивное поведение со вспышками насилия;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспорядочность сексуальных связей при личной замкнутости и подозрительности;
- синдром прогрессирующей астении в виде быстрого старения, психической вялости и стремления к покою после возвращения к нормальной жизни;
- посттравматические рентные состояния, то есть нажитая инвалидность с четко осознанной выгодой от тех льгот и привилегий, которые принадлежат и переход к пассивной жизненной позиции. Эти состояния обладают определенной динамикой, то есть посттравматическая симптоматика может не только не ослабевать, а с возрастом становиться все более выраженной.
По меньшей мере у 30% людей, из тех, переживших психотравмирующую событие, разовьется посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). По меньшей мере 7% лиц будут иметь его на протяжении всей жизни. Из них, у трети лиц ход будет иметь хронический характер, с возможной персистенцией симптомов в течение 10 лет и более.
Большинство людей с ПТСР не обратятся за психологической помощью – сама природа расстройства такова, что человек хочет забыть, избавиться от страшных болезненных внезапно возникающих воспоминаний. Поэтому идея пойти к психотерапевту и «ворошить прошлое» для большинства неприемлема. Поэтому неудивительно, что в большой части пострадавших со временем развиваются коморбидные вторичные расстройства-злоупотребление алкоголем-алкогольная зависимость (28% женщин, 52% мужчин), депрессия (48%) и т.д. (Friedman, 2006). С другой стороны, проблемой является и то, что, тогда, когда человек обратился за помощью, это расстройство часто неправильно диагностируется и лечится, в частности нередко предлагается только медикаментозная терапия. Возможности медицинской помощи при ПТСР достаточно ограничены – лекарственные средства только могут снизить выраженность отдельных симптомов расстройства. Как свидетельствуют исследования Оксфордского центра когнитивной терапии, которые проводились на базе Ворнфордской больницы, на сегодняшний день наиболее эффективными методами помощи при ПТСР есть два травма-фокусированных психотерапевтических подхода: травма-фокусированная когнитивно-поведенческая терапия (ТФ-КПТ) и метод десенсибилизации и репроцесуализации травм с помощью движения глаз (EMDR). Именно они рекомендованы современными протоколами помощи при ПТСР как метод помощи первого выбора: «Всем людям, которые страдают от посттравматического стрессового расстройства, рекомендуется травма-фокусированная психотерапия (ТФ-КПТ или EMDR)» (Протокол Национального института клинического мастерства Великобритании [NICE]) [1].
По нашему мнению, эффективность индивидуальной и групповой работы существенно зависит от позиции, которую занимает психолог, его отношение к пострадавшему. Речь идет не о плохое или хорошее отношение, а обращение к внутренним ресурсам личности, о глубокое понимание другой личности, способной к саморазвитию, к изменению самосознания к самореализации и интеграции собственного опыта. Наибольшие результаты появляются в работе тогда, когда психолог видит в ПТСР не столько проблему и беду, сколько возможность для человека перерасти себя, стать сильнее, переоценить свои приоритеты, ценности, найти новые цели. Понимание того, что ПТСР возникает недостатка личностных ресурсов, открывает хорошую перспективу и возможности для преодоления ПТСР.
В этой статье было рассмотрено понятие стресса и ПТСР, механизмы формирования симптомов ПТСР и современные терапевтические подходы по преодолению последствий.
Из изложенного выше следует, что одним из негативных последствий участия личности в военных действиях является посттравматический стрессовый синдром, отличается особой коварностью, которая заключается в том, что с годами у значительной части психически травмированных воинов ПТСР не исчезает, а наоборот, усиливается, выливаясь в асоциальное поведение, соматические заболевания, неврозоподобные реакции.
Очевидной является необходимость психологической помощи пострадавшим от военных действий, дальнейшей проработки и терапии, психологического воспитания.
Мы должны больше знать о последствиях стресса, травмы, ПТСР и пути исцеления, ведь, как было указано выше, травма является частью нашей жизни. Кроме негативных последствий, эти печальные жизненные события могут иметь и положительный момент. Именно они способны пробудить лучшие человеческие ресурсы – как внутренние, так и внешние – ресурсы любви, веры, надежды, взаимопомощи – и открывать пути исцеления для отдельных людей и для нашего израненного общества.
Перспективу дальнейшего исследования видим в изучении особенностей преодоления ПТСР у военных, участвовавших в боевых действиях.