Главная
АИ #31 (213)
Статьи журнала АИ #31 (213)
Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов

Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

младший дошкольный возраст
величина предметов
длина
ширина
высота
сравнение
приложение
наложение
игровые ситуации
дидактические игры
речь
равенство
неравенство

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема обучения детей младшего дошкольного возраста сравнению предметов по их величине. Авторы акцентируют внимание на важности постепенного освоения детьми навыков выделения различных параметров величины предметов (длины, ширины, высоты) и использования способов сравнения (приложение и наложение). В статье представлены примеры игровых ситуаций и дидактических игр, направленных на обучение детей сравнению предметов и развитию речи.

Текст статьи

Детям младшего дошкольного возраста трудно разграничивать разные параметры величины предметов, т. е. отличать длину от высоты, ширину от толщины и т. д., а тем более обозначать эти параметры словом. Занятия с малышами нужно построить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание, были значимы для детей. Усваивать эти знания ребенок должен в процессе деятельности, действий с различными предметами, ведь источником знаний является непосредственное чувственное восприятие вещей. Следовательно, надо создавать такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов (длина, ширина, высота) приобретают особую значимость. Например, выбор самого длинного или самого широкого предмета является необходимым условием для какой-либо интересной деятельности (игровой или практической) ребенка.

Обучение детей младшего дошкольного возраста сравнению предметов по их величине следует вести постепенно. Прежде всего, нужно научить их показывать в плоских предметах длину, сравнивать предметы по длине и давать соответствующие определения их величины (длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине). Почему именно с длины надо начинать? Потому, что длину ребенок выделяет более правильно, чем другие измерения. Далее проводятся занятия, целью которых является: научить выделять в предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины. Следующая задача – научить младших дошкольников показывать в предметах высоту, сравнивать предметы по высоте, отражать выделенные размеры в речи. Дети чаще всего путают ширину с толщиной, широкие предметы называют толстыми, узкие – тонкими, и наоборот, поэтому встает задача научить малышей выделять в них ширину и сравнивать предметы по ширине.

Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения величины: приложению и наложению. При этом нужно объяснить малышам, почему при использовании данных приемов сравниваемые предметы подравниваются с одного края или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения «равенства – неравенства».

Результаты сравнения отражаются в речи с помощью слов длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте); больше, меньше, одинаковые (равные по размеру) и т. д. Таким образом, во второй младшей группе осваивается лишь попарное сравнение предметов по длине, ширине, высоте, объему в целом.

Когда дети познакомятся со способами сравнения предметов разных размеров и научатся выделять соответствующие признаки, проводится дидактическая игра «Поручение». Детей рассаживают полукругом. Поручения дает воспитатель (например, от лица куклы, а малыши показывают или приносят предмет, который он назовет, например, длинный карандаш, высокую елочку, широкую ленту (выбор из двух предметов).

Научив детей сравнивать предметы контрастных размеров, воспитатель, используя способ приложения, знакомит их с равенством по длине (ширине, высоте) и учит пользоваться выражениями: одинаковые (равные) по длине, одинаковые (равные) по ширине, одинаковые (равные) по высоте. С этой целью можно использовать парные игры и упражнения, например «Найди ленточку такой же длины (елочку такой же высоты)» и т. д.

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям, например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную – много, на короткую – одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие – узкие, высокие – низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная – короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

В средней группе учат сравнивать три – пять предметов, менее контрастных по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).

Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца – эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

Известно, что каждый человек в своем индивидуальном опыте при решении разнообразных жизненных задач, так или иначе, изменяет величину предметов. Ребенок практикуется в этом постоянно в самых разнообразных видах деятельности: в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в конструировании, при изготовлении игрушек и т. д. Складывающийся таким образом опыт изменения величины предметов вряд ли достаточен. Необходимы специальные упражнения, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, связывается с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия – в процессе работы, с раздаточным материалом. Воспитатель организует действия по комплектованию, уравниванию по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой-посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь совершенно конкретную направленность на результат: изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков, сделать лесенку или заготовки определенных размеров для ремонта книг, коробок, плетения ковриков, елочных бус и т. п.

Такие упражнения позволяют ребенку понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом (раскатали столбик пластилина, он стал длиннее, но тоньше).

Таким образом, у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.

Исходя из особенностей детских представлений о размере предметов, необходимо развивать у детей представление о размере как о свойстве предмета. Дети осваивают умение выделять данное свойство наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по размеру предметы, малыши устанавливают отношения «равенства – неравенства». Результаты сравнения отражаются в речи с помощью слов длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте); больше, меньше, одинаковые (равные по размеру) и т. д. Таким образом, первоначально осваивается попарно сравнение предметов по одному свойству. В дальнейшем (к 4-м годам) дети начинают сопоставлять по размеру несколько предметов (3–4), находят среди них одинаковые по высоте (ширине, длине) и объединяют (группируют). Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей. Затем дети учатся создавать такие последовательности (ряды) по правилу.

Таким образом, наиболее эффективными средствами формирования представлений о величине являются дидактические игры, с помощью которых ребенок получает знания о свойствах предметов действия по их использованию.

Список литературы

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. –М.: Просвещение, 1988.
  2. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. –М.: Просвещение, 2007. – 97 с.
  3. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. –Минск, 1976. –С. 78-90.
  4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1996. – 368с.
  5. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М Просвещение 1994г. 224с.

Поделиться

Берестовая Н. С., Курчина Е. Ю., Кальчик Л. А., Морева Е. И. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов // Актуальные исследования. 2024. №31 (213). Ч.II.С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/9861-metodika-oznakomleniya-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-velichinoj-predmetov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября