Отметим, что с какой бы позиции ни рассматривалась культура, она всегда носит антропологический характер, так как любая культура является результатом человеческих творений [14]. Антропологическая сущность культуры приводит к расслоению содержания этого понятия на ряд представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры. В результате возникают различные подходы к интерпретации культуры.
В современной науке выработано несколько подходов, обоснованных историческим развитием человека и общества, к исследованию феномена культуры, которые рассмотрим в таблице.
Таблица
Подходы к исследованию феномена «Культура»
Подход | Сущность подхода к исследованию феномена «Культура» |
Исторический подход | Позволяет рассматривать культуру с позиции результата исторического развития общества, при котором происходит передача культурного опыта от поколения к поколению. Это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» [18], исторически определенного уровня «развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальными и духовными ценностями» знаниями о природе, обществе, способах деятельности, ценностных отношений людей к окружающему миру [9]. |
Психологический подход | Позволяет отслеживать связь культуры с психологией поведения людей, а именно – на адаптивные процессы к среде, на процесс научения или формирования привычек «для наученного поведения, которое не дано человеку от рождения… а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» [4], степень общественного и умственного развития, характерного для каждого человека [6] |
Социологический подход | Позволяет рассматривать культуру с позиции организации и образования жизни в каком-либо обществе, «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» [1], состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; это способ существования или образ жизни, свойственный какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду [20], «концентрированный опыт» предыдущих поколений, который дает возможность каждому человеку впитать этот опыт и «участвовать в его умножении». Овладение культурой и есть «обогащение», «развитие» и «самореализация личности» [11]. |
Деятельностный подход | Деятельность является колыбелью культуры, без которой та не существует. Культура – это не сама деятельность, а тот способ, которым она осуществляется, связывая культуру с деятельностью и творчеством, отмечал, что та, являясь человеческим творением, «стоит над природой, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа» [7]. При таком походе культура рассматривается как качественная характеристика деятельности человека и ее результатов. Если рассматривать культуру с этой точки зрения, то «одним из выдающихся феноменов культуры» является образование, которое отражает и определяет жизнь общества [22, с. 189-198]. Мо мнению М. Г. Яновой и В. А. Адольфа образование и есть культура, так как «быть образованным – значит быть культурным», «культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, а потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности» [23]. |
Личностный подход | (Б. Г. Ананьев, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Л. Н. Коган, В. М. Межуев и др.) рассматривают человеческую деятельность с точки зрения развития, совершенствования и самореализации человека, неразрывная «связь человека, его личностного начала, деятельности и культуры» [17]. |
Системный подход | Культура не исчерпывается каким-то одним аспектом, она представляет собой сверхсложное системно-целостное единство, являясь системой систем. Различные подходы имеют право быть, но как «взаимно дополнительные», так как каждый из походов «освещает какой-то частный аспект функционирования и развития культуры» [13]. |
Ценностный/аксиологический подход | Сущность культуры состоит в совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, или понимается как системы духовных ценностей, предметы культуры отличаются от природных объектов какими-то наделенными свойствами, которыми не обладают естественные объекты. Эти свойства называют ценностями, являются «важным компонентом» универсальной технологии, в результате которой реализуется активность людей в общественной жизни [15]. Ценности имеют субъектно-объектную природу, поэтому феномен культуры соотносятся с человеком, его потребностями и интересами и являются регулятором человеческого поведения, высшей целью деятельности человека, «отражающих в единстве духовный и креативный смысл существования человека» [21]. |
Не менее влиятельной, чем выше представленные подходы в определении культуры является семиотическая концепция, связывающая культуру с разумом человека, который дает возможность «неизвестными природе способами добывать, накапливать, обрабатывать и использовать информацию. Эти способы связаны с созданием специальных знаковых средств, с помощью которых информация кодируется и транслируется в социуме» [3], «системы символов, знаков, кодов, шифров, в которые «укутано» все содержание культуры, содержание и смысл ее ценностей» [12].
Перед каждым человеком, входящим в мир культуры и осваивающим ее, стоит сложная проблема – овладение языками культуры, знание правила их употребления, умение расшифровывать смыслы, которые заключены в различных текстах, предложениях и словах. Ввиду того, что сторонники семиотического подхода определяют свой подход как информационно-семиотический, то культура в этом случае трактуется как знаковая система, функцией которой является транслирование социальной информации [13].
Какие бы ни были подходы при изучении феномена «культура», во всех указывается на человека и его деятельность, как на необходимые причины рождения культуры. В результате, характерной чертой культуры является то обстоятельство, что она сформирована и поддерживается деятельностью человека. Другими словами, культура не может появиться ниоткуда. «Культурная деятельность не ограничивается потребностями, так как её регуляторами являются мотивы, идеалы, ценности, т. е. духовные ориентиры» [5] и характеризует меру развития познавательных способностей человека, знаний и эмоциональной отзывчивости, способности понимания и способности к творчеству [8]. Если творчество – одна из форм человеческой деятельности, то культура – результат этой деятельности [16, с. 5-9], «повышение культурного уровня есть не что иное, как развитие стремления к творческой деятельности, самореализация личности в сфере культуры» [19].