Феномен культуры и подходы к ее пониманию

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

культура
ценности
системно-ценностное единство
методологический подход

Аннотация статьи

Культура в истории развития человечества является постоянно исследуемым явлением, как социальное, философское, духовное. На всех этапах человеческого бытия обращения к культуре происходило её понимание и осмысление.

Понятие «культура» в системе современного научного знания относится к числу фундаментальных и постоянно исследуемых.

В повседневном смысле под культурой часто понимают культурность личности, т. е. ее образованность, просвещенность, утонченность ума. Многогранность и многозначность определений культуры объясняется как сложностью формирования понятия «культура», так и различием научных подходов к ее теоретическому осмыслению.

В представленной статье авторы провели анализ методологических подходов к пониманию феномена культуры и предложили собственное её трактование.

Текст статьи

Отметим, что с какой бы позиции ни рассматривалась культура, она всегда носит антропологический характер, так как любая культура является результатом человеческих творений [14]. Антропологическая сущность культуры приводит к расслоению содержания этого понятия на ряд представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры. В результате возникают различные подходы к интерпретации культуры.

В современной науке выработано несколько подходов, обоснованных историческим развитием человека и общества, к исследованию феномена культуры, которые рассмотрим в таблице.

Таблица

Подходы к исследованию феномена «Культура»

ПодходСущность подхода к исследованию феномена «Культура»
Исторический подходПозволяет рассматривать культуру с позиции результата исторического развития общества, при котором происходит передача культурного опыта от поколения к поколению. Это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» [18], исторически определенного уровня «развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальными и духовными ценностями» знаниями о природе, обществе, способах деятельности, ценностных отношений людей к окружающему миру [9].
Психологический подходПозволяет отслеживать связь культуры с психологией поведения людей, а именно – на адаптивные процессы к среде, на процесс научения или формирования привычек «для наученного поведения, которое не дано человеку от рождения… а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» [4], степень общественного и умственного развития, характерного для каждого человека [6]
Социологический подходПозволяет рассматривать культуру с позиции организации и образования жизни в каком-либо обществе, «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» [1], состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; это способ существования или образ жизни, свойственный какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду [20], «концентрированный опыт» предыдущих поколений, который дает возможность каждому человеку впитать этот опыт и «участвовать в его умножении». Овладение культурой и есть «обогащение», «развитие» и «самореализация личности» [11].
Деятельностный подходДеятельность является колыбелью культуры, без которой та не существует. Культура – это не сама деятельность, а тот способ, которым она осуществляется, связывая культуру с деятельностью и творчеством, отмечал, что та, являясь человеческим творением, «стоит над природой, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа» [7]. При таком походе культура рассматривается как качественная характеристика деятельности человека и ее результатов. Если рассматривать культуру с этой точки зрения, то «одним из выдающихся феноменов культуры» является образование, которое отражает и определяет жизнь общества [22, с. 189-198]. Мо мнению М. Г. Яновой и В. А. Адольфа образование и есть культура, так как «быть образованным – значит быть культурным», «культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, а потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности» [23].
Личностный подход(Б. Г. Ананьев, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Л. Н. Коган, В. М. Межуев и др.) рассматривают человеческую деятельность с точки зрения развития, совершенствования и самореализации человека, неразрывная «связь человека, его личностного начала, деятельности и культуры» [17].
Системный подходКультура не исчерпывается каким-то одним аспектом, она представляет собой сверхсложное системно-целостное единство, являясь системой систем. Различные подходы имеют право быть, но как «взаимно дополнительные», так как каждый из походов «освещает какой-то частный аспект функционирования и развития культуры» [13].
Ценностный/аксиологический подход Сущность культуры состоит в совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, или понимается как системы духовных ценностей, предметы культуры отличаются от природных объектов какими-то наделенными свойствами, которыми не обладают естественные объекты. Эти свойства называют ценностями, являются «важным компонентом» универсальной технологии, в результате которой реализуется активность людей в общественной жизни [15]. Ценности имеют субъектно-объектную природу, поэтому феномен культуры соотносятся с человеком, его потребностями и интересами и являются регулятором человеческого поведения, высшей целью деятельности человека, «отражающих в единстве духовный и креативный смысл существования человека» [21].

Не менее влиятельной, чем выше представленные подходы в определении культуры является семиотическая концепция, связывающая культуру с разумом человека, который дает возможность «неизвестными природе способами добывать, накапливать, обрабатывать и использовать информацию. Эти способы связаны с созданием специальных знаковых средств, с помощью которых информация кодируется и транслируется в социуме» [3], «системы символов, знаков, кодов, шифров, в которые «укутано» все содержание культуры, содержание и смысл ее ценностей» [12].

Перед каждым человеком, входящим в мир культуры и осваивающим ее, стоит сложная проблема – овладение языками культуры, знание правила их употребления, умение расшифровывать смыслы, которые заключены в различных текстах, предложениях и словах. Ввиду того, что сторонники семиотического подхода определяют свой подход как информационно-семиотический, то культура в этом случае трактуется как знаковая система, функцией которой является транслирование социальной информации [13].

Какие бы ни были подходы при изучении феномена «культура», во всех указывается на человека и его деятельность, как на необходимые причины рождения культуры. В результате, характерной чертой культуры является то обстоятельство, что она сформирована и поддерживается деятельностью человека. Другими словами, культура не может появиться ниоткуда. «Культурная деятельность не ограничивается потребностями, так как её регуляторами являются мотивы, идеалы, ценности, т. е. духовные ориентиры» [5] и характеризует меру развития познавательных способностей человека, знаний и эмоциональной отзывчивости, способности понимания и способности к творчеству [8]. Если творчество – одна из форм человеческой деятельности, то культура – результат этой деятельности [16, с. 5-9], «повышение культурного уровня есть не что иное, как развитие стремления к творческой деятельности, самореализация личности в сфере культуры» [19].

Список литературы

  1. http://www.countries.ru/library/theory/definitions.htm.
  2. life/bookreader.php/87000/Benedikt_-_Hrizantema_i_mech.html).
  3. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Об информационной культуре замолвим слово… / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Информатика и образование. – 2009. – № 2. – С. 3-9.
  4. Бенедикт 2004 – Бенедикт Р. Хризантема и меч. М., 2004 (http://www.e-reading.
  5. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб. пособие. 4-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 428 с.
  6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога I С. Ю. Головин. М.: АСТ, Харвест, І998. 3GG с.
  7. Гуревич П.С. Культурология: учебник. 4-е изд., стереотип. М.: Гардарики, 2005. 280 с.
  8. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М.: Наука, 1980. – 303 с.
  9. Зорина В.В., Чижакова Г.И. К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева № 1 (27) / 2014 – 80 с.
  10. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию / худож. С. Астраханцев. – Москва: Мол. гвардия, 1990. – 255 с.
  11. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культуры. – Москва: Знание, 1981. – 64 с.
  12. Круглова Л. К. Теория культуры. Ч. 1. Введение в теорию культуры. Изд. 2-е: учеб. пособие. – СПб.: СПГУВК, 2009. – 96 с.
  13. Кузнецова Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов // Перспективы науки и образования № 5/2013.
  14. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
  15. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методол. анализ). – Москва: Мысль, 1983. – 284 с.
  16. Меерович М. Основы культуры мышления / М. Меерович, Л. Шрагина // Школьные технологии. – 1997. – № 5. – С. 5-9.
  17. Межуев В.М. Культура как объект познания / В.М. Межуев // Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984.
  18. Опарина Е.О., Эдвард Сепир // Американские лингвисты ХХ века. 2001. № 1.
  19. Поляков Н.И. Уровень культуры безопасности как составная часть культурного уровня обучающихся // Среднее профессиональное образование 2012 г. № 9.
  20. Социология культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Ионин.; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004. – 427 с.
  21. Тимофеева С.В. Значимость социокультурной деятельности как механизма формирования позитивно-ценностных качеств личности. // Вестник КрасГАУ 2009 № 1.
  22. Янова М.Г., Игнатова В.В. Культуротворческая деятельность в контексте формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя. // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 1. – 189-198.
  23. Янова М.Г. Проблема педагогической культуры будущего учителя в условиях современного образования. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева № 1-2008.

Поделиться

495

Ситникова С. Ю., Холодилов А. А. Феномен культуры и подходы к ее пониманию // Междисциплинарные исследования: наука и технологии в эпоху глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 августа 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 46-50. URL: https://apni.ru/article/9882-fenomen-kultury-i-podhody-e-eyo-ponimaniyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря