Главная
АИ #32 (214)
Статьи журнала АИ #32 (214)
Экологическая политика Болгарии: новое общество в концепции устойчивого развития

Экологическая политика Болгарии: новое общество в концепции устойчивого развития

Научный руководитель

Сенюшкин Евгений Александрович

Рубрика

Политология

Ключевые слова

экологическая политика
государство
новое общество
концепция устойчивого развития
цифровое общество
окружающая среда
экологические проблемы
природные капитал
природные ресурсы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные тенденции экологической политики Республики Болгария в контексте устойчивого развития страны. Особое внимание обращается на использование новых экологических проектов в государстве, а также на постоянный и непрерывный генезис экологического регулирования в республике, направленный на улучшение жизни населения. Статья посвящена обзору экологической политики Болгарии в аспекте нового информационного общества.

Текст статьи

Проблемы охраны окружающей среды, с которыми мы сталкиваемся сегодня, требуют применения интегрированных, комплексных и межотраслевых политических подходов, которые минимизируют возможные напряжения и обеспечивают полезные взаимодействия (синергии) между экономической, социальной и экологической политикой в пользу устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, занятости, конкурентоспособности и сохранения природного капитала. Это ведущий принцип при формулировании и осуществлении политики Министерства окружающей среды и водных ресурсов (МОСВ) Болгарии – они направлены на сохранение уникальной болгарской природы и повышение экологической устойчивости, и в то же время – на баланс между развитием бизнеса и защитой биоразнообразия и ресурсов для достижения максимальных возможных выгод для экономики и общества от проведения политики в области окружающей среды [7, с. 32-38].

В 2019 году МОСВ продолжил реализацию программы управления правительством Республики Болгария на 2024–2026 годы. Амбициозные цели в области охраны окружающей среды поставлены основной задачей национального правительства: основной акцент в работе будет сделан на ежедневном применении принципов интеграции экологических соображений в отраслевую политику, открытом управлении, постоянном диалоге и партнерстве со всеми сторонами, облегчении и оптимизации административных процедур, применении эффективного превентивного, текущего и последующего контроля как национального экологического приоритета [6, с. 46-50]. Например, улучшение качества атмосферного воздуха на территории всей страны за счет реализации комплекса мероприятий по сохранению чистоты атмосферного воздуха, комплексное управление водными ресурсами, в том числе частное сохранение и улучшение состояния вод, достижение и поддержание хорошего количественного, химического и экологического состояния водных объектов на территории Республики Болгарии и окружающей среды в морских водах, а также предотвращение или уменьшение неблагоприятных последствий вредного воздействия вод. Также будет происходить достижение ресурсной эффективности путем внедрения иерархии управления отходами, предотвращения их образования, содействия повторному использованию и утилизации путем переработки, сокращения свалок и ограничения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека [2, с. 4-11].

В перспективе актуализируется снижение неблагоприятного воздействия на здоровье человека, экосистемы и национального хозяйства, вызванного изменением климата, а также сохранение, поддержание и восстановление экосистем и присущего им биологического разнообразия, предотвращение загрязнения и защиты окружающей среды и здоровья человека путем применения превентивных инструментов. Обеспечение надлежащей инфраструктуры мониторинга и информации об окружающей среде в целях экологической политики необходимо проводить для констатации экологической безопасности и суверенитета страны, что подразумевает публичный доступ к экологической информации посредством развития национальной системы экологического мониторинга [4, с. 167-171].

Повышение общественного сознания и культуры в области охраны окружающей среды и эффективное применение механизмов контроля за исполнением экологического законодательства есть основное направление деятельности, с помощью которых страна будет реализовывать экологические приоритеты. Это принятие национальной программы по улучшению качества атмосферного воздуха (2018–2024 гг.) и национальной программы по контролю загрязнения воздуха (для сокращения общих ежегодных выбросов диоксида серы, оксидов азота, летучих органических соединений, мелких твердых частиц и аммиака в атмосферном воздухе), поддержка муниципалитетов в разработке, обновлении и реализации муниципальных программ в соответствии с «Законом о чистоте атмосферного воздуха» в районах с нарушением качества атмосферного воздуха, финансирование инвестиционных мероприятий, направленных в основном на бытовое отопление – за счет средств оперативной программы «Окружающая среда 2020–2026 гг.» (ОПОС), введение требований к содержанию серы и золы в твердом топливе, предлагаемом для бытового отопления (уголь и брикеты), реализация инвестиций в строительство, реабилитацию и модернизацию инфраструктуры для агломераций с финансированием ОПОС и предприятия по управлению деятельностью по охране окружающей среды (ПУДООС) [3, с. 29-33].

Реализация стратегии по охране окружающей среды в морских водах Черного моря Республики Болгарии (морская стратегия) выходит на первый и основной план в связи с проблемой загрязнения вод Черного моря. Реализуются планы управления речными бассейнами и планы по управлению рисками наводнений, а также выявляется актуализация этих стратегических документов на следующий период планирования на 2024–2029 годы. Финансовая поддержка ОПОС по созданию центров повышения готовности населения к адекватной реакции на наводнения оказывает значительное влияние на экологическую политику страны, например, по мерам по внедрению решений по предотвращению и управлению рисками наводнений, а также по предупреждению и противодействию оползневым процессам по ограничению их риска (Республиканская дорожная сеть). Создание национальной системы управления водными ресурсами планируется и реализуется фактически в режиме реального времени. Финансирование ПУДООС инвестиционных мер по обеспечению необходимой инфраструктуры для обработки всех объемов бытовых отходов, образующихся в стране, а также поэтапная рекультивация муниципальных полигонов, не отвечающих нормативным требованиям, выходит с каждым годом на более глобальное национальное финансирование [7, с. 32-38].

Экологически обоснованное удаление вышедших из употребления пестицидов и других препаратов для защиты растений с истекшим сроком годности, исследование и разработка пилотных моделей для экологически обоснованного сбора и временного хранения опасных отходов домохозяйств происходит посредством реализации двух проектов, финансируемых болгаро-швейцарской программой сотрудничества. Финансовая поддержка ОПОС для проектов муниципалитетов по проектированию и строительству компостирующих установок для раздельного сбора зеленых и биоразлагаемых отходов, установок для предварительной обработки бытовых отходов, анаэробных установок для раздельного сбора биоразлагаемых отходов применяется для децентрализованной модели управления биоотходами в одном из регионов по управлению отходами в Болгарии. Предполагается финансирование ОПОС и демонстрационных пилотных проектов в области управления отходами [2, с. 4-11]. Программа «Защита окружающей среды и изменения климата» (ООСКП) финансового механизма Европейского Союза экономическое пространство (ФМ ЕЭП) 2014–2025 гг. включает в себя разработку предложений по реформированию муниципальных программ и политики по внедрению принципа «плати больше, если выбрасываешь больше», а также увеличение доли переработанных отходов путем внедрения систем и оборудования для переработки или разделения отходов, проведение образовательных и информационных кампаний образовательными учреждениями для повышения осведомленности в отношении сокращения образования отходов [6, с. 46-50].

Разработка стратегии и плана действий по переходу к круговой (цикличной) экономике Республики Болгария на период 2021–2027 гг. включает в себя также и принятие национальной стратегии и плана действий по адаптации к изменению климата. Законодательные изменения трансформируются в лучшую сторону с целью транспонирования нормативных актов ЕС в области изменения климата, которые регулируют авиационную деятельность и подготовку к реализации глобальной деятельности, основанной на рынке меры с 2021 года, включение выбросов и поглощений парниковых газов от землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве в рамки климата и энергетики к 2030 году, обязательные ежегодные сокращения выбросов парниковых газов для государств-членов в период с 2021 по 2030 год, содействие климатическим действиям в выполнении обязательств, взятых на себя по Парижскому соглашению, а также экономичное сокращение выбросов и низкоуглеродные инвестиции на биотопливо.

Сбор проектных предложений по программе ООСКП по внедрению технологий смягчения и адаптации к изменению климата, по проведению образовательных кампаний в отношении изменения климата в школах, а также запуск проекта по программе ООСКП по реализации инновационных мер ведет к снижению воздействия и адаптации к изменению климата в болгарских муниципалитетах. Утверждение и запуск проектов по программе «микропроекты климата» национального трастового экологического фонда будет заключен в программе, которая будет финансировать небольшие проекты по стоимости, которые в перспективе поспособствуют смягчению и адаптации к изменению климата. Сейчас также происходит принятие и применение нового подхода к управлению защитными зонами сети «Natura 2000», которая заключается в разработке и принятии планов управления охраняемыми территориями и планов действий для всех видов растений и животных [7, с. 32-38].

Финансовая поддержка ОПОС заключается в улучшении природоохранного состояния видов и мест обитания в сети «Natura 2000», в развитии и управление экосистемными услугами и оценкой состояния элементов зеленой инфраструктуры, поддержкой органов управления сетью «Natura 2000». Осуществление административных процедур и методическая поддержка компетентных органов и хозяйствующих субъектов проходит в рамках превентивных мероприятий и производится посредством оценки воздействия на окружающую среду – это и экологическая оценка, и комплексные разрешения, и контроль рисков крупных аварий с опасными химическими веществами, и защита от вредного воздействия химических веществ, предотвращение и устранение экологического ущерба. Предоставление информации происходит регулярно о биологических и морфологических элементах качества воды, а также методов анализа приоритетных и конкретных веществ с целью удовлетворения требований законодательства ЕС [5, с. 311-317].

В последние годы начато строительство и внедрение информационной системы «Минеральные Воды», расширение сети интенсивного мониторинга лесных экосистем, разработка национальных стандартов качества почвы и создание государственного реестра мест с загрязненной почвой, проведение национальных информационно-образовательных кампаний, связанных с отмечанием международных дат по охране окружающей среды и традиционных национальных конкурсов ПУДООСА «За чистую окружающую среду» (по экологическим проектам муниципалитетов, школ и детских садов), выполнение запланированных проверок контрольными органами МОСВ: из 16 региональных инспекций по окружающей среде и водам – более 14 000, из 4-х бассейновых дирекций – более 9000 и из 3-х дирекций национальных парков – 18 000, и принятие соответствующих мер воздействия: административные, уголовные принудительные меры при выявленном неисполнении требований природоохранного законодательства для преимуществ общества [5, с. 311-317].

Проводимая активная политика по сохранению и устойчивому управлению окружающей средой, сохранению и обновлению значительного природного капитала страны является предпосылкой для повышения конкурентоспособности экономики, создания новых рабочих мест, внедрения инноваций и устойчивого и сбалансированного развития регионов. В результате политики, направленной на поощрение реализации экологически обоснованных моделей потребления и производства, на поддержку реализации потенциалам круговой экономики, биоэкономики и «синего» роста, ожидается улучшение общественного благосостояния и качества жизни населения. Преимущества реализации приоритетов находят следующие более конкретные измерения: оптимальная обеспеченность населения и экономики водой в достаточном количестве и с необходимым качеством, справедливое распределение имеющихся водных ресурсов, обеспечение их эффективного использования с учетом воздействия на связанные с ними экосистемы, достижение и поддержание хорошего состояния всех вод на территории страны и морской среды, предотвращение и уменьшение неблагоприятных последствий наводнений и оползней для здоровья человека, окружающей среды, культурного наследия и хозяйственной деятельности, повышение защиты населения путем подготовки его к адекватной реакции на наводнения и последующие кризисы [5, с. 311-317].

Происходит и реализация проектов, связанных с предотвращением, сокращением или ограничением вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду и их использованием в качестве ресурса для экономики. Вклад страны в усилия ЕС по смягчению климатических изменений и обеспечению более здоровой окружающей среды определенно велик по сравнению с предыдущими годами и периодами в районах реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов. Эффективная защита природных мест обитания и видов, имеющих европейское и национальное значение в Национальной экологической сети и за ее пределами, является необходимым условием для сохранения экосистем и услуг, которые они предоставляют обществу. Улучшение информационного обеспечения и мониторинга деятельности по охране окружающей среды является фактором для лучшего информирования общественности и компетентных органов о состоянии и тенденциях в области окружающей среды в качестве основы для осознанного принятия политических решений, усовершенствованного процесса формирования и реализации политики, изменения в поведении людей в направлении сознательной защиты окружающей среды и природы [1, с. 33-40].

Таким образом, экологическая политика Болгарии является новой и активно развивающейся отраслью страны. Государство в концепте политики устойчивого развития запускает новые экологические проекты и инициативы, которые положительным образом сказываются на уровне жизни населения. В этом отношении происходит обеспечение устойчивой и здоровой окружающей среды путем применения механизмов контроля и профилактики, с соблюдением принципов прозрачности, открытости, партнерства и диалога. Постоянно предпринимаемые усилия по оптимизации, совмещению и повышению эффективности инструментов профилактики и контроля способствуют улучшению бизнес-среды и ускорению экономической деятельности (благодаря повышению качества и сокращению продолжительности процедур), улучшению регулирования, устройства и качества территории населенных пунктов и окружающей среды, а также улучшению стратегического и целевого планирования и программирования.

Список литературы

  1. Вотинов А.В. Разработка перспективных планов Евросоюза в черноморском регионе в 1990–2000 гг.: формирование основных подходов / А.В. Вотинов // Экспозиция «Нефть – Газ». – 2018. – № 9. – С. 33-40.
  2. Денчев К. Болгария – Россия: энергетика, бизнес и политика / К. Денчев // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». – 2019. – № 1. – С. 4-11.
  3. Жуковская А.А. Национальный опыт трансформационных процессов в Республике Болгария / А.А. Жуковская // Studia Humanitatis. – 2015. – № 11. – С. 29-33.
  4. Жуковская А.А. Основные этапы институционализации неправительственных организаций как института гражданского общества в Республике Болгария / А.А. Жуковская // Институционализация, демократизация, трансформационные процессы. – 2014. – № 31. – С. 167-171.
  5. Матвеева Е.В. Экологическая политика ЕС / Е.В. Матвеева // Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 6. – С. 311-317.
  6. Попова Н.Р. Геополитика и туризм в условиях пандемии COVID-19 (на примере Болгарии) / Н.Р. Попова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. – № 12. – С. 46-50.
  7. Пророкович Душан Открытые Балканы: перспективы институционализации / Душан Пророкович // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2024. – № 10. – С. 32-38.

Поделиться

Бакшеева А. А. Экологическая политика Болгарии: новое общество в концепции устойчивого развития // Актуальные исследования. 2024. №32 (214). Ч.I.С. 50-54. URL: https://apni.ru/article/9883-ekologicheskaya-politika-bolgarii-novoe-obshestvo-v-koncepcii-ustojchivogo-razvitiya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября