Главная
АИ #32 (214)
Статьи журнала АИ #32 (214)
Экологическая политика Болгарии: новое общество в концепции устойчивого развития

Экологическая политика Болгарии: новое общество в концепции устойчивого развития

Научный руководитель

Рубрика

Политология

Ключевые слова

экологическая политика
государство
новое общество
концепция устойчивого развития
цифровое общество
окружающая среда
экологические проблемы
природные капитал
природные ресурсы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные тенденции экологической политики Республики Болгария в контексте устойчивого развития страны. Особое внимание обращается на использование новых экологических проектов в государстве, а также на постоянный и непрерывный генезис экологического регулирования в республике, направленный на улучшение жизни населения. Статья посвящена обзору экологической политики Болгарии в аспекте нового информационного общества.

Текст статьи

Проблемы охраны окружающей среды, с которыми мы сталкиваемся сегодня, требуют применения интегрированных, комплексных и межотраслевых политических подходов, которые минимизируют возможные напряжения и обеспечивают полезные взаимодействия (синергии) между экономической, социальной и экологической политикой в пользу устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, занятости, конкурентоспособности и сохранения природного капитала. Это ведущий принцип при формулировании и осуществлении политики Министерства окружающей среды и водных ресурсов (МОСВ) Болгарии – они направлены на сохранение уникальной болгарской природы и повышение экологической устойчивости, и в то же время – на баланс между развитием бизнеса и защитой биоразнообразия и ресурсов для достижения максимальных возможных выгод для экономики и общества от проведения политики в области окружающей среды [7, с. 32-38].

В 2019 году МОСВ продолжил реализацию программы управления правительством Республики Болгария на 2024–2026 годы. Амбициозные цели в области охраны окружающей среды поставлены основной задачей национального правительства: основной акцент в работе будет сделан на ежедневном применении принципов интеграции экологических соображений в отраслевую политику, открытом управлении, постоянном диалоге и партнерстве со всеми сторонами, облегчении и оптимизации административных процедур, применении эффективного превентивного, текущего и последующего контроля как национального экологического приоритета [6, с. 46-50]. Например, улучшение качества атмосферного воздуха на территории всей страны за счет реализации комплекса мероприятий по сохранению чистоты атмосферного воздуха, комплексное управление водными ресурсами, в том числе частное сохранение и улучшение состояния вод, достижение и поддержание хорошего количественного, химического и экологического состояния водных объектов на территории Республики Болгарии и окружающей среды в морских водах, а также предотвращение или уменьшение неблагоприятных последствий вредного воздействия вод. Также будет происходить достижение ресурсной эффективности путем внедрения иерархии управления отходами, предотвращения их образования, содействия повторному использованию и утилизации путем переработки, сокращения свалок и ограничения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека [2, с. 4-11].

В перспективе актуализируется снижение неблагоприятного воздействия на здоровье человека, экосистемы и национального хозяйства, вызванного изменением климата, а также сохранение, поддержание и восстановление экосистем и присущего им биологического разнообразия, предотвращение загрязнения и защиты окружающей среды и здоровья человека путем применения превентивных инструментов. Обеспечение надлежащей инфраструктуры мониторинга и информации об окружающей среде в целях экологической политики необходимо проводить для констатации экологической безопасности и суверенитета страны, что подразумевает публичный доступ к экологической информации посредством развития национальной системы экологического мониторинга [4, с. 167-171].

Повышение общественного сознания и культуры в области охраны окружающей среды и эффективное применение механизмов контроля за исполнением экологического законодательства есть основное направление деятельности, с помощью которых страна будет реализовывать экологические приоритеты. Это принятие национальной программы по улучшению качества атмосферного воздуха (2018–2024 гг.) и национальной программы по контролю загрязнения воздуха (для сокращения общих ежегодных выбросов диоксида серы, оксидов азота, летучих органических соединений, мелких твердых частиц и аммиака в атмосферном воздухе), поддержка муниципалитетов в разработке, обновлении и реализации муниципальных программ в соответствии с «Законом о чистоте атмосферного воздуха» в районах с нарушением качества атмосферного воздуха, финансирование инвестиционных мероприятий, направленных в основном на бытовое отопление – за счет средств оперативной программы «Окружающая среда 2020–2026 гг.» (ОПОС), введение требований к содержанию серы и золы в твердом топливе, предлагаемом для бытового отопления (уголь и брикеты), реализация инвестиций в строительство, реабилитацию и модернизацию инфраструктуры для агломераций с финансированием ОПОС и предприятия по управлению деятельностью по охране окружающей среды (ПУДООС) [3, с. 29-33].

Реализация стратегии по охране окружающей среды в морских водах Черного моря Республики Болгарии (морская стратегия) выходит на первый и основной план в связи с проблемой загрязнения вод Черного моря. Реализуются планы управления речными бассейнами и планы по управлению рисками наводнений, а также выявляется актуализация этих стратегических документов на следующий период планирования на 2024–2029 годы. Финансовая поддержка ОПОС по созданию центров повышения готовности населения к адекватной реакции на наводнения оказывает значительное влияние на экологическую политику страны, например, по мерам по внедрению решений по предотвращению и управлению рисками наводнений, а также по предупреждению и противодействию оползневым процессам по ограничению их риска (Республиканская дорожная сеть). Создание национальной системы управления водными ресурсами планируется и реализуется фактически в режиме реального времени. Финансирование ПУДООС инвестиционных мер по обеспечению необходимой инфраструктуры для обработки всех объемов бытовых отходов, образующихся в стране, а также поэтапная рекультивация муниципальных полигонов, не отвечающих нормативным требованиям, выходит с каждым годом на более глобальное национальное финансирование [7, с. 32-38].

Экологически обоснованное удаление вышедших из употребления пестицидов и других препаратов для защиты растений с истекшим сроком годности, исследование и разработка пилотных моделей для экологически обоснованного сбора и временного хранения опасных отходов домохозяйств происходит посредством реализации двух проектов, финансируемых болгаро-швейцарской программой сотрудничества. Финансовая поддержка ОПОС для проектов муниципалитетов по проектированию и строительству компостирующих установок для раздельного сбора зеленых и биоразлагаемых отходов, установок для предварительной обработки бытовых отходов, анаэробных установок для раздельного сбора биоразлагаемых отходов применяется для децентрализованной модели управления биоотходами в одном из регионов по управлению отходами в Болгарии. Предполагается финансирование ОПОС и демонстрационных пилотных проектов в области управления отходами [2, с. 4-11]. Программа «Защита окружающей среды и изменения климата» (ООСКП) финансового механизма Европейского Союза экономическое пространство (ФМ ЕЭП) 2014–2025 гг. включает в себя разработку предложений по реформированию муниципальных программ и политики по внедрению принципа «плати больше, если выбрасываешь больше», а также увеличение доли переработанных отходов путем внедрения систем и оборудования для переработки или разделения отходов, проведение образовательных и информационных кампаний образовательными учреждениями для повышения осведомленности в отношении сокращения образования отходов [6, с. 46-50].

Разработка стратегии и плана действий по переходу к круговой (цикличной) экономике Республики Болгария на период 2021–2027 гг. включает в себя также и принятие национальной стратегии и плана действий по адаптации к изменению климата. Законодательные изменения трансформируются в лучшую сторону с целью транспонирования нормативных актов ЕС в области изменения климата, которые регулируют авиационную деятельность и подготовку к реализации глобальной деятельности, основанной на рынке меры с 2021 года, включение выбросов и поглощений парниковых газов от землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве в рамки климата и энергетики к 2030 году, обязательные ежегодные сокращения выбросов парниковых газов для государств-членов в период с 2021 по 2030 год, содействие климатическим действиям в выполнении обязательств, взятых на себя по Парижскому соглашению, а также экономичное сокращение выбросов и низкоуглеродные инвестиции на биотопливо.

Сбор проектных предложений по программе ООСКП по внедрению технологий смягчения и адаптации к изменению климата, по проведению образовательных кампаний в отношении изменения климата в школах, а также запуск проекта по программе ООСКП по реализации инновационных мер ведет к снижению воздействия и адаптации к изменению климата в болгарских муниципалитетах. Утверждение и запуск проектов по программе «микропроекты климата» национального трастового экологического фонда будет заключен в программе, которая будет финансировать небольшие проекты по стоимости, которые в перспективе поспособствуют смягчению и адаптации к изменению климата. Сейчас также происходит принятие и применение нового подхода к управлению защитными зонами сети «Natura 2000», которая заключается в разработке и принятии планов управления охраняемыми территориями и планов действий для всех видов растений и животных [7, с. 32-38].

Финансовая поддержка ОПОС заключается в улучшении природоохранного состояния видов и мест обитания в сети «Natura 2000», в развитии и управление экосистемными услугами и оценкой состояния элементов зеленой инфраструктуры, поддержкой органов управления сетью «Natura 2000». Осуществление административных процедур и методическая поддержка компетентных органов и хозяйствующих субъектов проходит в рамках превентивных мероприятий и производится посредством оценки воздействия на окружающую среду – это и экологическая оценка, и комплексные разрешения, и контроль рисков крупных аварий с опасными химическими веществами, и защита от вредного воздействия химических веществ, предотвращение и устранение экологического ущерба. Предоставление информации происходит регулярно о биологических и морфологических элементах качества воды, а также методов анализа приоритетных и конкретных веществ с целью удовлетворения требований законодательства ЕС [5, с. 311-317].

В последние годы начато строительство и внедрение информационной системы «Минеральные Воды», расширение сети интенсивного мониторинга лесных экосистем, разработка национальных стандартов качества почвы и создание государственного реестра мест с загрязненной почвой, проведение национальных информационно-образовательных кампаний, связанных с отмечанием международных дат по охране окружающей среды и традиционных национальных конкурсов ПУДООСА «За чистую окружающую среду» (по экологическим проектам муниципалитетов, школ и детских садов), выполнение запланированных проверок контрольными органами МОСВ: из 16 региональных инспекций по окружающей среде и водам – более 14 000, из 4-х бассейновых дирекций – более 9000 и из 3-х дирекций национальных парков – 18 000, и принятие соответствующих мер воздействия: административные, уголовные принудительные меры при выявленном неисполнении требований природоохранного законодательства для преимуществ общества [5, с. 311-317].

Проводимая активная политика по сохранению и устойчивому управлению окружающей средой, сохранению и обновлению значительного природного капитала страны является предпосылкой для повышения конкурентоспособности экономики, создания новых рабочих мест, внедрения инноваций и устойчивого и сбалансированного развития регионов. В результате политики, направленной на поощрение реализации экологически обоснованных моделей потребления и производства, на поддержку реализации потенциалам круговой экономики, биоэкономики и «синего» роста, ожидается улучшение общественного благосостояния и качества жизни населения. Преимущества реализации приоритетов находят следующие более конкретные измерения: оптимальная обеспеченность населения и экономики водой в достаточном количестве и с необходимым качеством, справедливое распределение имеющихся водных ресурсов, обеспечение их эффективного использования с учетом воздействия на связанные с ними экосистемы, достижение и поддержание хорошего состояния всех вод на территории страны и морской среды, предотвращение и уменьшение неблагоприятных последствий наводнений и оползней для здоровья человека, окружающей среды, культурного наследия и хозяйственной деятельности, повышение защиты населения путем подготовки его к адекватной реакции на наводнения и последующие кризисы [5, с. 311-317].

Происходит и реализация проектов, связанных с предотвращением, сокращением или ограничением вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду и их использованием в качестве ресурса для экономики. Вклад страны в усилия ЕС по смягчению климатических изменений и обеспечению более здоровой окружающей среды определенно велик по сравнению с предыдущими годами и периодами в районах реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов. Эффективная защита природных мест обитания и видов, имеющих европейское и национальное значение в Национальной экологической сети и за ее пределами, является необходимым условием для сохранения экосистем и услуг, которые они предоставляют обществу. Улучшение информационного обеспечения и мониторинга деятельности по охране окружающей среды является фактором для лучшего информирования общественности и компетентных органов о состоянии и тенденциях в области окружающей среды в качестве основы для осознанного принятия политических решений, усовершенствованного процесса формирования и реализации политики, изменения в поведении людей в направлении сознательной защиты окружающей среды и природы [1, с. 33-40].

Таким образом, экологическая политика Болгарии является новой и активно развивающейся отраслью страны. Государство в концепте политики устойчивого развития запускает новые экологические проекты и инициативы, которые положительным образом сказываются на уровне жизни населения. В этом отношении происходит обеспечение устойчивой и здоровой окружающей среды путем применения механизмов контроля и профилактики, с соблюдением принципов прозрачности, открытости, партнерства и диалога. Постоянно предпринимаемые усилия по оптимизации, совмещению и повышению эффективности инструментов профилактики и контроля способствуют улучшению бизнес-среды и ускорению экономической деятельности (благодаря повышению качества и сокращению продолжительности процедур), улучшению регулирования, устройства и качества территории населенных пунктов и окружающей среды, а также улучшению стратегического и целевого планирования и программирования.

Список литературы

  1. Вотинов А.В. Разработка перспективных планов Евросоюза в черноморском регионе в 1990–2000 гг.: формирование основных подходов / А.В. Вотинов // Экспозиция «Нефть – Газ». – 2018. – № 9. – С. 33-40.
  2. Денчев К. Болгария – Россия: энергетика, бизнес и политика / К. Денчев // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». – 2019. – № 1. – С. 4-11.
  3. Жуковская А.А. Национальный опыт трансформационных процессов в Республике Болгария / А.А. Жуковская // Studia Humanitatis. – 2015. – № 11. – С. 29-33.
  4. Жуковская А.А. Основные этапы институционализации неправительственных организаций как института гражданского общества в Республике Болгария / А.А. Жуковская // Институционализация, демократизация, трансформационные процессы. – 2014. – № 31. – С. 167-171.
  5. Матвеева Е.В. Экологическая политика ЕС / Е.В. Матвеева // Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 6. – С. 311-317.
  6. Попова Н.Р. Геополитика и туризм в условиях пандемии COVID-19 (на примере Болгарии) / Н.Р. Попова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. – № 12. – С. 46-50.
  7. Пророкович Душан Открытые Балканы: перспективы институционализации / Душан Пророкович // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2024. – № 10. – С. 32-38.

Поделиться

Бакшеева А. А. Экологическая политика Болгарии: новое общество в концепции устойчивого развития // Актуальные исследования. 2024. №32 (214). Ч.I.С. 50-54. URL: https://apni.ru/article/9883-ekologicheskaya-politika-bolgarii-novoe-obshestvo-v-koncepcii-ustojchivogo-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января