Главная
АИ #32 (214)
Статьи журнала АИ #32 (214)
Развитие связной речи детей 5–6 лет посредством изотерапии

Развитие связной речи детей 5–6 лет посредством изотерапии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

изотерапия
связная речь
принцип доступности

Аннотация статьи

Изобразительное творчество и изотерапия играют важную роль в развитии детей, особенно в формировании речи и психических процессов. Изотерапия использует процесс создания изображений для активизации психических функций, развития моторики и речи. Занятия по развитию речи с использованием изотерапии способствуют изучению чувств, идей, событий, развитию межличностных отношений и укреплению самооценки.

Текст статьи

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время не только для психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, но и для развития связной монологической речи ребенка.

Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Занятия по развитию речи с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе, развития связной, монологической речи.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.

Многими исследователями отмечается связь между речью и психофизическими процессами. Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанов, Э. Л. Фигередо, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточный объём сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; нарушение грамматического строя речи; недоразвитие артикуляционной, общей и мелкой моторики; ограниченные возможности распределения внимания, недостаточная его устойчивость; отставание в развитии словесно-логического мышления; общая психофизическая расторможенность; сниженный уровень развития вербальной памяти, восприятия (различных видов).

В работе с детьми 5–6 лет целью является не только формирование и развитие всех сторон речи, моторики, а также активизация психических процессов через использование нетрадиционных форм воздействия.

Задачи:

1. Развитие лексической стороны речи:

  • расширение и активизация словаря (формировать предметную отнесенность слова, обобщающую функцию и понятийно-обобщающую функцию слова);
  • формирование умения правильно употреблять слова.

2. Развитие грамматического строя речи:

  • словообразования;
  • словоизменения;
  • согласование слов в предложении;
  • грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • составление рассказов и сказок.

3. Активизация речевой моторики.

4. Развитие силы голоса и дыхания.

5. Развитие мелкой моторики.

Система занятий построена в соответствии с рабочей программой и основывается на дидактических принципах:

  1. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения.
  2. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей 5–6 лет (недостаточный объём сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость; замкнутость; тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объём движений общей моторики. Ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти). При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомим с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с незнакомыми предметами и явлениями.
  3. Принцип индивидуализации, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей 5–6 лет. Гиперактивные дети на занятиях с использованием изотерапии успокаиваются, усваивают больше материала. Ребята, у которых преобладают процессы торможения, включаются в работу быстрее и стремятся сделать её быстрее и качественно.
  4. Принцип связи речи с психическими процессами. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Ребёнок при помощи речи и не только получает новую информацию, но и приобретает возможность её по-новому усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм работы (изотерапии). Обогащение и расширение лексического запаса должно идти за счёт знакомства с новыми изобразительными материалами, нетрадиционными приёмами изображения.

Изотерапия способствует не только преодолению речевого недоразвития и развития творчества у детей, но и повышению самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности и развитию моторики.

Изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднён в словесном описании своих переживаний. Т. е. для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.

На занятиях, где используется изотерапия – ребят обучают различным приёмам изображения. Вместе с детьми можно комбинировать различные техники исполнения. Такие, как:

  • Рисование методом тычка
  • Рисование поролоном
  • Рисование нитками
  • Кляксография
  • Набрызги
  • Расчесывание краски
  • Рисование солью
  • Монотипия
  • Раздувание краски
  • Фотокопия
  • Загадочные рисунки
  • Рисование на мокрой бумаге

Все свои действия ребёнок проговаривает (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение, когда он рисует, нравиться ли ему). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравиться ли ему, что он использовал для написания картинки. Детям это нравится, нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях обычно не наблюдается.

Находка в том, что, работая с детьми, именно нетрадиционная техника рисования создает на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивает инициативу, создает эмоционально положительное отношение к деятельности.

Список литературы

  1. Декман И.Е. Преодоление застенчивости дошкольников посредством арт-терапии / И.Е. Декман, А.В. Кислякова // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 10 (51). – С. 95-104. 
  2. Надточий Ю.Б. Формирование личностно-ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников: дис. канд. пед. наук / Ю.Б. Надточий; Московский городской педагогический университет (МГПУ). – М., 2002. – 171 с. 
  3. Тимошкина Н.А. Народная игра как средство социализации детей в России (вторая половина XIX – начало XX веков): дис. канд. пед. наук / Н.А. Тимошкина; Московский педагогический государственный университет. – М., 2002.

Поделиться

Алексеева М. А. Развитие связной речи детей 5–6 лет посредством изотерапии // Актуальные исследования. 2024. №32 (214). Ч.II.С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/9884-razvitie-svyaznoj-rechi-detej-5-6-let-posredstvom-izoterapii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря