Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное образование сегодня рассматривается не только как этап подготовки к школе или жизни, но и как ценное явление само по себе. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основные качества будущего человека.
Поскольку основная методическая литература по дошкольному образованию рассчитана на учреждения одной возрастной группы, достичь достаточного уровня знаний в рамках Федерального государственного образовательного стандарта довольно сложно.
Работа педагога в группе разного возраста имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, воспитатель должен:
- знать программы возрастных групп;
- уметь сочетать требования программы с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
- обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Важнейшей особенностью организации работы в разновозрастной группе является приоритетное значение индивидуального подхода к каждому ребенку.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество задач, связанных с педагогическим процессом: научить старших заботиться о младших, не перебивать, позволять младшим говорить первыми, ненавязчиво помогать, если им трудно выполнить задание. Однако эти трудности составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши учатся гораздо быстрее, во всем подражая старшим детям, а дети постарше становятся мягче и терпимее к младшим.
Такую атмосферу можно создать только в небольшой группе, в которой действительно возможен индивидуальный подход.
Если в группе более 20 детей, воспитатель должен постараться организовать такой микроклимат в группе, чтобы все дети были наделены вниманием; различные виды занятий были эффективными; методы обучения проводились в соответствии со сложностью материала.
Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для режимных моментов. Столы и стулья подготовлены в соответствии с ростом детей. Правильное расположение мебели позволяет дифференцировать продолжительность режимных процессов, предъявлять одинаковые требования к детям одного возраста, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.
При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к выполнению других важных требований дошкольной педагогики: соблюдению времени занятий, их последовательности и сочетания занятий. Воспитатель организует организованные образовательные мероприятия в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.
Дети в группе делятся на подгруппы. По продолжительности занятия для детей в возрасте 6–7 и 4 лет особенно отличаются.
Нет необходимости удалять детей из группы при организации занятий в подгруппах. Потому что не везде есть такая возможность, и дети, которые непосредственно не участвуют в образовательной деятельности (в данном случае дети 4 лет), становятся более дисциплинированными, а также невольно интересуются тем, что делают старшие, они становятся слушателями и, по крайней мере, что-то запоминают для себя.
При проведении таких занятий взрослому необходимо держать всех детей в поле зрения, уделять внимание каждому, а также улавливать настроение каждого ребенка и его интерес к данному конкретному занятию, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными возможностями.
Для четырехлетних детей проводится занятие продолжительностью 15–20 минут. Что делают в это время дети постарше? Если занятие предполагает работу за столом (рисование, моделирование, аппликация, ФЭМП), то для них организуются занятия по их выбору: рисование, самостоятельное конструирование кубиков, конструктор Lego или работа в дополнительных тетрадях. Во время занятий дети постарше могут помогать младшим. И они делают это с желанием.
После завершения работы с детьми младшего возраста для детей всей группы организуется перерыв. Нужно отметить, что все дети занимаются физкультминуткой во время занятий.
После перерыва начинается занятие со старшими детьми. Теперь для детей младшего возраста организуются мероприятия по выбору.
На занятиях по развитию речи, природного, социального мира необходимо вовлекать детей всей группы в образовательный процесс.
Сейчас наиболее популярными становятся интерактивные формы, позволяющие вовлечь всех участников в образовательный процесс и реализовать свои творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практическую деятельность.
Как же обеспечить активность и работоспособность детей во всех группах? Необходимо избегать долгих разговоров, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм любой деятельности. Хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп уместны, но при условии, что дошкольники хорошо понимают задачу. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Личный пример педагога оказывает большое влияние на воспитанников. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, большого знания возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.
Организация развивающей среды в группе имеет большое значение. Создавая развивающую среду группы, воспитатели учитывают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, пол, личностные особенности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и учился одновременно, – довольно сложная задача.
Взаимодействие воспитанников в условиях разновозрастной группы детского сада меняет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы меняются взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленно формировать свои отношения с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.
Организуя жизнь воспитанников, их разнообразную активную деятельность, воспитатели заботятся о защите и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, создании веселого, жизнерадостного настроения.