Существует большое количество подходов в отношении определения термина «экологическая политика». Данная особенность объясняется тем, что само явление появилось относительно недавно – в 70–80-е годы ХХ века, и многие исследователи дают собственное субъективное видение данного понятия [2, с. 128-131].
Например, по определению И. В. Саблина, экологическая политика – это совокупность средств и методов, направленных на регулирование действий по защите окружающей среды, препятствование глобальному потеплению, разрешению мирового экологического кризиса, а также превентивная регуляция климатической и энергетической проблемы [13, с. 58-64].
С другой стороны, по определению Д. И. Валентей, экологическая политика – это особые мероприятия, направленные на действия по защите окружающей среды и разрешение глобальной экологической проблемы, контролируемые государственными институтами и гражданскими общественными инициативами [3].
Борисов Н. А. даёт такое определение: экологическая политика – это деятельность в сфере охраны и оздоровления природы, оптимального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности для людей, установление гармоничных взаимоотношений между человеком и природой [2, с. 128-131].
В документе экологической стратегии Европы присутствует такое определение: экологическая политика – это система мер на международном и национальном уровнях, направленная на реализацию стратегии устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития общества [10, с. 311-317].
Касательно определения экологической политики в доктрине национальной безопасности США, то представлено такое определение: экологическая политика – это особое многофакторное и многоплановое регулирование экологической ситуации, контроль за состоянием окружающей среды, а также предотвращение мирового экоцида при содействии экологических институтов [16, с. 53-65].
Как система экологическая политика включает в себя следующие элементы: принципы, приоритеты, цели, субъекты, объекты, механизмы и инструменты реализации.
Существует также дополнительный ряд классификации понятия экологической политики. В зависимости от уровня экологической политики выделяют разные типы экологического регулирования [6, с. 61-68].
Например, известный советский эколог Н. Ф. Реймерс выделяет глобальную и государственную экологическую политику. Глобальная экологическая политика, по его мнению, включает в себя проведение различных международных мероприятий, в том числе и подписание международных договоров по экологическому регулированию и безопасности, выполнение рекомендательных постановлений ООН, соблюдение мировых экологических конвенций, которые направлены на социально-экономическое развитие с учётом имеющихся природных ресурсов. Следует подчеркнуть, что в данном виде субъектами экологической политики выступают государства и крупнейшие международные организации и различные негосударственные акторы международной экологической политики [12].
Однако ряд других отечественных учёных выделяют также региональную, местную и локальную экологическую политику. Согласно краткой характеристике, региональная экологическая политика – это универсальный вид экологического регулирования, включающий в себя две ключевых составляющих: политика государства в отношении регионов и собственная экологическая политика региона. Каждый регион также имеет право проводить свою собственную экологическую политику путём принятия различных нормативно-правовых актов [4]. Местная экологическая политика реализуется в границах различных муниципальных образований. Её субъектами могут выступать органы местного самоуправления, общественные организации, различные предприятия. Локальная экологическая политика осуществляется в рамках определенной организации. Это установление общих принципов и намерений организации в области её экологической эффективности [14, с. 227-231].
Что же касательно дискурса зарубежной научной школы, то британский специалист в области экологических наук Дж. Майерс выделяет мировое, государственное, муниципальное и гражданское регулирование экологических проблем. Говоря о мировом экологическом регулировании, Дж. Майерс утверждает, что данный уровень является обязательным для исполнения всеми странами, придерживающимися экологической безопасности, а также все документы данного уровня должны стать своеобразной «международной экологической Конституцией». Данный документ должны соблюдать все государства, которые стремятся к разрешению глобальных экологических проблем и охране окружающей среды, на уровне международно-правового регулирования. Данные нормативно-юридические акты должны, по мнению исследователя, стать основой формирующейся сейчас новой отрасли международного права – международного экологического права. Сюда Дж. Майерс относит всевозможные рекомендательные постановления различных мероприятий, проводимые в рамках всемирной экологической повестки, главную роль в которой играет Организация Объединенных Наций и её программа по окружающей среде – UNEP (United Nations Environment Programme). UNEP является главным органом ООН в области окружающей среды, который разрабатывает глобальную экологическую программу, способствует мировому климатическому регулированию, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, неуклонно выступает в защиту природной среды земного шара. Касательно государственного регулирования, то исследователь говорит о том, что огромная роль в секторе международной экологической политики и обеспечения международной безопасности начинается именно с обеспечения национальной экологической безопасности. Поэтому государственная экологическая политика приобретает ключевое значение в современных реалиях. Сюда автор относит все законы и подзаконные акты, исходящие непосредственно из государственного аппарата страны, который направлены на стабилизацию экологической ситуации в определенных регионах государства. Далее идёт муниципальное регулирование экологических кризисных ситуаций. Оно непосредственно включает в себя уже регулирование на «подгосударственном» уровне, с учётом хорошо развитой децентрализации. Сюда автор относит различные экологические повестки, стратегии и другие документальные акты экологического воздействия в субъектах государства. Дж. Майерс утверждает, что именно качественное муниципальное регулирование экологических проблем – это залог эффективной государственной экологической политики, ведь в отдельно взятых областях страны всегда будут свои уникальные экологические особенности, которые будут требовать таких же единственных и неординарных решений. И справиться с этой задачей могут именно органы муниципального управления, так как знают их специализацию. И в качестве последнего уровня регулирования учёный подчеркивает так называемый «гражданский уровень». Здесь он подразумевает непосредственно само гражданское общество и исходящую от него экологическую инициативу, которая способна разрешать очень важные задачи на уровне минимального политического взаимодействия. Именно при помощи гражданского общества можно добиться осознанной экологической культуры у граждан, а также при помощи институтов гражданского общества возможно способствовать становлению экологического образования личности. Эффективная экологическая политика в стране всегда опирается на развитое гражданское общество, без которого она, по сути, и невозможна [8, с. 25-31].
Целями экологической политики выступают задачи экологического регулирования, которые отражены в принципах экологической реализации. Глобальными целями экологической политики является – действия по охране и защите окружающей среды, выработка превентивных действий по совершенствованию экологических ситуаций, предотвращение изменения климата, стабилизация ситуации с глобальным потеплением, проведение эффективной зоологической политики по защите всех животных, предотвращение и разрешение ситуации с мировым экологическим кризисом, а также обновление тенденций по отношению к глобальной энергетической проблеме посредством развития и перехода на «зеленую энергетику» [1]. В итоге, конечной целью экологической политики становится сохранение всех форм жизни на планете, а также улучшение здоровья человека, которое на 20% зависит от состояния окружающей среды [15, с. 51-63].
Направления экологической политики, в том числе и современной, выражаются в особых экологических принципах. Принципы дают четкое понимание средств и методов как инструментов основного воздействия экологической политики. Каждое государство вырабатывает собственные национальные и принципиальные направления для уникального и перспективного решения каждого экологического вопроса [5].
Принципы экологической политики заключают в себя основополагающие воздействия на экологическое регулирование в соответствии с экологическими традициями и экологической культурой. Принципы выступают особыми ориентирами, образцами и постулатами экологического действия государственного механизма [7, с. 352-354].
Большинство государств сегодня имеют особые компетенции в области охраны окружающей среды, ведь для достижения регулятивных экологических целей, функционирование их экологической политики является общей компетенцией всего Евразийско-атлантического региона. Таким образом, государства могут продолжать осуществлять свою экологическую компетенцию в той мере, в какой иные страны еще не приняли меры. Например, экологическая политика СНГ базирует свою деятельность на особых принципах договора об охране окружающей среды. Эти принципы состоят в следующих сущностных областях экологического регулирования [9, с. 28-35].
Принцип интеграции означает, что требования по защите окружающей среды должны быть интегрированы в определение и реализацию политики и действий государства. Принцип интеграции направлен на предотвращение подрыва экологического прогресса изменениями в других политиках государства. По этой причине экологические аспекты следует учитывать при определении и реализации мер в других областях политики. Таким образом, принцип интеграции способствует «озеленению» других областей политики.
Принцип высокого уровня защиты окружающей среды заключается в стремлении государства к высокому уровню защиты окружающей среды. Этот принцип направлен на то, чтобы предотвратить установление государством наименьшего общего знаменателя национальных природоохранных мер в качестве мирового стандарта. Напротив, уровень защиты не обязательно должен быть максимально технически возможным [11].
Принцип предосторожности относится к управлению рисками. При этом не следует проводить какую-либо конкретную политику или практику, если существует вероятность того, что такая политика или практика нанесет ущерб окружающей среде, и по этому вопросу еще нет научного консенсуса. Ситуация должна быть пересмотрена, как только появится больше научной информации. Принцип предосторожности может применяться только в случае потенциального риска.
Принцип превентивных действий направлен на предотвращение экологических проблем, а не на возмещение причиненного ущерба. Отличие от принципа предосторожности состоит в том, что принцип превентивных действий применяется в ситуациях, когда имеются данные о наличии риска. Принцип превентивных действий обычно отражен в нескольких законодательных актах государства, согласно национальному или международному праву [11].
Принцип мер, ориентированных на источник, означает, что борьба с экологическим ущербом должна осуществляться в первую очередь у источника. Этот принцип играет важную роль, в частности, в сфере обращения с отходами. На основе принципа мер, ориентированных на источник, государство может постановлять возможные действия при принятии мер по отходам, различать отходы из своего собственного государства и отходы из других государств. По мнению международного экологического агентства ООН, отходы в принципе должны собираться, обрабатываться и утилизироваться на месте. Поскольку государства имеют ограниченную способность к абсорбции, беспрепятственное свободное перемещение отходов может привести к накоплению отходов, которые невозможно переработать. Это реальная опасность для окружающей среды. Таким образом, государства могут принимать меры по ограничению поступления отходов из других государств, так как такие меры не являются дискриминационными [11].
Принцип «загрязнитель платит», означает, что расходы на меры по борьбе с загрязнением окружающей среды несут те, кто вызывает загрязнение окружающей среды. Это может включать экологические налоги, но загрязнитель также может быть привлечен к ответственности за загрязнение. В таких случаях дается широкое значение термину «загрязнитель». Постановляется, что не только те, кто обрабатывает или перерабатывает упаковку, могут считаться «загрязнителями», но и те, кто импортирует и распространяет упакованную продукцию. Импортеры и дистрибьюторы способствуют образованию упаковочных отходов, импортируя и распространяя упакованные продукты. Также постановляется, что другие источники загрязнения и обстоятельства дела также должны учитываться при реализации принципа «загрязнитель платит». Это связано с тем, что государства должны обеспечить, чтобы загрязнители окружающей среды не несли ненужного бремени за загрязнение, которое они не вызвали. Принцип «загрязнитель платит», лежит в основе ответственности за загрязнение окружающей среды. Ущерб окружающей среде включает ущерб, причиняемый водоемам, охраняемым видам животных и растений и естественной среде обитания. В дополнение к экологической ответственности лица также могут быть привлечены к ответственности, если они совершили определенные экологические правонарушения. Уголовное преследование также можно рассматривать как выражение принципа «загрязнитель платит» [11].
Что касается государств ЕС, то принципы экологической политики Евросоюза включают в себя несколько основных аспектов: расширение категорий инвестиций и технологий, которые позволяют государствам-членам поддерживать технологии, которые могут обеспечить евроазиатскую зеленую сделку. Например, для сокращения или предотвращения выбросов парниковых газов, для облегчения оценки мер по поддержке обезуглероживания различных секторов экономики, в том числе за счет инвестиций в возобновляемые источники энергии, повышения энергетической эффективности производственных процессов и декарбонизации промышленности в соответствии с международным законом о климате. Новые и обновленные правила поддержки ключевых областей «Зеленого соглашения», например, для предотвращения или сокращения загрязнения, не связанного с парниковыми газами, включая шум, поддержки эффективности использования ресурсов и экономики замкнутого цикла, а также поддержки биоразнообразия и устранения ущерба, нанесенного окружающей среде, а также сюда включаются конкретные рекомендации по оказанию помощи для стимулирования инвестиций в основные области, такие как энергетическая эффективность зданий и экологически чистая мобильность на всех видах транспорта [10, с. 311-317].
Таким образом, экологическая политика представляет собой деятельность, направленную на охрану окружающей среды и рациональное и бережное использование природных ресурсов, а основные принципы экологической политики стран закреплены в стратегических доктринах по экологической безопасности, которую разрабатывают специализированные экологические институты государств.