Главная
АИ #32 (214)
Статьи журнала АИ #32 (214)
Работа в группе на уроках английского языка

Работа в группе на уроках английского языка

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

малокомплектная школа
самостоятельная работа
английский язык
групповая работа

Аннотация статьи

В статье рассматриваются примеры работы в группе на уроках английского языка.

Текст статьи

Задача учителя иностранного языка – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника.

Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы. Она способствует также формированию навыков и умений самостоятельной работы учащихся в овладении иностранным языком.

Групповую форму работы я использую при обучении школьников устной речи и чтению. В каждом классе созданы 2–3 постоянные группы, состав которых можно изменить время от времени. В каждой группе имеется консультант из числа хорошо успевающих учеников, которые помогают мне руководить учебной деятельностью своей группы. Включение в каждую группу ребят с хорошими знаниями позволяет слабому ученику получить помощь, которая может понадобиться ему при выполнении поставленной задачи.

Правила работы в группе:

  1. Говори тихо.
  2. Выслушай мнение товарища до конца.
  3. Не перебивайте друг друга.
  4. Будь вежлив и сдержан.

Каждая группа получает задание, на которое отводится определенное время.

Так, на уроке в восьмом классе при развитии навыков и умений монологической речи перед группами ставлю такие речевые задачи:

Представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый из вас предлагает свой способ путешествия. Пользуясь данные вам опорами, докажите, что путешествовать пешком очень интересно.

Членам группы раздаю опорные слова и выражения:

Hiking, interesting places, monuments and memorials, is good for smb’s health, learn many things.

Представьте, что в вашей группе собрались люди, у которых различные мнения о способах путешествия. Вам больше нравится путешествовать поездом. Пользуясь данными опорами, убедите своих друзей в преимуществах путешествия данным видам транспорта.

Опорные слова и выражения: rather quick, dining-cars, not so dear, look out of the window, comfortable, pleasant, sit, read, sleep, meet many interesting people.

Подобные задания получают и остальные группы. Им нужно убедить друзей в том, что путешествие каким-либо другим видом транспорта наиболее интересно.

Группы обсуждают, как лучше выполнять полученное задание.

В качестве опоры использую не только слова и выражения, но и картинки. Так, при работе над темой «Путешествие» группам были розданы картинки, на которых изображены лес, поляна, река, палатка, посуда, сухие ветки для костра.

Дана ситуация: Вы в походе. Вам необходимо устроить привал, чтобы отдохнуть и приготовить еду. У каждого из вас в рюкзаке предметы определенного назначения. Что каждый из вас скажет в такой ситуации? Используйте слова и выражения, придающие вашей речи эмоциональную окраску.

Ребята соревнуются, стараясь придумать лучший вариант высказывания. Приведу примеры.

Таблица

 - Oh! Look over there! What a nice place for us to rest! And there is a river near the forest.
 - Yes, I see. It’s very beautiful indeed! I shall put up our tent on that hill.
 - Girls, who shall I give all our food to? It’s in my sport bag.
 - To me, of course. Usually it’s my duty to make dinner. But who has the things for making a fire? I have only food in my bag. You, lgor?
 - I shall have a look. Yes, here they are. Sveta, let me help you to make the fire. It’s difficult for girls.

Эффективна групповая форма роботы и при обучении диалогической речи. Например, при работе над темой «Мой дом» в 6 классе ребятам дается такая установка: Представьте, что один из ваших друзей получил новую квартиру (или новый дом). Вам интересно побольше узнать о квартире (или доме). На картинках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный разговор.

1. My house is on ……Street.

Do you have a garden in front of your house?

How many rooms are there?

2. Do you have a house or a flat?

It’s large.

No, we haven’t. The garden is behind the house.

3. Where is your house?

I have a house.

It’s green.

4. There are three rooms and a kitchen.

What colour is it?

There are fruit-trees and flowers.

5. Is your house large of small?

What is there in your garden?

В результате групповой работы учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух. Поскольку остальные группы получили такое же задание, то во время его проверки они могут проследить, правильно ли выполнено задание, и в случае необходимости внести проверки.

- Do you have a house or a flat?

- I have a house.

- Where is your house?

- My house is on Svetlaya Street.

- What colour is it?

- It’s green.

- Is your house large or small?

- It’s large.

- How many rooms are there?

- There are three rooms and a kitchen.

- Do you have a garden in front of your house?

- No, we haven’t. The garden is behind the house.

- What is there in your garden?

- There are fruit-trees and flowers.

Групповой пазл, метод мозаики (нем. Gruppenpuzzle, англ. Jigsaw technique) – дидактический метод групповой работы, разработанный в 1971 году американским психологом Эллиотом Аронсоном. При использовании данного метода возникает позитивная зависимость учеников друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе.

Весь учебный класс, состоящий из нескольких человек делится на 2–3 группы. Каждая группа рассматривает определённую тему, однако каждый член группы берёт на себя лишь её определённый аспект, который изучается им наиболее интенсивно. Таким образом, в каждой группе существует лишь один «эксперт» по заданному аспекту проблемы. На этом этапе каждая группа получает общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» самостоятельно углубляются в определённые её аспекты.

Через заданное время первоначальные группы расформировываются и образуются новые, в которые объединяются «эксперты» по каждому из аспектов проблемы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются возникшие на первом этапе изучения проблемы вопросы. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать содержание этого учебного материала другим учащимся, не посвящённым в данный конкретный аспект проблемы.

На третьем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту). На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них.

На заключительном этапе учителем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым членом группы. Контроль может происходить в любой известной форме и обеспечивает добросовестность работы «экспертов».

Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята разделяют задание между всеми членами группы: делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. План записывается в общую тетрадь, прочитывается вслух и обсуждается. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.

  1. Одним из недостатков jigsaw reading является большой объем информации, который учащиеся должны усвоить за один урок, и недостаточное количество времени. Jigsaw reading является идеальной формой работы в классах, где уроки иностранного языка спаренные. В крайнем случае, материал можно разделить на два урока.
  2. При введении данного вида деятельности впервые я рекомендую объяснять задание на русском языке, поскольку форма работы довольно необычная, и тем это более эффективно.
  3. Главная цель учителя на этапе обсуждения текста и обмена информацией – контролировать процесс и следить за тем, чтобы обмен информации не свелся к простому переписыванию правильных ответов друг у друга. Во-вторых, следует следить за тем, чтобы дети не общались на русском языке, поскольку основная задача на данном этапе – развитие навыков устной речи.

Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, так как общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.

Групповую форму работы я применяю и при выполнении данных в учебнике упражнений типа Read and act.

Работа группами практикуется и при выполнении домашних заданий. И здесь консультант просто необходим.

В сочетании с другими формами работ групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувства коллективизма, ответственности за полученное дело, развивает логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. А главное – групповая работа учит школьников самостоятельности.

Список литературы

  1. https://infourok.ru/metody-effektivnoj-organizacii-gruppovoj-raboty-7096700.html.
  2. https://pedsovet.su/load/111-1-0-38097.

Поделиться

Бердник Е. Н. Работа в группе на уроках английского языка // Актуальные исследования. 2024. №32 (214). Ч.I.С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/9894-rabota-v-gruppe-na-urokah-anglijskogo-yazyka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января