Аварийность на автомобильном транспорте в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами: постоянно возрастающая мобильность населения; уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом; нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные потоки.
На сегодняшний день необходимо решать следующие задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения: повышение квалификации водителей и улучшение условий их труда; совершенствование дорожных условий и развитие улично-дорожной сети; повышение пропускной способности улиц и дорог, а также методов управления движением.
Анализ производственной деятельности автобусного парка
Характеристика деятельности автобусного парка № 1786 филиал ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» городского округа Химки
Автобусный парк № 1786 филиал государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта "Мострансавто" городского округа Химки вот уже более 30 лет осуществляет перевозки жителей Московской области и города Москвы, межобластные перевозки. Компания обслуживает более 33 городских и пригородных маршрутов регулярного сообщения, общей протяженностью более 250 километров, при этом ежедневно перевозится более 10 тысяч пассажиров.
Рис. 1. Автобусный парк
Регулярное обновление и расширение парка подвижного состава позволяет не только поддерживать качество обслуживания пассажиров на должном уровне, но и постоянно повышать комфортность перевозок, а также увеличивать объём выполняемых перевозок. В настоящее время автобусный парк №1786 филиала ГУП МО "Мострансавто» г.о. Химки насчитывает более 250 единиц подвижного состава. С 2015 года компанией произведено серьёзное обновление парка подвижного состава, были закуплены автобусы различного класса, при этом обновление продолжается и в настоящее время.
В автобусном парке трудится более 960 человек, все сотрудники обеспечены стабильной и регулярно индексируемой заработной платой, полноценным оплачиваемым отпуском. Для иногородних сотрудников предоставляются общежития, действуют льготные ипотечные программы, в том числе осуществляется целевое жилищное строительство в городах Подмосковья.
Рис. 2. Ремонтная база
В автобусном парке работают водители разной возрастной категории, из города Москвы и Московской области, а также из других регионов РФ и стран СНГ с довольно большим водительским стажем и высокой классностью.
На территории данного предприятия находятся следующие объекты:
Центральная диспетчерская |
Мастерские; |
КПП |
Здание Мострансавто; |
Технический отдел |
Стоянка ТС Мострансавто; |
Административное здание |
Отдел безопасности движения; |
Медпункт |
Бокс диагностики ТС и проведения ТО; |
Бокс заявочного ремонта |
Мойка автобусов |
Анализ технологии пассажирских перевозок
Организация движения автобусов в городском округе Химки осуществляться по маршрутному принципу.
Маршрутный принцип пассажирских перевозок позволяет:
1) принудительно организовать и оптимально распределить пассажиропотоки на транспортной сети;
2) освоить огромные пассажиропотоки при минимальном использовании площади городских проездов по сравнению с внемаршрутной организацией движения по принципу свободного выбора пассажирами направлений движения в пределах заданной транспортной сети;
3) оборудовать маршруты различными устройствами, повышающими комфорт транспортного обслуживания.
Основные задачи и виды работ Отдела Безопасности Движения
Автотранспортные предприятия вне зависимости от ведомственной подчиненности и форм собственности решают задачи по обеспечению безопасности дорожного движения, связанные с организацией профилактической работы с водителями, контролем технического состояния транспортных средств, учетом и анализом ДТП и нарушений Правил дорожного движения.
Основная работа по предупреждению ДТП на автотранспортных предприятиях заключается не только в функционировании специальной службы. Значимость проблемы обеспечения БДД и ее масштабы требуют привлечения внимания и представителей других функциональных служб автотранспортного предприятия.
Одним из направлений работы службы БДД автотранспортного предприятия является контроль за соблюдением работниками всех подразделений требований "Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", "Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации", "Правил дорожного движения", а также приказов и указаний вышестоящих организаций [1, 2].
Основными задачами автотранспортного предприятия по предупреждению ДТП являются:
- проведение функциональными службами и общественными организациями предприятия систематической воспитательной работы с водительским составом;
- реализация мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению ДТП и укреплению производственной дисциплины среди работников предприятия;
- совершенствование условий труда работников предприятия, особенно водителей и ремонтных рабочих;
- обеспечение технической готовности подвижного состава в результате своевременного проведения технического обслуживания и ремонта, а также контроля за техническим состоянием транспортных средств перед выездом на линию, во время работы и приездом в парк.
Виды работ с водителями
Работа с водителями проводится отделом Безопасности движения. У отдела имеется свой класс, в котором проводятся инструктажи, направленные на повышение безопасности движения, а также занятия по ПДД.
Обучение водителей проводится в предприятии независимо от стажа их работы, квалификации и предусматривает:
- проведение инструктажей по безопасности дорожного движения;
- прохождение стажировки;
- проверку знаний Правил дорожного движения;
- специальное обучение.
Допуск водителей, не прошедших обучение к самостоятельному выполнению работ, запрещается.
Контроль за своевременным и качественным обучением осуществляет служба БДД или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом по предприятию.
С целью подготовки водителей к самостоятельной работе считаем целесообразным обеспечить следующие мероприятия:
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- психофизиологическое тестирование водителей [3];
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организацию проведения стажировки водителей;
- организацию занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- организацию контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности перевозок.