Главная
Конференции
Междисциплинарные исследования: наука и технологии в эпоху глобализации
Гражданско-патриотическое воспитание и формирование российской идентичности в до...

Гражданско-патриотическое воспитание и формирование российской идентичности в дошкольных образовательных учреждениях

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дети старшего дошкольного возраста
патриотическое воспитание
приобщение к истории родного края
педагогический процесс

Аннотация статьи

В настоящее время актуальной является работа по воспитанию любви и уважения к российской армии, чувства гордости за мужество наших защитников, за достижения страны. Личные мировоззрения взрослых и активная жизненная позиция являются самыми эффективными факторами воспитания. Воспитание любви к Родине начинается с анализа социальной жизни вокруг ребенка. Совместная работа педагогов и родителей заключается в раннем пробуждении в детях любви к родной земле, яркого чувства гражданственности, воспитании любви и уважения к родной Белгородчине, любимому городу и детскому саду.

Текст статьи

В современном мире задача патриотического воспитания подрастающего поколения имеет огромное значение во всех образовательных учреждениях, начиная с дошкольных. Детские сады являются начальной ступенью системы образования в нашей стране. Именно педагогам ДОУ принадлежит ведущая роль в формировании первоначальных представлений об окружающем мире, личностной позиции и воспитании нравственных чувств, любви к Родине у дошкольников.

Возникновение чувств патриотизма и любви к своей необъятной Родине, к родному краю в дошкольном возрасте – длительный целенаправленный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственности ребенка. В раннем детском возрасте воспитание начинается с любви к Родине, преданности ей и осознания чувства гордости за нее.

Нравственность и патриотизм не возникают у детей сами по себе, это результат совместной педагогической деятельности воспитателей и родителей. Под влиянием окружающей среды, образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении формируется патриотизм. Совместная работа педагогов и родителей заключается в раннем пробуждении в детях любви к родной земле, яркого чувства гражданственности, воспитании любви и уважения к родной Белгородчине, любимому городу и детскому саду.

Старшие дошкольники должны знать, в какой стране они живут, государственные символы, название региона и родного города, правильно называть свой домашний адрес и дошкольное учреждение, которое они посещают, названия микрорайонов и улиц города. В старшей и подготовительной к школе группе знания детей расширяются и углубляются, происходит знакомство с достопримечательностями родного края, историческими местами и памятниками. Обсуждаются события, в честь которых были воздвигнуты памятниками.

В настоящее время актуальной является работа по воспитанию любви и уважения к российской армии, чувства гордости за мужество наших защитников, за достижения страны.

Только личные мировоззрения взрослых и активная жизненная позиция являются самыми эффективными факторами воспитания. Воспитание любви к Родине начинается с анализа социальной жизни вокруг ребенка. Дошкольника надо заинтересовать, привлечь, поэтому необходимо использовать яркие и результативные формы работы – наблюдения, виртуальные экскурсии, побуждающие детей к игровой, продуктивной и познавательной деятельности.

Параллельно дошкольники знакомятся с культурой, народными промыслами края и народными умельцами. Знакомство с историей города Старый Оскол, культурой Белгородской области, воспитание любви и уважения к малой родине пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни. Педагоги и родители помогают дошкольникам осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Место, где ты родился и живёшь – твоя малая Родина. Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М. Леонов: «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь». Мы учим дошкольников гордиться своим городом, рассказывая о традициях, культуре, исторических ценностях и событиях, приводя в пример судьбы героев – старооскольцев.

Старый Оскол – Город воинской славы. В 2011 году, 5 мая президентом Российской Федерации подписаны указы о присвоении городам Старый Оскол, Колпино и Анапе почетного звания «Город воинской славы» «За мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, присвоить г. Старый Оскол почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

При организации любого вида деятельности, направленного на формирование патриотизма большую роль, играет мировоззрение взрослых. Ведь только на своих личных чувствах взрослые воспитывают детей. Важно, чтобы взрослые гордились памятью предков, вместе с детьми праздновали День Победы, День защитника Отечества, день рождения любимого города. Сегодня изучение достопримечательностей города, в котором ты живёшь, является важным, потому что человек должен знать о ценностях, которые любят местные жители. Достопримечательности родного края – это сокровища, в которых сохраняются наши традиции и обычаи. Взглянув на них, мы можем представить то время, когда они создавались. Дети должны чувствовать сопричастность ко всем происходящим событиям. Только систематическая и совместная работа приведет к положительному результату.

Самой результативной формой познания, средством получения новых знаний у дошкольников является игра. Наряду с народными играми при формировании патриотических игр в детском саду часто используются сюжетно-ролевые («Пограничники», «Морская пехота» и т. д.) и дидактические игры («Символы России», «Знатоки», «Моя Родина» и т. д.).

Эффективность формирования патриотических чувств и гражданственности достигается путем совместной работы педагогов и родителей. Ведь именно семья обладает особыми педагогическими способностями, позволяющими научить ребенка любить и уважать свою семью, друзей, родной город, страну, гордиться научными достижениями и мужеством русского народа.

Список литературы

  1. Жордочкина И.В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 16 апреля 2010 г. / БГПУ им. М. Танка; под ред. Д. Н. Дубининой [и др.]. – Мн., 2010. – С. 69-70.
  2. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  3. Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!» Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе, 2010.

Поделиться

311

Косова О. А., Гранкина И. Г., Аброскина А. А., Борзенкова М. И., Смурыгина Т. М. Гражданско-патриотическое воспитание и формирование российской идентичности в дошкольных образовательных учреждениях // Междисциплинарные исследования: наука и технологии в эпоху глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 августа 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 42-45. URL: https://apni.ru/article/9901-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-i-formirovanie-rossijskoj-identichnosti-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января