Главная
АИ #32 (214)
Статьи журнала АИ #32 (214)
Туристский потенциал Республики Марий Эл

Туристский потенциал Республики Марий Эл

Научный руководитель

Смоленникова Людмила Витальевна

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

туризм
Республика Марий Эл
туристский потенциал
территория
туристские объекты

Аннотация статьи

В статье анализируются уникальные особенности Республики Марий Эл, подчеркивается её богатое культурно-историческое наследие и разнообразие природных ландшафтов. Рассматриваются существующие тенденции в развитии туристической отрасли региона, а также определяются перспективные направления для оптимизации использования туристского потенциала, включая устойчивое развитие экотуризма и этнического туризма.

Текст статьи

В настоящее время особое внимание уделяется значимости изучения и эффективного использования туристского потенциала Республики Марий Эл. Благодаря своему географическому положению и особенностям развития, Республика Марий Эл является одним из наиболее экологически благоприятных регионов европейской части России, где охраняется природа и традиционная культура местного населения. Благодаря этому Республика Марий Эл обладает потенциальными возможностями для развития туризма в различных направлениях, изучение которых является актуальным и важным для формирования стратегического направления развития индустрии туризма в Республике Марий Эл.

Цель исследования – изучить возможность туристского потенциала Республики Марий Эл для формирования стратегических направлений развития туристской отрасли в Республике Марий Эл.

Объектом исследования выступает туристский потенциал Республики Марий Эл.

Предметом изучения является туристские продукты, которые являются приоритетными для Республики Марий Эл.

Республика Марий Эл расположена на востоке Европейской части Российской Федерации на площади – 23,2 тыс. кв. км. Протяженность территории с севера на юг – 150 км, с запада на восток – 275 км. Республика граничит на севере с Кировской и Нижегородской областями, на западе – с Нижегородской областью, на юге – с Республикой Чувашия, на востоке и юго-востоке – с Республикой Татарстан.

Йошкар-Ола является столицей Республики Марий Эл. Город был основан в 1584 году как Царёв город на Кокшайке (ныне Малая Кокшага), после того как марийские земли были присоединены к Русскому государству. В 1775 г. Царевококшайск стал уездным центром Казанской губернии. В XIX в. город выполнял функции торгово-экономического и культурного центра Марийского края и был местом ссылки политических заключенных. В 1919 г. Царевококшайск был переименован в Краснококшайск, а в 1928 г. Йошкар-Ола становится столицей марийского края, что в переводе означает («Красный город») [4].

Отсутствие на территории Республики Марий Эл крупных предприятий, негативно влияющих на качество атмосферного воздуха (предприятий нефтеперерабатывающей, горнодобывающей и металлургической промышленности), положительно сказывается на экологической обстановке в республике.

Развитие туризма в Республике Марий Эл является одним из ключевых сегментов, способствующих социально-экономическому развитию региона. На территории Республики Марий Эл действуют 39 турагентств и 8 туроператоров, что свидетельствует о развитии туристической отрасли региона и означает большой выбор для путешественников. В городе Йошкар-Ола создан Туристско-информационный центр на базе МБУК «Музей истории г. Йошкар-Олы». Кроме того, в муниципальных образованиях республики функции туристско-информационных центров выполняют центральные музеи [6].

Республика Марий Эл является регионом достойным туристского внимания с представленными разнообразными объектами туристского показа. В регионе имеется значительное количество объектов природного и культурного наследия, включая 223 памятников истории и культуры 5 из которых являются памятниками федерального значения, также в республике находится 58 особо охраняемых природных территорий, из которых 3 объекта федерального значения, также на территории Республики Марий Эл представлены музеи различных уровней.

Кроме того, в Республике Марий Эл задействованы профессиональные сцены 6 театров, представлено существенное разнообразие спортивных сооружений, таких как манежи, стадионы, ледовые дворцы, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, помимо этого вовлечены в сферу туризма объекты санаторно-оздоровительной отрасли, около 30 баз отдыха и туристских комплексов. Все эти составляющие создают подходящие условия для разностороннего отдыха, как для гостей, так и для местных жителей.

Благодаря наличию такого разнообразия туристских объектов Республика Марий Эл привлекает к себе внимание людей, интересовавшихся историей, культурой, спортом, а также приверженцев активного отдыха и здорового образа жизни. Все это делает регион местом притяжения туристов, которые совершают поездки с целью посещения и отдыха.

На территории Республики Марий Эл на данный момент функционируют около 70 коллективных средств размещения туристов с общим номерным фондом 2,3 тыс. единиц число койко-мест превышающим 6,9 тыс. ед. Увеличение количества мест для размещения туристов способствует тому, что все больше гостей Республики Марий Эл могут останавливаться в комфортабельных номерах. С увеличением мест размещения гостеприимство региона повышается и становится все более заметным, делает пребывание гостей в регионе более комфортным и удобным.

Ежегодно в целях оказания содействия туристской деятельности проводится процедура аккредитации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, работающих на территории Республики Марий Эл, с целью поддержки туристической отрасли, создания благоприятных условий для туризма и обеспечения высокого качества экскурсионных услуг. На территории Республики Марий Эл, на базе трех учебных заведений республики – ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» и ГБПОУ Республики Марий Эл «Торгово-технологический колледж» осуществляется подготовка профессиональных кадров для сферы туризма.

Основными приоритетами развития внутреннего и въездного туризма в Республике Марий Эл являются: совершенствование и расширение туристской инфраструктуры, в том числе транспортную систему, системы общественного питания, объектов индустрии развлечений, формирование конкурентоспособных туристских продуктов; продвижение и реализации местных туристских продуктов с использованием информационно-коммуникационных технологий, реализация приоритетных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства [1, с. 342-355].

К наиболее привлекательным сегментам рынка туристских услуг, которые предлагает Республика Марий Эл относиться следующие виды туризма: этнографический (культурно-познавательный), сельский, экологический, детско-юношеский (образовательный), спортивный, лечебно-оздоровительный, водно-круизный и социальный виды туризма.

Республика Марий Эл обладает потенциалом для развития различных видов активного туризма, связанных с использованием природных ресурсов, – экологический туризм, охотничий и рыболовный туризм, байдарочные и конные маршруты, что позволяет гостям познакомиться с природной составляющей региона. Интерес у туристов и исследователей вызывает знакомство с народом мари – одним из немногих в Европе, сохранившим язычество и связанные с ним культовые объекты [2, с. 114-118].

Несмотря на имеющийся потенциал для развития туризма, существует ряд проблем, сдерживающих его развитие в Республике Марий Эл. К ним относятся:

  1. Несовершенство нормативной правовой базы туризма и отсутствие единого туристского бренда республики;
  2. Недостающей комплексной рекламной кампании туристских возможностей Республики Марий Эл, ее малая известность, следствием чего является сложность продвижения отдельных туристских продуктов, создаваемых туроператорами республики;
  3. Недостаточность, а в ряде районов отсутствие качественных средств размещения туристского класса, моральный и физический износ существующей инфраструктуры туризма;
  4. Издержки на содержание инфраструктуры туризма и высокая конечная стоимость туристского продукта при несоответствующем качестве;
  5. Окупаемость вновь создаваемых объектов туристской инфраструктуры;
  6. Отсутствие четкого представления у участников рынка о стандартах безопасности и качества туристских услуг;
  7. Влияние фактора сезонности: наибольшее число гостей посещает республику в летний период [5].

Несмотря на ряд сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в республике факторов, существуют огромные возможности для его развития в Республике Марий Эл, в том числе в окрестностях города Йошкар-Олы имеется большое количество недвижимых объектов культурной, архитектурной истории.

Таким образом, Республика Марий Эл обладает значительным туристским потенциалом, для актуализации которого необходим ряд ознакомительных мер направленных на поддержку предпринимателей и повышение узнаваемости региона.

Список литературы

  1. Жулина М.А., Зайцева Л.А., Сарайкина С.В., Сотова Л.В. Сравнительный анализ туристского потенциала финно-угорских республик Марий Эл и Мордовии // Финно-угорский мир. 2019. Т. 11, № 3. С. 342-355.
  2. Фролова М.В. Методика оценки ресурсов для развития регионального туризма (на примере республики Марий Эл) // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 2. С. 114-118.
  3. Чижова В.П. Экологический туризм. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2007. – 276 с.
  4. Марий Эл [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cl120591.tmweb.ru. (Дата обращения: 25.03.2024).
  5. Туризм и отдых в Республике Марий Эл [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tripadvisor.ru. (Дата обращения: 25.03.2024).
  6. Туризм в РМЭ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://do.gendocs.ru. (Дата обращения: 25.03.2024).
  7. Эколого-географический атлас Республики Марий Эл [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://гео12.рф/atlas/4-8-туризм. (Дата обращения: 25.03.2024).

Поделиться

Костицына К. О. Туристский потенциал Республики Марий Эл // Актуальные исследования. 2024. №32 (214). Ч.I.С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/9908-turistskij-potencial-respubliki-marij-el

Похожие статьи

Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября