Формирование патриотизма у детей – актуальная проблема современного общества, требующая особого внимания, как со стороны государственной политики и образовательного учреждения, так и со стороны родителей. В современных условиях глобализации в разных сферах общества становится особенно важным формирование у детей идентичности, развития чувства принадлежности к своей стране, уважения к ее историческому и культурному наследию, а также осознанного понимания своей гражданской ответственности. В связи с этим, патриотическому воспитанию подрастающего поколения сегодня уделяется особое внимание уже на ранних ступенях образовательной системы. Согласно ФГОС ДО, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это «целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи общества» [9, п. 1.6.].
В результате анализа требований ФГОС ДО организации различных видов деятельности, направленных на развитие и образование детей, отмечается, что концепции патриотического воспитания – основа содержания всех образовательных областей, в том числе и обучения по программам дополнительного образования. Авторы данной научной статьи согласны с высказыванием А. П. Рыбаковой о том, что «патриотическое воспитание должно пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром» [4, с. 206]. Дополнительному образованию, как части образовательной системы, отводится важная роль в реализации государственной программы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Вне зависимости от направленности программ обучения – будь то художественно-эстетическое, физическое, познавательное или социально-коммуникативное развитие – все обладают возможностями для эффективного решения задач патриотического воспитания детей. Формирование патриотизма у детей средствами вокально-образовательной деятельности «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства» [9, п. 2.6.].
Наличие многочисленных научных исследований (Аникина Т. Ю., Марамзин, А. Е., Романова Л. В., Розенцвайг Р. П., Сабодаш О. А., Склярова Е. К. и др.) в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности доказывает актуальность и важность изучения данного направления в процессе формирования гармонично развитой личности. По мнению О. А. Сабодаш именно эмоционально-образный феномен музыки «является основой развития патриотизма ребёнка дошкольного возраста, так как психологической особенностью для данного возрастного периода является эмоциональность» [5, с. 206]. Р. П. Розенцвайг, решая задачи патриотического воспитания детей средствами вокальной деятельности, отмечает необходимость «научить их не только красиво петь, но и дать детям понятие о сострадании, чувстве долга, патриотизме и ответственности перед обществом, в котором они живут» [3, с. 240]. Т. Ю. Аникина констатирует, что «в процессе освоения вокального репертуара обучающиеся анализируют, учатся оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений» [1, с. 9]. Педагоги Е. К. Склярова, Л. В. Романова, исследуя роль вокального искусства в патриотическом воспитании детей утверждают, что необходимо выстраивать «образовательно-воспитательный процесс так, чтобы обучающиеся испытывали на занятиях высокое эстетическое наслаждение, умели видеть, понимать и создавать прекрасное, делая свою духовную жизнь насыщеннее, богаче и интереснее [7, с. 129]. Опыт педагогической деятельности А. Е. Марамзина доказывает, что вокально-образовательная деятельность «обладает огромной духовно-нравственной силой, а человек, занимающийся пением со временем меняется, обогащается духовно, в нем раскрываются положительные душевные качества» [2, с. 131-132].
Важную роль в патриотическом воспитании детей средствами вокально-образовательной деятельности многие педагоги-практики (Андреева Н. Н., Борисова О. И., Лопухова О. А., Розенцвайг Р. П., Романова Л. В., Сабодаш О. А. Склярова Е. К., Тяло Э. В.) отводят репертуару, его грамотному формированию. Е. К. Склярова, Л. В. Романова утверждают, что «правильно подобранный репертуар, более легкий и доступный для восприятия детей форме, имеющий в основе своем содержание, способен нравственно образовать и воспитать личность» [7, с. 128]. Э. В. Тяло, О. А. Лопухова, Н. Н. Андреева, О. И. Борисова основой репертуара определяют «смысл и содержание музыкального образа, его бытийную значимость» [8, с. 213]. По мнению Н. Г. Столяровой вокально-образовательная деятельность только тогда может стать «эффективным средством формирования нравственных ценностей у младших школьников, если педагог подбирает песни, в содержании которых ярко представлены нравственные ценности (дружба, любовь к Родине, семье, добро и т. д.)» [6, с. 117].
Активная воспитательная деятельность по формированию патриотического сознания у детей дошкольного возраста средствами вокально-образовательной деятельности ведётся в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 19 «Антошка» города Белгорода. Наряду с реализацией образовательной программой дошкольного образования воспитанники МБДОУ д/с № 19 г. Белгорода имеют возможность получать дополнительное образование по разнообразным программам, в том числе обучение эстрадно-джазовому вокалу по ДООП «Голосок». Педагогами МБДОУ д/с № 19 г. Белгорода активно разрабатываются и реализуются программы воспитания гражданственности и патриотизма у детей, апробируются различные современные подходы и формы работы, средства и методы по формированию основ патриотичности. Важным условием в достижении качественных образовательных результатов в формировании идей патриотизма у детей дошкольного возраста является реализация педагогами МБДОУ д/с № 19 г. Белгорода авторской культурно-патриотической стратегии «Голос Родины». Стратегия разработана на основе требований ФГОС ДО, передового педагогического опыта, анализа специальных научных исследований и собственных результатов педагогической деятельности в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами вокально-образовательной деятельности.
Цели культурно-патриотической стратегии «Голос Родины»:
- Развитие у детей гражданской идентичности: чувство любви и преданности к Родине, гордость за свою страну и город.
- Формирование уважения к историческому и культурному наследию своей Родины»: эмоциональная привязанность к Родному краю и значительным историческим событиям.
- Формирование морально-нравственных ценностей: доброта, милосердие, отзывчивость, долг и т. п.
- Развитие музыкальных способностей и художественного вкуса.
Основные этапы реализации культурно-патриотической стратегии «Голос Родины»:
1. Формирование репертуара.
Репертуар для обучения включает:
- национальные песни: простые и известные русские народные песни разных жанров (колыбельные, потешки, песни о родине, природе, семье).
- песни современных авторов о патриотизме: современные детские песни, которые воспевают патриотические темы, исторические события и нашу Родину.
Песни, входящие в репертуар, должны быть интересными, доступными для восприятия и воспроизведения детьми.
2. Организация систематических занятий по обучению вокалу.
- учебные занятия: в процессе разучивания выбранных песен обучающиеся изучают основы вокального творчества;
- тематические занятия: в процессе разучивания песен репертуарного списка педагог рассказывает обучающимся о значении песен, об их историческом происхождении.
3. Создание патриотической атмосферы.
- тематическая предметно-пространственная развивающая среда: оформление тематических декорации и атрибутов (изображения символов страны и города, уголок памяти героев, исторические книги и т. д.) – всё то, что будет способствовать созданию патриотической атмосферы;
- детская инициатива: поддержка детской инициативы, проявляемой в процессе обучения (выбор обучающимся песни для разучивания, выбор тематических клипов для совместного просмотра, выбор образного решения песни и т. д.).
4. Вовлечение родителей в образовательную деятельность.
- гость группы: проведение мероприятий, на которые приглашаются родители обучающихся в качестве гостей, где являются активными участниками образовательного процесса. Родители могут продемонстрировать свои навыки и исполнить совместно с детьми патриотические песни.
- информационно-тематические консультации: информация для родителей о важности патриотического воспитания, рекомендации по музыкальному воспитанию дома.
5. Конкурсы и праздники.
- конкурсы, фестивали, праздничные мероприятия: участие в вокальных конкурсах патриотической направленности, где обучающиеся могут продемонстрировать своё мастерство, исполняя песни.
Культурно-патриотическая стратегия «Голос Родины» решает основные задачи патриотического воспитания и способствует комфортному восприятию патриотизма через вокально-образовательную деятельность, что позволяет обучающимися осознанно понимать свою связь с родной страной, её культурой, историей. Поэтому концепции патриотизма воспринимаются детьми как часть их жизни, а не как навязанная им обязанность.