Главная
АИ #33 (215)
Статьи журнала АИ #33 (215)
Профессиональное образование в России: структура, подходы и перспективы развития

Профессиональное образование в России: структура, подходы и перспективы развития

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

профессиональное образование
компетенции
среднее профессиональное образование
высшее профессиональное образование
дополнительное профессиональное образование
повышение квалификации
профпереподготовка

Аннотация статьи

В статье рассматривается профессиональное образование как процесс освоения конкретных навыков, знаний и умений, необходимых для выполнения определённых трудовых функций. Описываются структура и виды профессионального образования в России: среднее профессиональное образование (колледжи и техникумы) и высшее профессиональное образование (институты, университеты и академии).

Текст статьи

Профессиональное образование – это процесс освоения конкретных навыков, знаний и умений (компетенций, как сейчас принято говорить), необходимых для выполнения определенных трудовых функций, свойственных выбранной профессии или специальности.

Если проще, профессиональное образование – это получение профессии, а профессия – род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Структура профобразования в РФ делится на два вида.

Среднее профессиональное образование (СПО)

Его получают в колледжах и техникумах. Большинство из них не проводят вступительные испытания и набирают студентов на основании результатов ЕГЭ. Обучение длится от 2 до 4 лет (учебная программа для тех, кто поступает после 9 класса, – более длительная, чем для выпускников 11 класса).

СПО позволяет освоить базовые профессии, такие как повар, парикмахер, косметолог, слесарь, автомеханик, графический дизайнер, системный администратор. Такая учёба – отличный вариант для тех, кто хочет быстрее получить специальность и выйти на работу. К примеру, те, кто после 9 класса идут в колледж на двухлетнюю программу обучения, начнут строить карьеру в то время, как выпускники 11 класса только поступят на первый курс вуза.

Высшее профессиональное образование

Его получают в институтах, университетах и академиях. Они дают более серьёзную профессиональную подготовку, поэтому обучение в таких вузах длится 4–4,5 года. Поступление в вуз проходит на основе вступительных испытаний, а учебная программа включает не только большее число аудиторных занятий (лекции и семинары), но и получение практического опыта (преддипломная практика).

В Российской Федерации действует Болонская система, согласно которой студенты могут получить степень бакалавра (4 года), а затем поступить на магистра (ещё 2 года). Некоторые вузы сохранили и 5-летние программы специалитета.

Многие вузовские специальности совпадают с профессиями, которым учат в колледжах (например, бухгалтер, менеджер, программист). Однако в таких сферах как педагогика, медицина, высокие технологии и т. д. для работы зачастую необходимо именно высшее образование (хирург, учитель, оператор АЭС, адвокат). К тому же «вышка», как правило, открывает перед выпускником дорогу к более высокооплачиваемым должностям в престижных компаниях.

Дополнительное профессиональное образование

Это третий уровень в российской системе образования. Он предназначен для тех, кто уже получил профобразование, но хочет:

  • Повысить квалификацию, получив более глубокие знания и навыки в своей области.
  • Пройти профпереподготовку, освоив новую специальность (по статистике, 67% россиян на том или ином этапе своей жизни уходят в другую профессию).

Дополнительное профобразование часто получают заочно или удалённо, чтобы не отрываться от текущей работы. Образовательная система построена так, чтобы можно было на протяжении всей жизни получать новые знания, открывая для себя более широкие карьерные возможности.

Основой профессиональных образовательных программ является федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования с учетом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ и Приказа Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Сегодня компетентностный подход является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, который создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения его соответствия запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника. Новые подходы к стандартизации в профессиональном образовании, основанные на принципе описания результатов обучения «на выходе», ведут к большей автономии образовательных организаций, ориентации их на обеспечение практикоориентированности образовательного процесса, акцентировании внимания на обучении способам деятельности. Методика разработки образовательных стандартов, образовательных программ, оценочных средств подразумевает использование общих правил (принципов) командности, итерационности работы, модульности и междисциплинарности при построении образовательного процесса, относительной автономности и сертифицируемости профессиональных модулей; независимости оценивания результатов образования, соблюдение правил малых чисел и стилистического единства формулировок видов деятельности и компетенций, показателей и критериев оценивания.

Для формирования основной профессиональной образовательной программы СПО необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту СПО и постоянное обновление программы.
  2. Модульное построение программы.
  3. Синхронизация изучения теории и практики.
  4. Командный и итерационный характер разработки ОПОП.

Разработку ОПОП целесообразно начинать с анализа требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по соответствующей профессии/специальности среднего профессионального образования (СПО), который включает в себя определенные требования:

  1. К структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. К условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. К результатам освоения основных образовательных программ.

Главной и новой единицей структуры основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями стандартов стал профессиональный модуль.

Модульное построение образовательного процесса имеет определенные преимущества, среди которых:

  • возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований к работнику вследствие изменений в технологиях и организации труда;
  • возможность индивидуализации обучения для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей (и перехода к системе зачетных единиц в обучении);
  • возможность применения одних и тех же модулей в качестве элементов сразу нескольких учебных программ.

Профессиональные модули (ПМ) состоят из междисциплинарных курсов (МДК), включающих теоретическую и практическую подготовку, и обязательной учебной и/или производственной практики (практики по профилю специальности). Что позволяет построить образовательный процесс так, что изучаемая в рамках МДК информация тут же будет применяться на практике. Такой подход к обучению способствует развитию учебной мотивации обучающегося (он ясно представляет себе назначение каждого элемента содержания обучения и их взаимосвязь), создает условия для формирования готовности применять полученные умения и знания для успешного решения профессиональных задач, т. е. овладения общими и профессиональными компетенциями.

Следует отметить, что особенность ОПОП СПО, составленных на основе модульно-компетентностного подхода, состоит в переносе дидактических единиц, непосредственно необходимых для освоения того или иного вида профессиональной деятельности, в ПМ. При этом возникает возможность независимой оценки по каждому модулю, что демонстрирует или подтверждает то, что обучающиеся освоили требуемые компетенции.

Также профессиональный модуль имеет теоретическую часть, которая носит междисциплинарный характер, обеспечивающий интеграцию теоретических сведений разных дисциплин, предметных областей, необходимых для решения профессиональных задач.

Командная разработка ОПОП подразумевает согласованность действий всего педагогического коллектива образовательной организации, а также ее тесное взаимодействие с социальными партнерами, представителями работодателей. Разработка ОПОП в обязательном порядке должна включать специалистов-разработчиков рабочих материалов по всем профессиональным модулям (ПМ) и учебным дисциплинам (УД), а также общеобразовательным предметам (при подготовке на базе основного общего образования). Все разработанные материалы должны пройти экспертизу и быть согласованы с представителями образовательного сообщества (самой образовательной организации, других образовательных организаций), а рабочие программы профессиональных модулей и средства оценки получаемой квалификации также и с представителями работодателей.

Список литературы

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ и Приказа Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
  2. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Рыкова Е.А., Факторович А.А. Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО (методические рекомендации) – М.: ФИРО, 2014. – 67 с.

Поделиться

Каралкина М. В. Профессиональное образование в России: структура, подходы и перспективы развития // Актуальные исследования. 2024. №33 (215). С. 31-33. URL: https://apni.ru/article/9913-professionalnoe-obrazovanie-v-rossii-struktura-podhody-i-perspektivy-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января