Особенности внебюджетной деятельности для бюджетных учреждений
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (15), июнь '20

Особенности внебюджетной деятельности для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения по критерию своей организационно-правовой формы создаются в целях осуществления функций некоммерческого характера, которые получают финансирование из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов. Однако в настоящее время осталось не так много бюджетных учреждений, которые функционируют только за счет бюджетного финансирования и не получают прибыли от внебюджетной деятельности. Это связано с тем, что значительное недофинансирование получателей бюджетных средств, вынуждает руководителей учреждений искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Средства, полученные от внебюджетной деятельности, могут позволить решить бюджетному учреждению многие социальные вопросы, связанные с улучшением условий труда и отдыха персонала, а также своевременно обновить изношенные объекты основных средств.

Аннотация статьи
доходы
внебюджетная деятельность
бюджетное учреждение
устав
налог на прибыль
Ключевые слова

Большая часть бюджетных учреждений в настоящее время имеет достаточно ограниченные возможности привлечения средств.

Организации, финансируемые из бюджета, кроме бюджетных средств могут иметь в своем распоряжении средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные). По этим средствам ежегодно составляются и утверждаются сметы доходов и расходов одновременно со сметами по бюджету.

Бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход, например учреждениям здравоохранения и образования. Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ).

Разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собственника его имущества), такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности ранее учреждению необходимо было открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следовало обособленно учитывать операции по такой деятельности.

Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Если коммерческая деятельность будет наносить ущерб уставной деятельности, то учредитель (орган местного самоуправления) имеет право ее приостановить до решения суда по этому вопросу.

В большинстве бюджетных учреждений здравоохранения и образования внебюджетные доходы составляют 5-15 % от совокупных доходов, в социальной сфере – еще меньше, и только в отдельных учреждениях культуры эта цифра может достигать 80 %. Источником внебюджетных средств бюджетных учреждений является в первую очередь оказание населению дополнительных платных услуг, а также оказание услуг организациям.

Существует несколько подгрупп внебюджетных источников финансирования:

  • целевые средства и безвозмездные поступления;
  • средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
  • средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;
  • средства, полученные от предпринимательской деятельности.

Каждый вид, перечисленный выше, перечисляется на лицевой счет, который открыт в казначействе.

К дополнительным способам получения средств с использованием различных видов предпринимательской деятельности относятся:

  • оказание платных услуг (прописано в уставе учреждения);
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • получение дохода от распоряжения имуществом, которое было приобретено за счет внебюджетных средств и другие.

Благодаря полученным средствам от предпринимательской деятельности бюджетное учреждение может решать вопросы по улучшению условий труда работников учреждения, а также производственные проблемы.

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам ст. 321.1 НК РФ. Эти правила обязывают вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской деятельности.

Текст статьи
  1. Долматова Е.В. Внебюджетные средства: проблемы их получения и использования бюджетными организациями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vnebyudzhetnye-sredstva-problemy-ih-polucheniya-i-ispolzovaniya-byudzhetnymi-organizatsiyami
  2. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Романова, Д. А. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений / Д. А. Романова, Н. Ф. Колесник. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - С. 544-546. - URL: https://moluch.ru/archive/61/9196/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 11 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля