Главная
АИ #33 (215)
Статьи журнала АИ #33 (215)
Народные подвижные игры и методика их использования

Народные подвижные игры и методика их использования

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

народные игры
подвижные игры
развитие детей
воспитание
традиции
история
фольклор
педагогика
детский сад
игровая деятельность
игровые методики

Аннотация статьи

Статья посвящена значению народных подвижных игр в воспитании и развитии детей. В ней рассматриваются особенности народных игр, их влияние на формирование двигательных навыков и личности ребёнка. Автор ставит задачи повышения уровня знаний о народных играх, создания условий для их организации и стимулирования интереса детей к таким играм.

Текст статьи

Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Особое значение имеют народные подвижные игры, формирующие основные двигательные навыки, положительно влияющие на складывание личности подрастающего человека.

Не все народные игры знакомы новому поколению педагогов, а также методика их проведения. Так же эффективному использованию народных подвижных игр мешает и недостаточное количество пособий для их организации.

Исходя из этого, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • повысить уровень своих знаний о народных подвижных играх и методике их использования;
  • создать в группе необходимые условия для организации народных подвижных игр с детьми;
  • вызвать у детей интерес к народным играм, научить самостоятельно их организовывать.

Расширить и систематизировать знания о народных играх, понять их значение для всестороннего воспитания детей, определить способы их использования помогло изучение новейшей методической, а также специальной литературы, посвященной истории подвижных игр.

Также нужно уделить особое внимание условиям для проведения игр: с этой целью переработать игровой уголок, продумать его эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала. Для решения задач по возможности шире использовать элементы народного творчества (например, плоскостную и расписную лошадку, в седло которой можно поместить необходимые для народных игр атрибуты: флажки, шапочки, ленточки, платочки).

Знакомство детей с подвижными народными играми начинается в средней группе.

Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, рассказать им, каким народом она была создана.

Хотелось бы отметить тот факт, что детям непросто передать характерные для некоторых животных движения. Для этого необходимо побольше, рассказать о повадках животных-персонажах игр, «Лиса в курятнике», «заяц и волк» и т. д. Чтение вслух сказок, народных потешек, вместе с детьми рассматривать картины и иллюстрации, смотреть диафильмы и т. д. Наблюдение за тем, как играют дети старших групп, проведения вечеров народных подвижных игр. Вместе с детьми мастерить все необходимые атрибуты: клеить, вырезать, раскрашивать.

В старшей группе разучивается с детьми игры, рассказывается о разных народах, населяющих нашу страну, знакомство с историей этих народов.

Народные подвижные игры выбираются в соответствии с теми задачами по физическому развитию, над которыми работали в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач. Так, после знакомства с русской народной игрой «Бабки», киргизскую народную игру «Ордо», затем дети начали осваивать игру «Городки». Во всех играх можно использовать биту, и все они способствуют совершенствование метания. Содержание же игр разное, поэтому интерес к ним у детей не притупляется.

Характерно, что некоторые игры организуются по инициативе самих детей.

Знакомство с народными играми расширяет кругозор детей, обогащает их словарь.

Интерес к народным играм формируется постепенно, поэтому целесообразно использовать самые разнообразные формы и приемы обучения детей.

Активное использование подвижных народных игр способствует углублению знаний детей о народах нашей страны, их традициях и быте.

Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории, у них появляется желание узнать больше о людях других национальностей. Участие в народных играх воспитывает у детей чувство коллективизма.

Русские народные игры для детей среднего возраста (4–5 лет)

«Жаворонок»

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем. Все говорят:

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.

«Скакалка»

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку. Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.

Русские народные игры для детей старшего возраста (5-6лет)

«Заря – Заряница»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: яркая лента.

Описание: Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Русская народная игра «Лягушки на болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине – болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Играющие ходят по игровой площадке – собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в сто­роне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,
Тебя кони стопчут»

несколько игроков произносят:

«А я коней не боюсь,
По дороге прокачусь!»

И начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Поделиться

Макаренко А. Н. Народные подвижные игры и методика их использования // Актуальные исследования. 2024. №33 (215). С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/9924-narodnye-podvizhnye-igry-i-metodika-ih-ispolzovaniya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября