В настоящее время процесс воспитания детей дошкольного возраста ориентирует педагогов на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределенности, стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но и прежде всего и как будущее.
К сожалению, за последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей и понятий, в том числе и в работе с дошкольниками. Существующие подходы по внедрению в дошкольное образование социокультурных, духовно-нравственных ценностей не всегда способствуют полноценному формированию у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурному наследию.
Однако, в настоящее время, в дошкольном образовании определены перспективы в повышении качественного подхода к организации воспитательной функции; активно происходит поиск новых форм и методов образовательной деятельности, направленной на обогащение и совершенствование нравственно-патриотического опыта ребенка-дошкольника с привлечением родительской общественности.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» определяет воспитание и проектирование воспитательной деятельности в образовательной организации как приоритет современного российского образования. Современная государственная политика в сфере образования основывается на принципах воспитания трудолюбия, ответственности, гражданственности, патриотизма, любви к Родине, семье, к окружающей природе [2, с. 202-205].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
По мнению современных специалистов-практиков, учёных, занимающихся проблемами в области семьи (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лавицкая, Т. А. Макарова и др.), семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности; семья для ребенка источник общественного опыта, в семье происходит его социальное рождение и развитие [3]. Главная роль в воспитании отводится семье, в первую очередь родители несут ответственность за воспитание ребенка. Признание приоритета семьи требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Разностороннее конструктивное взаимодействие детского сада и семьи, является важным направлением деятельности ДОУ, а также неоспоримым условием развития социально-педагогической системы детского сада.
Учитывая, что, ведущую роль в духовно-нравственном становлении ребенка дошкольника играет семья, где взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка, педагоги наметили целенаправленную работу по интеграции духовно-нравственного компонента в образовательное пространство ДОУ и семьи.
Проанализировав пути взаимодействия с родителями (законными представителями), педагоги пришли к выводу о том, что в работе, в основном преобладают традиционные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, беседы. В связи с этим педагоги, на ряду с консультативной помощью семьям, определили для себя и новые направления работы с родителями по моделированию воспитательной среды «Детский сад – семья», которые строятся на принципах интеграции, ценностного подхода и единства, способствующих взаимному сотрудничеству с семьёй в процессе формирования важных воспитательных функций ребёнка. Основные задачи направлены непосредственно на запросы и потребности родителей; повышение психологической компетентности, привлечение к разнообразным формам совместного сотрудничества, способности правильного выбора развития ребёнка в соответствии его желаний, интересов, индивидуальных возможностей.
С целью привлечения родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания, в планирование работы с семьёй в дошкольном образовательном учреждении были включены ряд нетрадиционных мероприятий: различные мониторинги, совместные праздники, дистанционные диспуты, онлайн-консультирование, тематические встречи, выставки, акции, педагогические гостиные, которые проводятся в форме мастер-классов, семинаров, круглого стола с приглашением специалистов. Активная интеграция коммуникационных технологий в образовательное пространство ДОУ, как показывает практика, способствует активному взаимодействию детского сада и семьи в социальных сетях: виртуальные консультации психологов, специалистов, педагогических работников; родительские форумы на интернет-сайте ДОО, посвящённые обсуждению актуальных и острых проблем воспитания, групповые чаты и др.
В качестве инновационной технологии взаимодействия дошкольной организации с родителями, позволяющей формировать у воспитанников духовно-нравственные качества личности: добродетель, милосердие, сострадание, умение работать в коллективе, чувство ответственности, активность, организованность, педагоги разработали совместные акции с родителями. Большую популярность среди детей и родителей получили социально-значимые акции: «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Письмо солдату», «Чистый двор», «Патриоты».
Такие акции – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
В процессе проведения таких акций дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают колоссальный социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проанализировав работу в данном направлении, педагоги пришли к выводу о том, что проведение социальных акций в детском саду – это интересная, увлекательная, результативная, эмоционально позитивная форма организации работы, которая позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка [4].
В практике педагогов широкое распространение получило и волонтёрское движение. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления, выполняя разнообразные поручения, общаясь и помогая младшим дошколятам, дети-волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Волонтерство, как технология эффективной социализации, поддерживает у воспитанников самостоятельность и инициативу, направлено на: создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Проанализировав литературу, опыт других педагогов в данном направлении, педагоги пришли к выводу о том, что волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей) может влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств; гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Таким образом, в дошкольном учреждении было создано детское волонтерское движение «Движение первых», для которого были созданы условия для пробуждения детской инициативы, элементарной самостоятельности, желания совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания дошкольников является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование экологической культуры воспитанников. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Очень важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению.
Именно поэтому, действующий в ДОУ экологический отряд «Эколята» несет важную функцию получения экологических знаний у детей дошкольного возраста, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов, участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх и акциях. Результатом работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников можно считать формирование высокого уровня экологической культуры и сознания, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности. Если ребята проявляют интерес к охране природе, не проходят мимо, не являются бездушными свидетелями загрязнений природы, следят за благоустройством территории детского сада, привлекают внимание родителей, воспитателей, друзей к экологическим проблемам города, то значит, работу экоотряда можно считать положительной.
Духовно-нравственное воспитание предполагает организацию благоприятных условий для воспитания у дошкольников привычек и навыков культурного поведения, отношения к внешнему миру, к людям, ответственность за порученное дело, как деятельность, направленная на формирование духовного мира человека, гармонию со своим внутренним миром. В этом, по мнению педагогов, и заключаются точки соприкосновения в формировании экологической культуры и духовно-нравственным воспитанием.
В широком смысле духовно-нравственное воспитание является составной частью формирования, как общей культуры дошкольника, так и экологической культуры, в частности. Духовно-нравственное воспитание должно стать стратегическим, интеллектуальным ресурсом общества и всего государства.
Педагоги целенаправленно осуществляют интеграцию духовно-нравственных компонентов в образовательное пространство ДОУ, как в ходе всего образовательного процесса, так и в ходе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой, в ходе экскурсий, участия в акциях, где дети переживали различные эмоциональные состояния, знакомились с опытом сверстников. Таким образом, через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности – забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) – ответственность за результаты воспитания своих детей.
Социальные изменения в общественной жизни сделали ребёнка объектом пристального внимания, и современный детский сад должен стать не столько транслятором знаний, сколько школой социального действия, в которой идёт ежедневная совместная работа детей и взрослых. Сегодня, когда возродился интерес к воспитанию и осознается его особая роль в современном обществе, уже недостаточно говорить о необходимости поставить в центр воспитательного процесса личность. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно.
Проанализировав работу в данном направлении, педагоги пришли к однозначному выводу о том, что, продолжая развивать воспитательные системы необходимо направить усилия на поиск новых вопросов создания воспитательного пространства «Детский сад – семья», которое выступает как успешный фактор социально-значимой деятельности в работе с дошкольниками.
Детский сад и семья – это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И, конечно же, только в тесном взаимодействии друг с другом, они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в окружающий мир.