Главная
Конференции
Социальные проблемы и устойчивое развитие: роль науки и инноваций в решении глобальных вызовов
Интеграция духовно-нравственного компонента в образовательное пространство детск...

Интеграция духовно-нравственного компонента в образовательное пространство детского сада и семьи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

воспитывающая среда
интеграция
духовно-нравственное воспитание
волонтерское движение
образовательный процесс
социально-значимые акции

Аннотация статьи

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в современной системе образования. Сделан акцент на интеграцию воспитательного компонента в образовательное пространство ДОУ и семьи. В статье рассмотрена ключевая роль семьи, которая является традиционно главным институтом воспитания. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Установление тесной связи с семьей одна из приоритетных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Текст статьи

В настоящее время процесс воспитания детей дошкольного возраста ориентирует педагогов на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределенности, стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но и прежде всего и как будущее.

К сожалению, за последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей и понятий, в том числе и в работе с дошкольниками. Существующие подходы по внедрению в дошкольное образование социокультурных, духовно-нравственных ценностей не всегда способствуют полноценному формированию у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурному наследию.

Однако, в настоящее время, в дошкольном образовании определены перспективы в повышении качественного подхода к организации воспитательной функции; активно происходит поиск новых форм и методов образовательной деятельности, направленной на обогащение и совершенствование нравственно-патриотического опыта ребенка-дошкольника с привлечением родительской общественности.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» определяет воспитание и проектирование воспитательной деятельности в образовательной организации как приоритет современного российского образования. Современная государственная политика в сфере образования основывается на принципах воспитания трудолюбия, ответственности, гражданственности, патриотизма, любви к Родине, семье, к окружающей природе [2, с. 202-205].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.

По мнению современных специалистов-практиков, учёных, занимающихся проблемами в области семьи (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лавицкая, Т. А. Макарова и др.), семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности; семья для ребенка источник общественного опыта, в семье происходит его социальное рождение и развитие [3]. Главная роль в воспитании отводится семье, в первую очередь родители несут ответственность за воспитание ребенка. Признание приоритета семьи требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Разностороннее конструктивное взаимодействие детского сада и семьи, является важным направлением деятельности ДОУ, а также неоспоримым условием развития социально-педагогической системы детского сада.

Учитывая, что, ведущую роль в духовно-нравственном становлении ребенка дошкольника играет семья, где взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка, педагоги наметили целенаправленную работу по интеграции духовно-нравственного компонента в образовательное пространство ДОУ и семьи.

Проанализировав пути взаимодействия с родителями (законными представителями), педагоги пришли к выводу о том, что в работе, в основном преобладают традиционные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, беседы. В связи с этим педагоги, на ряду с консультативной помощью семьям, определили для себя и новые направления работы с родителями по моделированию воспитательной среды «Детский сад – семья», которые строятся на принципах интеграции, ценностного подхода и единства, способствующих взаимному сотрудничеству с семьёй в процессе формирования важных воспитательных функций ребёнка. Основные задачи направлены непосредственно на запросы и потребности родителей; повышение психологической компетентности, привлечение к разнообразным формам совместного сотрудничества, способности правильного выбора развития ребёнка в соответствии его желаний, интересов, индивидуальных возможностей.

С целью привлечения родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания, в планирование работы с семьёй в дошкольном образовательном учреждении были включены ряд нетрадиционных мероприятий: различные мониторинги, совместные праздники, дистанционные диспуты, онлайн-консультирование, тематические встречи, выставки, акции, педагогические гостиные, которые проводятся в форме мастер-классов, семинаров, круглого стола с приглашением специалистов. Активная интеграция коммуникационных технологий в образовательное пространство ДОУ, как показывает практика, способствует активному взаимодействию детского сада и семьи в социальных сетях: виртуальные консультации психологов, специалистов, педагогических работников; родительские форумы на интернет-сайте ДОО, посвящённые обсуждению актуальных и острых проблем воспитания, групповые чаты и др.

В качестве инновационной технологии взаимодействия дошкольной организации с родителями, позволяющей формировать у воспитанников духовно-нравственные качества личности: добродетель, милосердие, сострадание, умение работать в коллективе, чувство ответственности, активность, организованность, педагоги разработали совместные акции с родителями. Большую популярность среди детей и родителей получили социально-значимые акции: «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Письмо солдату», «Чистый двор», «Патриоты».

Такие акции – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.

В процессе проведения таких акций дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают колоссальный социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проанализировав работу в данном направлении, педагоги пришли к выводу о том, что проведение социальных акций в детском саду – это интересная, увлекательная, результативная, эмоционально позитивная форма организации работы, которая позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка [4].

В практике педагогов широкое распространение получило и волонтёрское движение. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления, выполняя разнообразные поручения, общаясь и помогая младшим дошколятам, дети-волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Волонтерство, как технология эффективной социализации, поддерживает у воспитанников самостоятельность и инициативу, направлено на: создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Проанализировав литературу, опыт других педагогов в данном направлении, педагоги пришли к выводу о том, что волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей) может влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств; гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Таким образом, в дошкольном учреждении было создано детское волонтерское движение «Движение первых», для которого были созданы условия для пробуждения детской инициативы, элементарной самостоятельности, желания совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания дошкольников является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование экологической культуры воспитанников. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Очень важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению.

Именно поэтому, действующий в ДОУ экологический отряд «Эколята» несет важную функцию получения экологических знаний у детей дошкольного возраста, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов, участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх и акциях. Результатом работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников можно считать формирование высокого уровня экологической культуры и сознания, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности. Если ребята проявляют интерес к охране природе, не проходят мимо, не являются бездушными свидетелями загрязнений природы, следят за благоустройством территории детского сада, привлекают внимание родителей, воспитателей, друзей к экологическим проблемам города, то значит, работу экоотряда можно считать положительной. 

Духовно-нравственное воспитание предполагает организацию благоприятных условий для воспитания у дошкольников привычек и навыков культурного поведения, отношения к внешнему миру, к людям, ответственность за порученное дело, как деятельность, направленная на формирование духовного мира человека, гармонию со своим внутренним миром. В этом, по мнению педагогов, и заключаются точки соприкосновения в формировании экологической культуры и духовно-нравственным воспитанием.

В широком смысле духовно-нравственное воспитание является составной частью формирования, как общей культуры дошкольника, так и экологической культуры, в частности. Духовно-нравственное воспитание должно стать стратегическим, интеллектуальным ресурсом общества и всего государства.

Педагоги целенаправленно осуществляют интеграцию духовно-нравственных компонентов в образовательное пространство ДОУ, как в ходе всего образовательного процесса, так и в ходе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой, в ходе экскурсий, участия в акциях, где дети переживали различные эмоциональные состояния, знакомились с опытом сверстников. Таким образом, через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности – забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) – ответственность за результаты воспитания своих детей.

Социальные изменения в общественной жизни сделали ребёнка объектом пристального внимания, и современный детский сад должен стать не столько транслятором знаний, сколько школой социального действия, в которой идёт ежедневная совместная работа детей и взрослых. Сегодня, когда возродился интерес к воспитанию и осознается его особая роль в современном обществе, уже недостаточно говорить о необходимости поставить в центр воспитательного процесса личность. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно.

Проанализировав работу в данном направлении, педагоги пришли к однозначному выводу о том, что, продолжая развивать воспитательные системы необходимо направить усилия на поиск новых вопросов создания воспитательного пространства «Детский сад – семья», которое выступает как успешный фактор социально-значимой деятельности в работе с дошкольниками.

Детский сад и семья – это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И, конечно же, только в тесном взаимодействии друг с другом, они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в окружающий мир.

Список литературы

  1. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. ‒ 2019. ‒ № 3-3 (43). ‒ С. 13-14.
  2. Алюбаева Г.Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России / Г.Н. Алюбаева // Молодой ученый. ‒ 2022. ‒ № 23 (418). ‒ С. 202-205.
  3. Бацкалева В.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие / В.В. Бацкалёва, И.В. Забегайлова; под ред. С.Ю. Дивногорцевой. – М.: ПСТГУ, 2021. – 192 с.
  4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Рос. акад. образования. ‒ М.: Просвещение, 2009. ‒ 29 с.

Поделиться

127

Ползикова О. В., Ботвиньева Л. В. Интеграция духовно-нравственного компонента в образовательное пространство детского сада и семьи // Социальные проблемы и устойчивое развитие: роль науки и инноваций в решении глобальных вызовов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 августа 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/9934-integraciya-duhovno-nravstvennogo-komponenta-v-obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-i-semi

Похожие статьи

Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября