Главная
АИ #12 (15)
Статьи журнала АИ #12 (15)
Информационные технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Информационные технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор(-ы):

Баран Виктор Иванович

Афанасьева Полина Александровна

Секция

Информационные технологии, телекоммуникации

Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство
информационные системы
услуги ЖКХ
деятельность субъектов ЖКХ
ЖКХ

Аннотация статьи

Статья посвящена обзору информационных систем, позволяющих осуществлять контроль над деятельностью субъектов ЖКХ. Рассмотрены вопросы актуальности применения информационных технологий.

Текст статьи

Использование информационных технологий является одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на деятельность человека. Одной из важных сфер, в которых информационные технологии занимают особое место, является сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Жилищно-коммунальное хозяйство – это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, зданий, населенных пунктов. ЖКХ создает удобства и комфорт проживания граждан путем предоставления широкого спектра коммунальных и жилищных услуг.

В современное время ЖКХ представляет собой сложный производственно-технический комплекс, в состав которого входят:

  • жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
  • коммунальная энергетика;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • внешнее благоустройство.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства включает в себя:

  • Водопровод (устранение протечек водопроводных труб, систем очистки воды);
  • Канализация (отведение сточных вод);
  • Капитальный ремонт зданий;
  • Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем;
  • Теплоснабжение (обеспечение поставки населению горячей воды и тепла, обеспечение работ котельных и ТЭЦ);
  • Сбор, вывоз и утилизация мусора;
  • Благоустройство и содержание придомовых территорий;
  • Электроснабжение.

ЖКХ является одной из основных отраслей экономики, оказывает большое влияние на жизнедеятельность общества. Важнейшими характеристиками обеспечения стабильности и устойчивости развития национальной экономики, влияющей на качество и уровень жизни населения, является стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса.

Однако, неэффективная система управления, высокие затраты на оказание жилищных и коммунальных услуг, некачественное предоставление вышеупомянутых услуг – все это ведет к кризисному состоянию сферы ЖКХ. Среди множества проблем, которые требуют срочного решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, видное место занимает достоверность и доступность информации. А именно, сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, актуальная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ и инженерных коммуникаций, о ценах и тарифах на услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» [6].

В современном мире многие жители выражают желание иметь возможность удобно общаться с управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, руководством ассоциаций домовладельцев и главами муниципалитетов. Это желание обусловлено тем, что люди недовольны как работники жилищно-коммунального хозяйства относятся к своим обязанностям [1].

Чтобы защитить свои права, нужно правильно составить претензию и быть ознакомленным со многими федеральными законами, правилами и юридическими документами. Понимание всей бюрократической сети самостоятельно для рядовых жителей является сложным и энергозатратным. На помощь приходит Интернет, где можно найти всю необходимую информацию, получить образцы жалоб и заявлений, попросить совет от других пользователей сети, и при этом не выходя из дома.

На сайте РосЖКХ (roszkh.ru) можно найти необходимую информацию о работе государственных органов, занимающихся контролем жилищно-коммунального хозяйства. Используя удобную навигацию по сайту, легко можно получить всю необходимую информацию и выяснить, куда обратиться для решения той или иной проблемы. С помощью вышеописанного ресурса также есть возможность решать проблемы с ЖКХ на профессиональном уровне. Все, что нужно сделать, это выбрать проблему, ввести свои данные и отправить сформированную заявку. Там же можно следить за ходом решения проблемы [2]. Информацию о коммунальных платежах и субсидиях можно найти на сайте «Новые тарифы» (newtariffs.ru). С помощью этого информационного ресурса можно найти необходимые правовые документы [3]. Информационно-правовой портал «Гарант» (garant.ru) предлагает все виды документов, ГОСТов, правовых актов и федеральных законов [4].

Более полную информацию о конкретном регионе можно получить на специальных региональных порталах. Таким образом, например, жители Чувашской Республики могут ознакомиться с правовыми документами и законами, непосредственно касающимися работы жилищно-коммунального хозяйства в Чувашии, а также подать жалобу на информационном портале ЖКХ Чувашской Республики (jkh.cap.ru).

Портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики был создан по инициативе правительства Чувашской Республики и группы компаний «ИСЕРВ» для поддержки деятельности организаций, управляющих жилыми зданиями, и имеет следующие цели:

  • повысить прозрачность деятельности управляющих организаций как для граждан, так и для регулирующих органов;
  • согласование перечня информации, публикуемой управляющими организациями;
  • улучшить взаимодействие управляющих организаций с резидентами;
  • предоставить гражданам постоянный доступ к соответствующей информации о своем доме и секторе жилья в целом [5].

Таким образом внедрение информационных технологий необходимо для контроля работы ЖКХ и удобной работы с обращениями граждан. Информационная система помогает повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усиливает контроль за качеством работы сферы коммунального хозяйства.

Следует отметить, что информационные порталы были созданы для реализации информационной сферы жилищно-коммунального хозяйства, с помощью которого граждане имеют возможность комфортного общения с управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, руководством товариществ собственников жилья и руководителями муниципалитетов. Отстаивать свои права и контролировать качество предоставляемых им коммунальных и жилищных услуг.

Список литературы

1. Горбачев, Д. В. Обзор современных информационных технологий автоматизации деятельности в сфере ЖКХ / Д. В. Горбачев, Э. Г. Хакимова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 13 (93). – С. 33-35. – URL: https://moluch.ru/archive/93/20566/ (дата обращения: 29.06.2020).

2. «РосЖКХ» – проект Фонда борьбы с коррупцией, созданный для решения коммунальных проблем. – https://www.roszkh.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

3. Тарифы. Народная Служба Тарифов - НСТ: новые тарифы на электроэнергию, цены на газ, тепло – https://www.newtariffs.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

4. «Гарант» – информативно-правовой портал – https://www.garant.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

5. Портал ЖКХ Чувашии – http://www.jkh.cap.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010г №102-р Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 гг.».

Поделиться

5378

Баран В. И., Афанасьева П. А. Информационные технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные исследования. 2020. №12 (15). С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/994-informatsionnie-tekhnologii-v-sfere-zhilishchn

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии, телекоммуникации»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля