Использование информационных технологий является одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на деятельность человека. Одной из важных сфер, в которых информационные технологии занимают особое место, является сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Жилищно-коммунальное хозяйство – это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, зданий, населенных пунктов. ЖКХ создает удобства и комфорт проживания граждан путем предоставления широкого спектра коммунальных и жилищных услуг.
В современное время ЖКХ представляет собой сложный производственно-технический комплекс, в состав которого входят:
- жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
- коммунальная энергетика;
- водоснабжение и водоотведение;
- внешнее благоустройство.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства включает в себя:
- Водопровод (устранение протечек водопроводных труб, систем очистки воды);
- Канализация (отведение сточных вод);
- Капитальный ремонт зданий;
- Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем;
- Теплоснабжение (обеспечение поставки населению горячей воды и тепла, обеспечение работ котельных и ТЭЦ);
- Сбор, вывоз и утилизация мусора;
- Благоустройство и содержание придомовых территорий;
- Электроснабжение.
ЖКХ является одной из основных отраслей экономики, оказывает большое влияние на жизнедеятельность общества. Важнейшими характеристиками обеспечения стабильности и устойчивости развития национальной экономики, влияющей на качество и уровень жизни населения, является стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса.
Однако, неэффективная система управления, высокие затраты на оказание жилищных и коммунальных услуг, некачественное предоставление вышеупомянутых услуг – все это ведет к кризисному состоянию сферы ЖКХ. Среди множества проблем, которые требуют срочного решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, видное место занимает достоверность и доступность информации. А именно, сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, актуальная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ и инженерных коммуникаций, о ценах и тарифах на услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» [6].
В современном мире многие жители выражают желание иметь возможность удобно общаться с управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, руководством ассоциаций домовладельцев и главами муниципалитетов. Это желание обусловлено тем, что люди недовольны как работники жилищно-коммунального хозяйства относятся к своим обязанностям [1].
Чтобы защитить свои права, нужно правильно составить претензию и быть ознакомленным со многими федеральными законами, правилами и юридическими документами. Понимание всей бюрократической сети самостоятельно для рядовых жителей является сложным и энергозатратным. На помощь приходит Интернет, где можно найти всю необходимую информацию, получить образцы жалоб и заявлений, попросить совет от других пользователей сети, и при этом не выходя из дома.
На сайте РосЖКХ (roszkh.ru) можно найти необходимую информацию о работе государственных органов, занимающихся контролем жилищно-коммунального хозяйства. Используя удобную навигацию по сайту, легко можно получить всю необходимую информацию и выяснить, куда обратиться для решения той или иной проблемы. С помощью вышеописанного ресурса также есть возможность решать проблемы с ЖКХ на профессиональном уровне. Все, что нужно сделать, это выбрать проблему, ввести свои данные и отправить сформированную заявку. Там же можно следить за ходом решения проблемы [2]. Информацию о коммунальных платежах и субсидиях можно найти на сайте «Новые тарифы» (newtariffs.ru). С помощью этого информационного ресурса можно найти необходимые правовые документы [3]. Информационно-правовой портал «Гарант» (garant.ru) предлагает все виды документов, ГОСТов, правовых актов и федеральных законов [4].
Более полную информацию о конкретном регионе можно получить на специальных региональных порталах. Таким образом, например, жители Чувашской Республики могут ознакомиться с правовыми документами и законами, непосредственно касающимися работы жилищно-коммунального хозяйства в Чувашии, а также подать жалобу на информационном портале ЖКХ Чувашской Республики (jkh.cap.ru).
Портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики был создан по инициативе правительства Чувашской Республики и группы компаний «ИСЕРВ» для поддержки деятельности организаций, управляющих жилыми зданиями, и имеет следующие цели:
- повысить прозрачность деятельности управляющих организаций как для граждан, так и для регулирующих органов;
- согласование перечня информации, публикуемой управляющими организациями;
- улучшить взаимодействие управляющих организаций с резидентами;
- предоставить гражданам постоянный доступ к соответствующей информации о своем доме и секторе жилья в целом [5].
Таким образом внедрение информационных технологий необходимо для контроля работы ЖКХ и удобной работы с обращениями граждан. Информационная система помогает повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усиливает контроль за качеством работы сферы коммунального хозяйства.
Следует отметить, что информационные порталы были созданы для реализации информационной сферы жилищно-коммунального хозяйства, с помощью которого граждане имеют возможность комфортного общения с управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, руководством товариществ собственников жилья и руководителями муниципалитетов. Отстаивать свои права и контролировать качество предоставляемых им коммунальных и жилищных услуг.