Информационные технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (15), июнь '20

Информационные технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Статья посвящена обзору информационных систем, позволяющих осуществлять контроль над деятельностью субъектов ЖКХ. Рассмотрены вопросы актуальности применения информационных технологий.

Аннотация статьи
жилищно-коммунальное хозяйство
информационные системы
услуги ЖКХ
деятельность субъектов ЖКХ
ЖКХ
Ключевые слова

Использование информационных технологий является одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на деятельность человека. Одной из важных сфер, в которых информационные технологии занимают особое место, является сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Жилищно-коммунальное хозяйство – это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, зданий, населенных пунктов. ЖКХ создает удобства и комфорт проживания граждан путем предоставления широкого спектра коммунальных и жилищных услуг.

В современное время ЖКХ представляет собой сложный производственно-технический комплекс, в состав которого входят:

  • жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
  • коммунальная энергетика;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • внешнее благоустройство.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства включает в себя:

  • Водопровод (устранение протечек водопроводных труб, систем очистки воды);
  • Канализация (отведение сточных вод);
  • Капитальный ремонт зданий;
  • Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем;
  • Теплоснабжение (обеспечение поставки населению горячей воды и тепла, обеспечение работ котельных и ТЭЦ);
  • Сбор, вывоз и утилизация мусора;
  • Благоустройство и содержание придомовых территорий;
  • Электроснабжение.

ЖКХ является одной из основных отраслей экономики, оказывает большое влияние на жизнедеятельность общества. Важнейшими характеристиками обеспечения стабильности и устойчивости развития национальной экономики, влияющей на качество и уровень жизни населения, является стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса.

Однако, неэффективная система управления, высокие затраты на оказание жилищных и коммунальных услуг, некачественное предоставление вышеупомянутых услуг – все это ведет к кризисному состоянию сферы ЖКХ. Среди множества проблем, которые требуют срочного решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, видное место занимает достоверность и доступность информации. А именно, сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, актуальная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ и инженерных коммуникаций, о ценах и тарифах на услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» [6].

В современном мире многие жители выражают желание иметь возможность удобно общаться с управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, руководством ассоциаций домовладельцев и главами муниципалитетов. Это желание обусловлено тем, что люди недовольны как работники жилищно-коммунального хозяйства относятся к своим обязанностям [1].

Чтобы защитить свои права, нужно правильно составить претензию и быть ознакомленным со многими федеральными законами, правилами и юридическими документами. Понимание всей бюрократической сети самостоятельно для рядовых жителей является сложным и энергозатратным. На помощь приходит Интернет, где можно найти всю необходимую информацию, получить образцы жалоб и заявлений, попросить совет от других пользователей сети, и при этом не выходя из дома.

На сайте РосЖКХ (roszkh.ru) можно найти необходимую информацию о работе государственных органов, занимающихся контролем жилищно-коммунального хозяйства. Используя удобную навигацию по сайту, легко можно получить всю необходимую информацию и выяснить, куда обратиться для решения той или иной проблемы. С помощью вышеописанного ресурса также есть возможность решать проблемы с ЖКХ на профессиональном уровне. Все, что нужно сделать, это выбрать проблему, ввести свои данные и отправить сформированную заявку. Там же можно следить за ходом решения проблемы [2]. Информацию о коммунальных платежах и субсидиях можно найти на сайте «Новые тарифы» (newtariffs.ru). С помощью этого информационного ресурса можно найти необходимые правовые документы [3]. Информационно-правовой портал «Гарант» (garant.ru) предлагает все виды документов, ГОСТов, правовых актов и федеральных законов [4].

Более полную информацию о конкретном регионе можно получить на специальных региональных порталах. Таким образом, например, жители Чувашской Республики могут ознакомиться с правовыми документами и законами, непосредственно касающимися работы жилищно-коммунального хозяйства в Чувашии, а также подать жалобу на информационном портале ЖКХ Чувашской Республики (jkh.cap.ru).

Портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики был создан по инициативе правительства Чувашской Республики и группы компаний «ИСЕРВ» для поддержки деятельности организаций, управляющих жилыми зданиями, и имеет следующие цели:

  • повысить прозрачность деятельности управляющих организаций как для граждан, так и для регулирующих органов;
  • согласование перечня информации, публикуемой управляющими организациями;
  • улучшить взаимодействие управляющих организаций с резидентами;
  • предоставить гражданам постоянный доступ к соответствующей информации о своем доме и секторе жилья в целом [5].

Таким образом внедрение информационных технологий необходимо для контроля работы ЖКХ и удобной работы с обращениями граждан. Информационная система помогает повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усиливает контроль за качеством работы сферы коммунального хозяйства.

Следует отметить, что информационные порталы были созданы для реализации информационной сферы жилищно-коммунального хозяйства, с помощью которого граждане имеют возможность комфортного общения с управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, руководством товариществ собственников жилья и руководителями муниципалитетов. Отстаивать свои права и контролировать качество предоставляемых им коммунальных и жилищных услуг.

Текст статьи

1. Горбачев, Д. В. Обзор современных информационных технологий автоматизации деятельности в сфере ЖКХ / Д. В. Горбачев, Э. Г. Хакимова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 13 (93). – С. 33-35. – URL: https://moluch.ru/archive/93/20566/ (дата обращения: 29.06.2020).

2. «РосЖКХ» – проект Фонда борьбы с коррупцией, созданный для решения коммунальных проблем. – https://www.roszkh.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

3. Тарифы. Народная Служба Тарифов - НСТ: новые тарифы на электроэнергию, цены на газ, тепло – https://www.newtariffs.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

4. «Гарант» – информативно-правовой портал – https://www.garant.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

5. Портал ЖКХ Чувашии – http://www.jkh.cap.ru/ (дата обращения: 29.06.2020).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010г №102-р Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 гг.».

Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля