Актуальность проблемы развития стрессоустойчивости подростков «группы риска» и поиск путей предотвращения стрессов в учебном процессе возрастает по разным причинам. Среди причин, делающих этот вопрос актуальным, стоит выделить обострение возрастных кризисов в подростковом возрасте, которые проявляются в изменениях взаимоотношений с окружающими и реформировании собственного Я, а также в подростковой физиологической перестройке [4].
В контексте образовательной среды педагоги и психологи выделяют подростков, относимых к «группам риска». Для таких учащихся характерно поведенческое самовыражение, способное породить девиантное поведение [3].
Рассматривая структуру этой подгруппы подростков, следует подчеркнуть их уязвимость перед определённым спектром негативных воздействий, которыми они не в силах управлять автономно. Эти влияния осложняют эмоциональное созревание, умственное и физическое развитие, социализацию, зачастую провоцируя деструктивные модели поведения.
С подростками «группы риска» необходимо развивать стрессоустойчивость, чтобы ученики научились совладать с имеющимися стрессовыми факторами. Поэтому, данная работа с проблемными обучающимися является актуальной и значимой в образовательной организации [5, с. 45-48].
Работа педагога-психолога с подростками «группы риска» осуществляется через профилактическую и коррекционно-развивающую работу во внеурочное время. Профилактическая работа предполагает проведение разнообразных мероприятий (классные часы, беседы, дискуссии). Характер классных часов, бесед, дискуссий должен носить предупреждающий характер [2].
Учитывая актуальность развития стрессоустойчивости у подростков «группы риска», было проведено экспериментальное исследование со 123 обучающимися подросткового возраста.
Во время эксперимента использовались следующие психодиагностические методики: тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова, диагностика состояния стресса К Шрайнер, методика Ч. Д. Спилбергера выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю. Л. Ханиным).
По результатам констатирующей диагностики выяснилось, что среди 123-х респондентов у 20 учеников определены сложности с умением совладать со стрессовыми ситуациями. Данные показатели отражают то, что большинство респондентов подросткового возраста (103 человека) проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности, могут продуктивно взаимодействовать с окружающими. У обучающихся с низким уровнем стрессоустойчивости (20 человек) наблюдается повышенная тревожность, трудности совладения со стрессовыми ситуациями, поэтому, данные ученики определены в «группу риска».
После определения учеников «группы риска» нами была реализована психолого-педагогическая программа по развитию стрессоустойчивости «Ты все сможешь». Программа включала в себя 11 групповых занятий и одну индивидуальную консультацию с каждым участником. Основные направления психологического воздействия при реализации программы были следующими: повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности; устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; совершенствование саморегуляции; развитие навыка продуктивно решать конфликтные ситуации; расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности; снижение уровня тревожности; развитие самооценки обучающихся.
После апробации программы нами был проведен контрольный срез для определения эффективности проделанной работы. С результатами диагностики констатирующего эксперимента и контрольного среза по тесту на самооценку стрессоустойчивости личности Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова можно ознакомиться в таблице 1.
Таблица 1
Динамика формирующего эксперимента по изучению стрессоустойчивости подростков
Уровень стрессоустойчивости у подростков | Констатирующий эксперимент | Контрольный срез |
Высокий уровень | 0% | 25% |
Средний уровень | 0% | 65% |
Низкий уровень | 100% | 10% |
В таблице 1 наглядно представлено, что до формирующего эксперимента у экспериментальной группы не наблюдался высокий уровень стрессоустойчивости. Данный показатель характеризуется трудностями в преодолении сложных возникающих ситуаций. Подростки сильно переживали по поводу возникающих разногласий с окружающими, показывали слабые успехи в учебной деятельности и многочисленными пропусками школы.
После участия в программе «Ты все сможешь» высокий уровень стрессоустойчивости наблюдается у 25% подростков. Данный результат говорит о том, что у испытуемых улучшилось умение регенерировать и восстанавливать свои силы, справляться с переживаниями, проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние.
Средний уровень стрессоустойчивости, после апробации программы, стал проявляться у 65% подростков. До участия в программе данный показатель отсутствовал среди подростков. Средний уровень стрессоустойчивости говорит о том, что ученики могут справляться со стрессовыми ситуациями, переключаться на другую деятельность и организовать себе своевременный отдых, наполниться ресурсами для достижения результатов [6, с. 173-177]. Исключением могут быть периоды сильной загруженности или возникающие трудные ситуации.
Низкий уровень после проведения программы присутствует у 10% подростков. Данный показатель говорит о том, что ученикам трудно справиться с ежедневными возникающими ситуациями, требующими решительности и определения выбора. Подростки сильно переживают по поводу возникающих разногласий с окружающими.
Перейдем к описанию результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза на определение состояния стресса по методике К. Шрайнера. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика формирующего эксперимента по изучению состояния стресса у подростков
Уровень состояния стресса у подростков | Констатирующий эксперимент | Контрольный срез |
Высокий уровень | 55% | 5% |
Средний уровень | 35% | 60% |
Низкий уровень | 10% | 35% |
Высокие показатели по состоянию стресса после апробации программы наблюдаются у 5% подростков, до апробации программы присутствовал у 55% учеников. Высокий уровень по состоянию стресса отражает то, что ученикам трудно справиться со сложными ситуациями, и они затрудняются найти варианты решения. Обучающиеся часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и, им сложно совладать с негативными эмоциями. Отсутствие изменений по данному показателю у 5% учеников можно обосновать тем, что подростки не регулярно посещали занятия и не выполняли назначенные им рекомендации.
Средние показатели по состоянию стресса после участия в программе наблюдаются у 60% подростков, до участия в программе данный показатель присутствовал у 35% учащихся. Средний уровень по состоянию стресса отражает вполне стабильное эмоциональное состояние, но присутствие каких-то раздражающих факторов. В трудной ситуации подростки, чаще всего, сохраняют самообладание и находят пути решения, но в некоторых случаях могут не совладать с эмоциями.
Низкие показатели по состоянию стресса после апробации программы присутствуют у 35% подростков, до апробации программы наблюдались у 10% учеников. Изменение показателей означает, что ученики смогли справиться с раздражением и переутомлением. Они научились планировать свое время и выстраивать график, соблюдать тайм-менеджмент, равномерно распределять свои обязанности и задачи.
Результаты контрольного среза по методике Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю. Л. Ханиным) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Определение личностной и ситуативной тревожности у подростков
Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Констатирующая диагностика | Контрольный срез | Констатирующая диагностика | Контрольный срез | Констатирующая диагностика | Контрольный срез | |
Личностная тревожность | 90% | 10% | 10% | 65% | 0% | 25% |
Ситуативная тревожность | 75% | 10% | 25% | 70% | 0% | 20% |
Из таблицы 3 можно увидеть, что высокий уровень личностной тревожности до апробации программы наблюдался у 90% учеников, а после замечен у 10% подростков. Данный уровень говорит о том, что несовершеннолетние на постоянной основе ожидают свершения неприятностей, они ждут неблагоприятного развития событий. Ученики реагируют на большой круг ситуаций состоянием тревоги, опасений и страхов.
Средний уровень личностной тревожности, во время констатирующей диагностики, был замечен у 10% учеников. После апробации программы определён у 65% обучающихся. Данный показатель свидетельствует о том, что ученики в незнакомых ситуациях могут испытывать стресс и тревогу.
Низкий уровень личностной тревожности до апробации программы ни у кого не был замечен среди учеников, а после апробации определён у 25% подростков. Ученики с этим показателем уверены в себе, легко вливаются в коллектив, активно проявляют себя во внеурочной деятельности.
Высокий уровень ситуативной тревожности до апробации программы наблюдался у 75% подростков, после ее реализации определен у 10% учеников. Данный показатель отражает тревогу и стресс на постоянной основе в моменты различных ситуаций.
Средний уровень ситуативной тревожности во время констатирующей диагностики был определен среди 25% подростков, а после реализации программы у 70%. Данный показатель отражает ощущение тревоги у обучающихся лишь в незнакомых ситуациях.
Низкий уровень ситуативной тревожности до формирующего эксперимента не наблюдался ни у кого из учащихся экспериментальной группы, после проведения эксперимента стал проявляться у 20% учеников. Данный показатель отражает стрессоустойчивость в непредвиденных обстоятельствах, умении быстро среагировать на трудные ситуации и взять инициативу на себя при её решении.
Анализируя результаты контрольного среза, можно отметить, что после апробации программы уровень стрессоустойчивости у подростков «группы риска» стал выше. Данный показатель отражает то, что подростки стали самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями, могут определять свое эмоциональное состояние, усовершенствовали навыки саморегуляции, развили умение продуктивно решать конфликтные ситуации и расширили позитивный социальный опыт. Данные результаты отражают эффективность апробированной программы «Ты все сможешь».