Образование детей с расстройствами спектра аутизма сегодня является одной из наиболее актуальных проблем в системе всего образования. Эта проблема считается актуальной по ряду причин, а именно: 1) значительное увеличение количества детей с этим нарушением развития; 2) несвоевременная диагностика; 3) низкая осведомленность педагогов о проблеме в целом [5].
В системе государственной поддержки этих детей предусмотрено их обучение не только в системе специального образования, но и их инклюзивное обучение [6, с. 13]. Эта форма обучения введена недавно. Ее осуществляют учителя без специальной (дефектологической) подготовки. Поэтому это приводит к трудностям в адаптации к обучению детей с аутичным спектром нарушений.
Изучение состояния практики помощи детям с расстройствами спектра аутизма показало, что на данный момент не каждый практический психолог, учитель, даже если он и имеет значительный опыт работы, является достаточно знакомым со спецификой работы с такой сложной категорией детей, как аутичные дети, а тем более с их трудностями в адаптации к школьному обучению. По этой причине в последние годы особое внимание ученых и практиков привлекают вопросы этиологии аутизма и вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами спектра аутизма [1, 2].
Исследуя вопросы этиологии аутизма, ученые определили, что аутизм – это не заболевание, а комплекс расстройств развития нервной системы, то есть нарушение самого развития. Установлено, что дефект затрагивает сенсорную систему, которая отвечает за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка остро реагировать на одни проявления внешнего мира и почти не замечать другие. Очень часто ребенок с аутизмом избегает всего окружающего, пытаясь скрыться от невыносимого для него потока впечатлений [1, с. 3].
В свою очередь, адаптацией называют природный механизм для человека, который заключается в приспособлении к новой ситуации [3, с. 11]. Это могут быть новые виды деятельности, новые социальные роли, социальные контакты или условия жизни. Важность адаптации при поступлении ребенка с аутизмом в школу заключается в том, что именно позитивное переживание новой обстановки повлияет не только на то, насколько успешно будет воспринимать и запоминать ребенок новый материал, но и на ощущение безопасности и дружелюбной атмосферы в стенах школьного учреждения. Это позволяет сохранить эмоциональное здоровье ребенка, сформировать его положительную установку на обучение.
Критерием нормальной адаптированности ребенка к школьному обучению является его положительное отношение к школе, понимание содержания учебного материала, самостоятельность, способность концентрировать внимание при выполнении заданий, охотное выполнение общественных обязанностей и доброжелательное отношение к одноклассникам. Все это свидетельствует о надлежащей эффективности процесса социально-психологической адаптации к школе – активного приспособления ребенка к сверстникам, учителя, своего места в школе.
Противоположный процесс адаптации является школьной дезадаптацией [3, c. 13]. Данное понятие может включать себя проблемы реализации учебной деятельности, а именно: ребенок с аутизмом может не справляться с учебной нагрузкой, конфликтовать с учителями и одноклассниками, проявлять нетерпение. По этой причине он сталкивается с объективными препятствиями к благополучному вхождению в школьную среду.
Дезадаптация часто характерна для детей с аутизмом, однако эти дети, в отличие от детей с другими видами расстройств (например, с умственной отсталостью) могут успешно учиться по обычной школьной программе в инклюзивных классах или группах [2, c. 3]. У большинства детей с аутизмом сохранен интеллект, хорошая механическая память, нормальное зрительное восприятие, что позволяет им успешно усваивать учебный материал. Некоторые аутичные дети могут быть математическими гениями, другие – очень хорошо рисуют (это те дети, у которых нет проблем с мелкой моторикой). Среди аутичных детей есть дети, которые имеют способности и интересы к различным специфическим отраслям, и это может довольно хорошо организовываться в пределах школьной программы.
Однако исследователями [2, 4] выявлен ряд специфических трудностей, которые могут привести к неэффективности обучения этих детей. По нашему мнению, как процесс адаптации детей с аутизмом в школьной среде при зачислении их в школу, так и непосредственно процесс обучения и воспитания этих учеников будет протекать более успешно, если педагоги будут учитывать эти особенности развития. Остановимся на них более подробно.
Вследствие проблем при установлении коммуникации с одноклассниками, достаточно поверхностные и осложненные отношения в школьном коллективе могут привести к тому, что ребенок с аутизмом будет чувствовать себя одиноким и отстраненным от учебного процесса [2, c. 5]. Если такой ребенок не будет обращать внимания на потребности других детей, это может привести к тому, что его будут считать изгоем и всячески указывать ему на это. Неадекватные реакции ребенка с аутизмом (выкрикивание на уроке, порча школьного имущества) может не только привести к раздражению учителя, но и прерывать нормальный ход урока.
Стоит отметить, что трудности школьной адаптации сопровождаются рядом речевых нарушений детей с аутизмом. Так, для речи такого ребенка характерны эхолалии, а также существенные ошибки в прагматическом освоении речи (использование языка в соответствии со своими коммуникативными намерениями в обозначенной ситуации) [4, c. 132], изучении семантических особенностей языка (скудная лексика), а также трудности в ознакомлении с морфологическими нормами (частые грамматические и синтаксические ошибки). Укажем также на то, что часто дети с аутизмом сталкиваются с проблемой правильного произношения звуков и интонирования предложений.
Письменная речь характеризуется более быстрым приобретением детьми с аутизмом навыков чтения, однако, без понимания изложенных мыслей. Помимо этого, дети с аутизмом испытывают трудности в сенсорном восприятии и обработке информации. В итоге это может привести к повышенной тревожности, истерике, агрессии и аутоагресии [4, c. 137]. В силу нахождения в классе многих детей ребенок с аутизмом может преднамеренно избегать осязательных контактов. Если одноклассник или учитель коснется к такому ребенку, он может подумать, что они угрожают его безопасности и проявить неадекватную реакцию.
Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, педагоги общеобразовательных учебных заведений после зачисления ребенка с аутичными нарушениями в школу для преодоления трудностей и ускорения процесса их адаптации к школьной среде должны учитывать указанные выше специфические особенности. Педагогу следует быть осведомленным относительно современных взглядов на проблему аутизма, иметь желание постоянно расширять границы своих знаний, быть постоянно в поисках дополнительных знаний в этой сфере. Сотрудничество, партнерство, тесное взаимодействие родителей и учителей является основой успеха адаптации ребенка с аутизмом в школе.