Состояние здоровья будущего поколения является важным фактором благополучия общества. На сегодняшний день можно отметить, что практически каждый второй школьник имеет проблемы со здоровьем. В связи с этим можно заметить снижающийся уровень мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, низкая культура, либо полное ее отсутствие.
Основной целью школы является обеспечение учащимся образовательную среду, в которой школьники смогут сохранить здоровье на протяжении всего периода обучения в школе, способствовать формированию у них всех необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, замотивировать учащихся применять эти умения в современных реалиях.
Факторы, по которым можно определить, насколько ученик здоров по основным критериям:
Таблица
фактор | описание |
Физический | Ребенок легко справляется с учебной нагрузкой, способен преодолевать усталость; |
Социальный | Ребенок умеет коммуницировать с учителями и сверстниками, общителен для своего возраста; |
Эмоциональный | Ребенок умеет контролировать и выражать свои эмоции, уравновешен; |
Интеллектуальный | Ребенок демонстрирует хорошие мыслительные способности, развито воображение, способен самообучаться и развиваться; |
Нравственный | Ребенок усваивает и признает духовные и этические ценности общества; |
Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в учебно-воспитательном процессе, можно условно разделить на три группы:
- Которые позволят обеспечить наилучшие условия образовательного процесса;
- Способствующие эффективной организации учебного процесса и физического здоровья обучающихся;
- Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Если учитель на своих занятиях применяет здоровьесберегающие технологии, то это способствует более успешной адаптации учеников в образовательном пространстве, а также позволяет им реализоваться в социуме, развивать свои творческие таланты, повышать мотивацию к обучению.
Выделим несколько требований к уроку, содержащему комплекс здоровьесберегающих технологий:
- Допустимая учебная нагрузка урока должна составлять не менее 60% и не более 75–80%;
- В основную часть урока важно включить вопросы или задания, которые связаны со здоровьем учеников. Это позволяет школьникам сформировать собственную картину ценностей относительно своего образа жизни;
- Через каждые 7–10 минут урока необходимо менять вид учебной деятельности (должно быть минимум 4 различных вида) для того, чтобы избежать переутомления учащихся на занятии;
- Необходимо добавить в ход занятия физкультминутки – это позволит увеличить работоспособность учащихся на уроке, а также минимизировать уровень утомляемости;
- Необходимо производить поэтапную рефлексию после каждого этапа урока в течение всего занятия, а также в заключительной его части.
Рассмотрим несколько задач по математике для 5-го класса, которые можно добавить в учебное занятие по тебе здоровьесбережения:
1. По данным 2023 года в мире насчитывается 1 млрд 120 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к 2030 году их количество увеличится еще на 800 млн. Какое количество курящих людей в мире будет к 2030 году, если верить прогнозам ученых?
Ответ: 1 млрд 920 млн человек.
2. После того как человек выкурит одну сигарету, в его кровь поступит 4 мг никотина. Сколько этого вредного вещества поступит в организм, если человек выкурит 22 сигареты?
Ответ: 88 мг.
3. Одна выкуренная сигарета способна сократить человеческую жизнь на 10 минут. На какое время человек сократит свою жизнь за год, если каждый день он выкуривает по 6 сигарет?
Ответ: на 365 часов, т. е. на 15 дней.
Таким образом, приемы здоровьесбережения, рассмотренные в данной статье, возможно применять в своей работе учителю любого профиля, с целью обеспечения более эффективного усвоения учебного материала школьниками.