Главная
АИ #34 (216)
Статьи журнала АИ #34 (216)
Легко и просто подготовить учащихся к ОГЭ по русскому языку

Легко и просто подготовить учащихся к ОГЭ по русскому языку

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

подготовка к ОГЭ
русский язык
девятые классы
учителя
стресс
уверенность
проверочные работы

Аннотация статьи

В статье автор делится опытом подготовки учеников девятых классов к ОГЭ по русскому языку. Автор рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся при знакомстве с новыми учениками и налаживании контакта с ними, а также о проблемах взаимодействия с родителями.

Текст статьи

Мне посчастливилось за последние семь лет работы в общеобразовательных школах, подготовить пять девятых классов. Ребята успешно сдали ОГЭ по русскому языку.

В школе при трудоустройстве часто учитель сталкивается с тем, что преподаватели, которые вели русский язык в-восьмых классах, уходят из школы, боясь ответственности, и эти, уже девятые классы, отдают вновь прибывшему учителю. Так случилось и со мной.

Теперь о подготовке учеников к ОГЭ. Первый шаг – это наладить контакт с учениками в классе. Поначалу нового учителя воспринимают все в штыки: администрация, родители, ученики. Это самый сложный этап в работе с учениками 9 класса. Надо постараться расположить к себе всех.

Криками и угрозами, что не сдадите экзамен, ничего не добиться. Ребята, итак, понимают, что надо сделать все возможное, чтобы получить аттестат.

Их будущее зависит от них самих.

Второй шаг – работа с родителями. Нужно наладить рабочие отношения с классным руководителем 9 класса, а через него – с их родителями. Тоже проблемы есть, если классный руководитель болеет душой за свой класс, проблема решена. Но в моей работе были и такие классные руководители, которые, наоборот, вносили разлад между ведущим предмет учителем и ребятами.

Что помогает учителю? Стрессоустойчивость, уверенность в себе и в результате, упорная работа – вот три кита, на которых держится учитель в новой школе.

Администрация школы заинтересована в хорошем результате сдачи учениками ОГЭ по русскому языку. Нужно быть учителю готовому к тому, что каждый месяц будут отслеживать его работу с классом.

Учителя и его учеников ждут проверочные работы из МЦКО и ежемесячный внутришкольный контроль администрацией знаний учащихся девятого класса по предмету.

А теперь пришла пора рассказать о самой подготовке учащихся к экзамену. На первом этапе нужно провести проверочный диктант, чтобы оценить знания учащихся в классе.

Выявить пробелы в знаниях по орфографии и пунктуации и за месяц нужно их устранить, чтобы ошибки не тянулись хвостом в дальнейшем обучении.

Второй этап – научить учеников писать сжатое изложение в формате ОГЭ. Познакомить с принципами сжатия текста, критериями, по которым их работу оценивают проверяющие эксперты.

Третий этап работы – ознакомить учащихся с планами написания трех видов сочинений: 13.1, 13.2, 13.3. Необходимо рассказать о критериях и требованиях, предъявляемых к написанию этого вида работы на экзамене.

Сочинение 13.1 для ребят написать сложно. Для того чтобы его написать, нужно знать значение терминов из различных разделов языкознания. В общеобразовательных школах подготовка ведется, но ученики не решаются писать это сочинение.

Поэтому его мои ученики не пишут.

Своим ученикам советую писать сочинение 13.2 по плану, который состоит из четырёх абзацев:

План:

  1. Дать пояснение смысла предложения или финала текста.
  2. Привести первый аргумент из текста и сделать микровывод.
  3. Найти второй аргумент из текста, написать микровывод.
  4. Общий вывод.

Для ребят, которые хорошо учатся, можно предложить на ОГЭ написать сочинение 13.3. Этот вариант сочинения предполагает наличия у ученика умения правильно дать формулировку первого абзаца в сочинении. Даю сначала своим ученикам план сочинения 13.3:

План:

  1. Тезис и комментарий к нему.
  2. Первый аргумент из текста и микровывод к нему.
  3. Второй аргумент из жизненного опыта и микровывод к нему.
  4. Вывод.

Четвёртый этап в подготовке учащихся к экзамену – это изучение теории к каждому вопросу теста ОГЭ. Расскажу о тех заданиях, решение которых вызывают трудности в подготовке к экзамену. Лучше всего использовать теорию на сайте: https://rustutors.ru/oge/teoryoge/.

Разбираем с учениками теорию к каждому заданию теста ОГЭ и на практике отрабатываем задания.

Для того чтобы правильно выполнить задание 2 теста «Синтаксический анализ предложения», нужно повторить способы выражения подлежащего и сказуемого, виды сказуемого.

Следующее задание 3. Синтаксический анализ предложений. Оно требует знаний правил по пунктуации. Считаю правильным, что его ввели в 2024 году. Это возможность проверить и закрепить умения учащихся расставлять знаки препинания.

Повторяем темы: «Односоставные, простые, сложные предложения», «Главные и второстепенные члены предложения», «Классификация сложных предложений (БСП, ССП, СПП)», «Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование». Как правило, тяжело дается этот материал учащимся, но, если дозировано давать теорию, отрабатывая на практике каждое правило. Результат будет.

Задание 4. Пунктуационный анализ предложения. Это задание направлено на проверку правил учащимися по пунктуации. Помогает то, что к заданию 3 ребята уже подготовились: теорию повторили, умения постановки знаков препинания есть. Проблем не возникнет.

Задание 5. Пунктуационный анализ предложения (расстановка знаков препинания в предложениях): нужно уметь расставить запятые при обособленных членах предложения и вводных конструкциях, тире, двоеточие, кавычки. Ребятам интересно решать задания. Использую варианты на сайте «Решу ОГЭ». Это проверенный временем ресурс, позволил мне подготовить не один класс к ОГЭ.

Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания слов. Вот уж по истине «гранит науки», который будут «грызть» наши ученики. Все правила по орфографии нужно знать, чтобы правильно выполнить задание. Курсы русского языка 5–7 класса. Начинаю повторять правила по темам: «Части речи», «Правописание корней с чередованием», повторяем с ребятами «Безударны гласные в корне слова», словарные слова 5-7 класса, «Правописание приставок, суффиксов, окончаний частей речи», «Правописание «н» и «нн» в разных частях речи», «Не с разными частями речи», «Склонение имен существительных», «Спряжение глаголов», «Правописание слов с «ъ» и «ь» знаками». Обязательно повторение каждого правила и выполнения упражнений, тестов по данной теме. Скрупулезная работа. Но зато потом, когда ученики успешно выполняют это задание, можно не сомневаться: орфографию они знают.

Задание 7. Орфографический анализ (применение правил написания слов с различными орфограммами). Дублирует ранее изученный материал к заданию 6.

Задание 8. Морфологические нормы. Задание непростое. Проверяет владение учениками морфологических норм. Для этого нужно знать правила образования и употребления существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, числительных. Ученики записывают в тетради для теории стандартные и нестандартные окончания слов этих частей речи.

Задания 9. Грамматическая синонимия словосочетаний. Для этого задания повторяем виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание. На практике закрепляем умение учащихся перестраивать словосочетания в эти виды.

Задание 10. Анализ содержания текста. Как правило, не вызывает у учащихся затруднений.

Задание 11. Анализ средств выразительности. Изучаем теорию к данному заданию. Учим находить учащихся средства художественной выразительности в поэтических и художественных произведениях на уроках литературы.

Задание 12. Лексический анализ. Повторяем лексическое значение слова, многозначные слова, практикуемся в умении находить к словам синонимы, антонимы.

Список литературы

  1. Цыбулько И.П. Сборник заданий для подготовки к ОГЭ по русскому языку, 2024 г.
  2. Дощиский Р.А. Типовые варианты экзаменационных заданий, 2024 г.

Поделиться

299

Горпынич Н. О. Легко и просто подготовить учащихся к ОГЭ по русскому языку // Актуальные исследования. 2024. №34 (216). С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/9960-legko-i-prosto-podgotovit-uchashihsya-k-oge-po-russkomu-yazyku

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря