Главная
АИ #34 (216)
Статьи журнала АИ #34 (216)
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста технике «Айрис-фолдинг»

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста технике «Айрис-фолдинг»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
творческая деятельность
нетрадиционная техника аппликации «Айрис-фолдинг»
декоративно-прикладное искусство
творческие способности
цветная бумага
фоновый картон
ножницы
линейка
карандаш
скрепки для бумаги
скотч или клей
готовый шаблон
мелкая моторика рук
творческая самостоятельность

Аннотация статьи

В статье дано определение понятию нетрадиционная техника аппликация «Айрис-фолдинг», которая является современным направлением декоративно-прикладного искусства и наделена множеством практических функций для развития детей. Рассмотрены особенности значения техники «Айрис-фолдинг» в развитии творческих способностей ребенка. Техника способствует формированию у детей творческих способностей, развивает внимание, наблюдательность, пространственное мышление, мелкую моторику и глазомер, воспитывает у них трудолюбие, аккуратность в работе, самостоятельность, усидчивость, совершенствуются и координируются движения рук. А также в статье предложен необходимый для творчества материал и описана методика выполнения композиции в технике «Айрис-фолдинг». В результате выявлено, что систематические занятия с ребенком техникой «Айрис-фолдинг» в ДОУ – гарантия его всестороннего развития дошкольника. Применение данной техники развивает конструктивное мышление и художественный вкус у детей, позволяет развивать умение логически мыслить.

Текст статьи

Техника «Айрис-фолдинг» проста, ей могут овладеть как взрослые, так и дети старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Работа по нетрадиционной технике аппликации «Айрис-фолдинг» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью различных видов бумаги, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности [2, с. 112].

Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Это – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой, тканью, природным материалом – складывание, вырезание – не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги, ткани, природного материала и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения [1, с. 12].

Техника «Айрис-фолдинг» является современным направлением декоративно-прикладного искусства и наделена множеством практических функций для развития детей. Она вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более интересной и увлекательной, позволяет достичь желаемого результата. Достоинств техники «Айрис-фолдинг» в развитии творческих способностей ребенка довольно много. Техника способствует формированию у детей творческих способностей, развивает внимание, наблюдательность, пространственное мышление, мелкую моторику и глазомер, воспитывает у них трудолюбие, аккуратность в работе, самостоятельность, усидчивость. У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Отличительная особенность программы «Айрис-фолдинг» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах техники декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём [3, с. 84].

На первый взгляд может показаться, что эта техника очень сложна для детей дошкольного возраста. Но если работа с детьми будет вестись постепенно, от простого к сложному, то и у дошкольников все получится.

Рукоделие в технике «Айрис-фолдинг» – это способ самовыражения, ощущения радости творчества, изображения своего состояния, креативного мышления, целеполагания, рефлексии. При выполнении данной техники требуются: внимание, аккуратность и терпение. Благодаря этой технике появляется дополнительная уникальная возможность украсить блокноты, коллажи, альбомные странички и поздравительные открытки новыми яркими декоративными деталями и элементами [4, с. 61].

В процессе выполнения композиции в технике «Айрис-фолдинг» происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Прежде чем приступить к работе, детям предлагается тема поделки и обговаривается техника безопасности. Затем подготавливается всё необходимое для творчества, включая заранее изготовленный шаблон.

Для работы понадобятся:

  • бумага разного цвета;
  • фоновый картон;
  • ножницы;
  • линейка;
  • карандаш;
  • скрепки для бумаги;
  • скотч или клей [6, с. 32].

Во время начала работы детям предлагаются готовые шаблоны по теме поделки. Выбранный рисунок переносится на изнаночную сторону цветного картона, затем с помощью ножниц вырезается по контуру. Далее Айрис-шаблон закрепляется на лицевой поверхности картона-основы таким образом, чтобы его наружный контур строго совпадал с вырезанным изображением. Фиксируется при помощи канцелярских скрепок. В результате получаются картинки с шаблоном для раскладывания бумаги. На шаблоне расположены цифры и линии. Линии – обозначают границу для раскладывания цветных полосок бумаги, а цифры – последовательность наклеивания полосок. Также на шаблонах могут быть обозначения буквами, к какому цвету относятся определенные цифры. Например, к цвету А – 1, 4, 7, к цвету Б – 2, 5, 8, к цвету В – 3, 6, 9 и т.д. Дети выбирают цветную бумагу, нарезают полоски шириной от 2 до 4 см, длиной около 15-20 см., сгибают их пополам. Затем приступают к радужной раскладке, то есть наклеивали полосы в определенном порядке соответствуя цифрам, а сгиб полоски должен соединиться с линиями на шаблоне. Сначала прикладывают полоску к линии цифры 1, по краям контура с обеих сторон наносят клей и фиксируют полоску, затем к линии цифры 2 и т. д. Клей не должен попадать на шаблон, так как схема приклеится к полоскам бумаги. Можно клей заменить узким скотчем. Также нужно не забывать менять цвета бумаги соответствуя буквам.

В завершении вся фигура будет закрыта полосками, останется только отверстие в середине – «iris» – «зрачок», давший название технике. Его можно закрыть контрастной бумагой или той, что использовалась для основного рисунка. Изнаночную сторону заклеивают картоном, скрывая склеенные полоски. Когда работа готова можно добавить дополнительные элементы для украшения [5].

Таким образом, систематические занятия с ребенком техникой «Айрис-фолдинг» в ДОУ – гарантия его всестороннего развития и успешной учебы в школе, ведь эта техника помогает развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление детей, одновременно воспитывая у них трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность. Параллельно с этим происходит сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета. Ещё одним достоинством техники «Айрис-фолдинг» является то, что у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит тренировка глазомера. Применение данной техники развивает конструктивное мышление и художественный вкус у детей, позволяет развивать умение логически мыслить.

Список литературы

  1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Для воспитателей дет. сада / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2017. – 224 с.
  2. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2021. – 251 с.
  3. Митителло К.Б. Аппликация. Техника и искусство. / К.Б. Митителло. – М.: Эксмо-Пресс, 2020. – 190 с.
  4. Проснякова Т.Н. Справочник: Использование техники «Айрис-фолдинг» в образовательном процессе ДОО / Т.Н. Проснякова. – Тула: ИТОС+, 2016. – 132 с.
  5. Турдиева М.Н. Познавательно-творческий проект: Радужное складывание / Турдиева, М.Н. // Образовательная сеть: «nsportal.ru». –URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie ruchnoytrud/2022/05/16/ayris-folding.
  6. Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей: Техника «Айрис-фолдинг» / Е.К. Чухман. – М.: СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.

Поделиться

314

Луханина П. Д., Киракосян К. Э., Ансимова В. В., Кириченкова А. Н. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста технике «Айрис-фолдинг» // Актуальные исследования. 2024. №34 (216). С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/9964-osobennosti-obucheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tehnike-ajris-folding

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря