1. Что собой представляет Библия
Для начала попробуем разобраться с тем, что собой представляют Библия.
Библия это собрание древних текстов, относящихся к истории еврейского народа написанных в период с XIII века до н. э. до II века после рождения Христа [1].
Библия состоит из двух частей: «Ветхий Завет» и «Новый Завет».
Даже сам «Ветхий Завет» представляет собой сборник из 39 древних книг, но основным документом, положившим начало написания всех этих книг, и определившим их структуру является «Бытие». «Бытие» описывает родословную еврейского народа от «сотворения мира» до Всемирного Потопа и далее до прихода племени в Египет, и смерти Иосифа в возрасте 110 лет. Согласно хронологии «Бытия», от потопа до прихода евреев в Египет прошло 580 лет. Иосифу, младшему из сыновей Иакова (Израиля), был около 30 лет в это время. Получаем период описываемых событий в 660 лет. Из этого следует, что даже в самом «Бытии» есть основа, «старое завещание» с которого все началось, и есть главы, написанные позднее.
Помимо родословной племени евреев «Бытие» содержит историю происхождения Вселенной, геологического формирования Земли и развития жизни на ней. Дело в том, что все эти процессы практически безошибочно совпадаю с нашими современными представлениями об этих событиях [3, с. 112-135]. Эти знания «неуместны» для эпохи неолита. Они не могут быть получены путем простого созерцания природных явлений. В соответствии с теорией зарождения цивилизации и цивилизационного регресса каждому технологическому уровню развития общества соответствует свой, определенный, объем знаний [4]. Поскольку мы сами получили такие знания только в XIX–XX веках, то из этого следует только один вывод, что человек, написавший «старое завещание», принадлежал к технологически высокоразвитому обществу.
Это заставляет по-новому посмотреть на информацию, содержащуюся в «Бытии» и всю историю еврейского народа.
2. Немного об истории еврейского народа
Что нам вообще известно об истории происхождения племени евреев?
Вся история еврейского народа – это сплошная загадка для современной истории. Никто не знает откуда они пришли на Аравийский полуостров и Север Африки, где находится их родина и их корни. Пожалуй, это единственный народ в мире без родины.
Согласно истории «Ветхого Завета», небольшое племя евреев скотоводов, образовавшееся после Всемирного потопа, 580 лет кочевало со стадами своих животных по просторам Ближнего Востока.
Тяжелая кочевая жизнь не способствовала численному увеличению племени. Да и вообще, такой образ трудовой деятельности вынуждал потомков отделяться от семьи со своими стадами и искать новые пастбища для выпаса своего скота.
Родословная племени, тщательно записанная в «Старом завещании», нам подробно рассказывает о происходящем распаде племени. Многие представители племени евреев, после своего отделения, оседали на земле. Становились богатыми людьми, строили свои города, образовывали новые племена, входили в управляющие элиты окружающих племен и народов. Это приводило к тому, что со временем они теряли свою идентичность и ассимилировались с окружающими их племенами и народами.
Только один семейный клан хранил как древнюю реликвию завещание одного из своих предков – «Ветхий Завет». «Ветхий Завет» явился тем идеологическим скрепом, благодаря которому и произошло формирование еврейского народа из маленького племени скотоводов. Именно «Ветхий Завет» позволил народу сохранить свою идентичность и не раствориться в большом египетском обществе.
Необходимость в сохранении «Старого завещания», ведения своей родословной и регулярного переписывания его на новый носитель создавала для евреев потребность в изучении письменности, а знания, содержащиеся в нем, позволяли им быть высокообразованными представителями общества.
Так, благодаря своим знаниям, один из 12 сыновей Иакова (Израиля), Иосиф, за несколько лет, сделал карьеру от простого раба до второго человека после фараона в Египте.
По приглашению самого фараона, высоко ценившего таланты Иосифа, Иаков привел свое племя, насчитывающее всего 67 человек его потомков, в Египет. Евреи получили лучшие земли Египта для выпаса своего скота.
Богатая, оседлая жизнь в Египте, привела к буму рождаемости и резкому увеличению количественного состава племени. Оседлая жизнь дала возможность потомки Иакова заниматься не только скотоводством. Среди них появляются ремесленники и крестьяне. Отпала необходимость далеко уходить от своих предков для ведения собственного хозяйства. Компактное проживание потомков Иакова привело к тому, что им всем удалось сохранить свою идентичность и образовать 12 больших племен.
Именно в Египте из маленького племени скотоводов сформировался большой народ, объединенный единым языком, единой культурой и идеологией.
Как свидетельствует Библия, Моисей вывел из Египта около шестисот тысяч пеших мужчин, не считая детей [1, с. 120:37]. Это дает цифру общего количества евреев, вышедших из Египта вместе с Моисеем, не менее 3 миллионов человек.
Цифра вполне реальная. 430 лет прожитых в Египте это не менее 17 поколений. Получаем средний прирост чуть меньше 2-х мальчиков на семью. Семьи с четырьмя детьми в среднем, для того времени, это вполне нормально.
Но все хорошее не может продолжаться вечно.
После смерти Иосифа и смены нескольких поколений Фараонов, сильно разросшееся племя евреев, стало вызывать нелюбовь местного населения к «понаехавшим». Такая ситуация повторяется везде и в наше время.
Власти Египта и коренное население, начали жестоко притеснять пришельцев. Национальные меньшинства, даже во многих современных государствах, имеют сильно урезанные права по сравнению с коренными народами.
Для дальнейшего своего развития в Египте еврейский народ не имел никаких шансов. Ситуацию надо было коренным образом менять.
И Моисей оказался первым, кто это понял. И более того, он оказался настолько гениален, что смог претворить все свои планы в реальные дела.
3. Биография Моисея
Библия рассказывает, что даже мать Моисея была незаурядной женщиной, и чтобы обеспечить себе и своему сыну безбедное существование придумала и разыграла гениальный спектакль.
«1 Некто из племени Левиина пошёл и взял себе жену из того же племени.
2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца;
3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила её асфальтом и смолою и, положив в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки,
4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы её ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять её.
6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.
7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?
8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.
10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» [1, с. 106].
Так еврейский мальчик Моисей стал приемным сыном дочери фараона.
Положение приемного сына дочери фараона позволило Моисею получить хорошее воспитание и образование. Несомненно, он имел доступ к библиотекам фараона, возможно хранящим еще и книги былой цивилизации. Не обремененный работой, он имел время и возможности для их изучения.
Он мог бы прожить счастливую жизнь при дворе фараона, но один спонтанный поступок круто изменил всю его жизнь.
«11 … когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьёт одного Еврея из братьев его.
12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке…
15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» [1, с. 106].
Так в одно мгновение из баловня судьбы Моисей превратился в изгнанника. Изгнание – это путь к раздумьям и переосмыслению жизни.
3.1. План создания своего государства
Возможно, именно на Синае (в земле Мадиамской) [6] Моисей пришел к пониманию того, что развитие и процветание его народа невозможно без создания своего государства. Положение угнетаемого национального меньшинства в Египте не давало Евреям для развития ни единого шанса. Поэтому Моисей разработал план действий по созданию еврейского государства, наметил цели и гениально претворил свой план в цепь реальных событий.
Но для создания государства нужна территория и люди.
Люди к тому времени уже были в наличии.
За 430 лет сытой и оседлой жизни маленькое еврейское племя, вошедшее в Египет в количестве 67 человек мужского пола, увеличилось до 2,7–3,5 миллиона человек. Это была уже сила, способная побороться за землю для своего государства. Но вступать в противостояние с могущественным Египтом, имеющим профессиональную армию и на порядок большие людские ресурсы, рабы не могли. Это было равносильно самоубийству. Создавать свою армию на территории чужого государства евреям не позволил бы ни один правитель. В данной ситуации существовало только одно решение – это исход из Египта.
Моисею надо было найти землю, где можно было бы создать свое государство, не вступая при этом в конфликт с Египтом, и убедить своих соплеменников двинуться на ее завоевание.
У Моисея было всего два варианта, два пути исхода из Египта.
Первый и самый простой путь – это уходить на Юг в Африку.
Обширные земли населены малочисленными племенами. Легко завоевать себе кусок земли для создания государства. Но уход в Африку не решал проблему преследования евреев войсками фараона для возвращения их в Египет, а также уводил народ в сторону от цивилизационного центра той эпохи и значительно ухудшал возможности для дальнейшего развития.
Моисей не мог не понимать этого.
Второй путь лежал через Синай на Аравийский полуостров.
Находясь в изгнании, Моисей имел возможность изучить политическую ситуацию, географию и климат этого региона. Со стадами своего тестя, за 50 лет жизни, Моисей исходил вдоль и поперек весь Синай, Аравийский полуостров и Северо-Восточную часть Африки. Он хорошо ориентировался в пустыне, знал источники воды и возможности пустыни прокормить большое количество людей.
Населённый малочисленными племенами и не имеющий больших государств на своей территории Синай, мог стать легкой добычей в предстоящей войне за территорию.
Географическое положение Синая и Средиземноморского побережья Аравийского полуострова, «перекрестка миров», делало этот регион идеальным местом для создания своего государства.
Через Синай проходили все торговые пути того времени. Он соединял караванными путями три континента – Африку, Европу и Азию, а это создавало прекрасные возможности для построения своего процветающего государства.
Но для воплощения в жизнь этой идеи Моисею предстояло решить две невероятно сложных задачи.
Первая задача – это убедить своих соплеменников оставить пусть и тяжелую, но обустроенную оседлую жизнь в Египте, и отправиться в никуда в поисках лучшей доли.
Вторая задача – это обеспечить безопасность исхода огромного количества людей из Египта. Необходимо было убедить фараона разрешить евреям покинуть Египет и не преследовать их с целью возврата обратно.
Моисей понимал, что увести несколько миллионов человек рабочей силы из государства ему просто так никто не позволит.
3.2. Возвращение Моисея в Египет
Пока Моисей находился в бега в земле Мадиамской, в Египте умер фараон. Произошедшая смена власти сделала возможным его возвращение в Египет.
Но для того, чтоб убедить толпу крестьян и ремесленников, проживших в Египте всю свою жизнь, и не имеющих навыков кочевой жизни, бросить свои дома, могилы своих предков и двинуться в неизвестный путь за счастливой жизнью, Моисею нужна была «божественная идея». И Моисей создает такую идею о дарованной Богом земле евреям и начинает распространять ее среди своих соплеменников, а для большей убедительности прописывает это в «Старом завещании». Моисей прописал в Библии все, до мелочей. Так в «Ветхом Завете» описано расположение дарованной Богом земли, описаны народы, проживающие на ней, все, вплоть до раздела завоеванной в будущем земли между еврейскими племенами. Моисей хорошо знал этот регион.
Таким образом, Моисей, трансформировал свою идею о завоевании земли и создании еврейского государства, в завещание Бога.
Моисей понял великое значение идеологии и превратил «Старое завещание» своего предка в Библию – главное оружие идеологической борьбы и самоидентификации еврейского общества.
Идеология будущей войны за «Богом дарованную землю» была создана. Оставалось только грамотно преподнести эту идею соплеменникам и убедить их двинуться в путь. А чтоб подготовить народ к столь решительному шагу надо было ещё и создать ему невыносимые условия для продолжения жизни в Египте.
Моисей был гениальным генератором идей и организатором, но он был плохим оратором. Как говорит Библия, господь свел Моисея с его братом, талантливым оратором Аароном, который от имени Бога озвучивал идеи Моисея своим соплеменникам и фараону.
«16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;» [1, с. 109].
Союз гениального организатора и психолога Моисея с гениальным оратором Аароном сотворил чудо.
«29 И пошёл Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, …
31 и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились» [1, с. 110].
И так, первая задача была успешно решена. Старейшины родов Израилевых согласились на исход.
Вторая задача, убедить фараона не препятствовать исходу евреев, была не менее сложной, чем первая.
Понимая, что фараон не отпустит такое количество рабов навсегда, Моисей решает обмануть фараона и просит отпустить его народ для жертвоприношения в пустыню на три дня. Но, отпустить со всеми детьми, имуществом и живностью.
Думаю, чтоб уговорить фараона на подобный безумный шаг одного ораторского мастерства Аарона, пожалуй, было мало.
«7 Моисей [был] восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трёх лет, когда стали говорить они к фараону» [1, с. 113:7].
Для убеждения фараона Моисей с Аароном использовали знание психологии, знание метеорологии и умение в предсказании природных явлений, возможно, владели техникой гипноза.
Фараон в их присутствии каждый раз давал им обещания отпустить народ на жертвоприношение в пустыню, а после их ухода, всегда менял свои обещания. Действие гипноза проходило и наступало понимание безумности данных обещаний.
Может Моисей и не ставил перед собой задачу добиться от фараона разрешения на исход во время первых своих встреч с ним. Идею надо было преподнести фараону и дать ему время привыкнуть к ней.
Библия дает нам понять, что Моисей еще до прихода к фараону знал, что тот изменит данное ему обещание после его ухода. Каждый такой визита Моисея с Аароном к фараону приводил к увеличению требований фараона к евреям и к ухудшению их условий жизни.
Ужесточение условий жизни евреев в Египте после каждого визита Моисея к фараону увеличивало число евреев готовых на исход. Создавая невыносимые условия для евреев, фараон сам облегчал Моисею задачу по убеждению соплеменников на исход из Египта и увеличивал количество людей готовых на такой шаг.
Практически все события, которые Моисей предрекает фараону, метеорологически предсказуемы.
Так аномально жаркое лето и недостаток дождей привели к падению уровня воды в Ниле. Перегрев воды вызвал размножение и цветение водорослей. Большое количество водорослей и высокая температура воды, приводят к снижению уровня кислорода в воде, и к мору рыбы. Высокая температура воды заставила жаб выйти из воды на сушу. Без воды жабы погибают, и это приводит к резкому снижению их популяции. В отсутствии главного своего врага в огромном количестве развелись мошкара и мухи. Это привело к распространению моровой язвы на животных.
Аномальная жара вызвала увеличение популяции саранчи в центральной Африке. Саранча уничтожила всю растительность в центральной Африке и, поднявшийся ветер, принес в Египет пыльную бурю, а вслед за пыльной бурей ветер принес и полчища саранчи.
Все эти события вполне предсказуемы, если человек знает метеорологию, склонен к наблюдательности и имеет огромный жизненный опыт. У Моисея все это было.
Я думаю, что подобная череда событий происходила в Египте регулярно с определенной периодичностью. Надо было только вовремя сориентироваться и грамотно подать все эти события фараону как кару божью.
Ориентироваться в событиях Моисей умел.
А когда пришло нужное время, Моисей получил разрешение на «жертвоприношение в пустыне» и увел людей из Египта. Разрешение фараона на исход евреев для празднования в пустыню, давало беглецам возможность отсрочить начало погони на несколько дней.
4. Исход
Синай соединен с Египтом сухопутным перешейком, но Моисей не воспользовался этим простым путем, поскольку легкий выход делает возможным и свободное возвращение людей обратно при возникновении трудностей, а также не спасает от преследования войсками фараона. Поэтому от правильного выбора маршрута исхода зависел успех всей операции.
4.1. Выбор маршрута исхода
Маршрут исхода должен был решить сразу несколько задач:
- Не вызвать подозрений у фараона в побеге рабов, поэтому Моисей уводил людей в пустыню, ограниченную водными препятствиями;
- Уход в пустыню позволял выиграть несколько дней до начала поисков беглецов и давал возможность подгадать время для перехода через водную преграду;
- Моисей путал следы и усложнял соплеменникам возможность возврата в Египет, если те убоятся трудностей;
- В случае возникновения погони водное препятствие отсекало преследователей от беглецов;
- Переход через море укреплял веру в Бога среди евреев и авторитет самого Моисея, как его представителя.
«17 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повёл [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.
18 И обвёл Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы, вооружённые из земли Египетской» [1, с. 122].
Западная часть Синайского полуострова, соединяющая Евразию с Африкой, сформировалась в результате наносов грунта в дельте Нила. Как выглядел этот район в прошлом и насколько сильно он изменился за прошедшие 3500 лет, установить сегодня невозможно. Точно также, сегодня практически невозможно установить и места расположения древних библейских городов Пи-Гахирофом, Мигдол и Ваал-Цефон, где был осуществлен этот переход [1, с. 122]. Именно поэтому не совсем понятно какое водное препятствие и в каком месте пересекали евреи после исхода из Египта.
Сегодня существует несколько различных версий путей исхода евреев из Египта и мест пересечения ими различных водных преград.
Бесспорно, только то, что столь гениальный организатор, каким являлся Моисей, никогда не положился бы на случай в столь важном мероприятии. Он должен был быть стопроцентно уверен в возможности пересечь выбранное им водное препятствие большим количеством неподготовленных людей, прежде чем вести туда свое ополчение.
4.1.1. Переход через Суэцкий залив в районе современного города Суэц
На рисунке 1 приведен один из возможных маршрутов исхода, согласно которому ополчение Моисея пересекало Суэцкий залив Красного моря недалеко от Современного города Суэц.
Рис. 1. Маршрут исхода евреев из Египта (одна из версий)
Пересечение евреями Суэцкого залива это, конечно, вопрос не простой. Гидрологию Суэцкого залива и погодные условия 4500 лет назад восстановить сегодня сложно, если вообще возможно. Но, надо отметить, согласно исследованиям Стивена Ерла (Steven Earle), уровень мирового Океана 4500 лет назад был ниже современного приблизительно на 163 сантиметра [5]. Это немного, но это значительно сужает Суэцкий залив, сокращая тем самым путь для его пересечения. Согласно другим исследованиям, падение уровня моря в этот период доходило до 10 метров [2]. Существуют также приливно-отливные течения и явления сгона и нагона воды сильными ветрами, а также комбинация этих двух факторов.
На рисунке 2 приведен спутниковый снимок современного Суэцкого залива.
Рис. 2. Спутниковый снимок Суэцкого залива в районе г. Суэц. На этом пути перехода участок с глубинами более 4 метров (максимум 13 метров) всего 2, 3 км
Длина всего маршрута, в случае пересечения залива в этом месте, достигает 10 километров, максимальные глубины доходят до 10 метров. Подобные параметры не исключают возможности такого перехода, однако сгон воды до глубины в 10 метров маловероятен, да и современные гидрологические и климатические условия в этом районе не подтверждают такую возможность.
Если отбросить мистику и обратить внимание на факты, изложенные в описании данного события, то причина отступления воды это явление её сгона сильным восточным ветром.
«21 И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» [1, с. 123].
Географическое положение Суэцкого залива таково, что восточный ветер привел бы скорее к обратному эффекту, к нагону воды и повышению уровня моря в этом районе. Да и сама возможность пересечь 10 километров морского дна по заиленному мокрому песку большой массой неподготовленных людей с животными, повозками, имуществом и детьми тоже весьма сомнительна.
4.1.2. Пересечение Большого Горького озера
Согласно другой версии, Моисей перевел евреев через Большое Горькое озеро. Маршрут такого перехода приведен на рисунке 3 ниже.
Максимальная ширина в месте возможного перехода около 2-х километров, глубина доходит до 4 метров.
Пересечение Горького озера – это более реалистичный вариант. Большое количество людей с животными и повозками способно за несколько часов преодолеть 2 километра по мокрому илистому песку.
Небольшие глубины и географическое расположение самого озера делают вполне возможным и сгон воды сильным восточным ветром, как об этом написано в библии.
Рис. 3. Маршрут исхода евреев из Египта (одна из версий)
В то же время глубины, доходящие до 4 метров, вполне достаточны, чтоб потопить преследователей, слишком поздно начавших пересечение озера.
Так, согласно более реальному сценарию, Моисей осуществил форсирование Большого Горького озера, которое соединялось с Суэцким заливом небольшой рекой и являлось его продолжением. Сегодня это озеро является частью Суэцкого канала и соединено со Средиземным и Красным морями, поэтому проверить феномен сгона воды восточным ветром не представляется возможным.
Моисей за 50 лет пастушеской жизни, со стадами животных, исходил этот регион вдоль и поперек. Бесспорно одно, он сам должен был неоднократно пользоваться подобным способом перехода из Африки на Синайский полуостров и быть уверенным в том, что его ополчение сможет там безопасно пересечь озеро, прежде чем вести туда свою армию беженцев.
4.2. Ополчение Израилево
Итак, исход людей из Египта был мастерски осуществлен двумя великими гениями еврейского народа – Моисеем и Аароном.
«37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38 и множество разноплемённых людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое» [1, с. 120].
Около 600 тысяч мужчин не меньшее количество женщин плюс дети и старики - уже получаем в районе 2,7–3 миллионов человек. Плюс множество разноплемённых людей. Получается, что вместе с Моисеем из Египта ушло не менее 3,5 миллиона человек.
«40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.
41 По прошествии четырёхсот тридцати лет, в этот самый день вышло всё ополчение Господне из земли Египетской ночью» [1, с. 120].
5. Скитания по пустыне и создание церкви
Из Египта Моисей вывел огромную толпу ремесленников, пастухов, крестьян и рабов. Эту толпу людей надо было организовать. Надо было создать вертикаль власти, как сейчас, принято говорить.
Прежде чем людей бросать в бой за свою землю надо создавать армию, обучать ее, вооружать, а на все это надо время и средства. Поэтому Моисей и скитается со своим народом по Синайскому полуострову 40 лет, стараясь не вступать в конфликты, с проживающими там народами, до поры до времени.
Народу надо было дать возможность почувствовать дух свободы и воспитать новое поколение.
Сразу же после исхода Моисей начинает формировать систему государственного управления. Система государственного управления, созданная Моисеем, включает 3 ветви власти:
- Законодательную власть;
- Исполнительную власть и
- Судебную власть.
5.1. Законодательная власть
Законодательную власть Моисей «отдал Богу» - оставил себе, поскольку сам он в качестве пророка выполнял функции посредника между Богом и людьми. Он только передавал «волю Бога и его законы».
В отличие от современного принципа независимости друг от друга трех ветвей власти, в системе Моисея все зависели от Господа и его решений, читай от самого Моисея.
5.2. Создание церкви как системы исполнительной власти
Первое, что делает Моисей после исхода – это создает церковь и возлагает на нее все функции исполнительной власти. Моисей создает церковь, как единую систему государственного управления, сбора налогов и идеологического воспитания подрастающего поколения. Естественно, от имени Бога и по «его повелению». Моисей создает всю церковную иерархию, все церковные атрибуты и обряды и тщательно прописывает это в «Ветхом завете».
Для придания легитимности всем своим действиям Моисей придумывал и разыгрывал грандиозные шоу со столбами дыма и света и главным его помощниками и ассистентами в этом были Аарон и его семья. В безветренную погоду дым от сжигания сухой травы будет подниматься вертикально вверх, а в ночное время, белый дым, подсвеченный горящим костром, будет создавать эффект светового столба. Подобный эффект Моисей должен был неоднократно наблюдать во время своей пастушеской жизни, но его соплеменники такого опыта не имели.
Во главе церкви «по приказу Бога» Моисей ставит своего брата и соратника Аарона и его сыновей. Кому еще он мог доверить столь ответственное дело?
В награду за это Моисей ставит семейство Аарона в особое положение. По «повелению Бога» прислуживать ему – быть священниками – могли только Аарон и его потомки.
5.2.1. Система государственного управления, охраны правопорядка и контроля за исполнением законов
На церковь и священников Моисей возложил все функции управления обществом. Священники выступали в роли посредников между Богом и простыми людьми. Через священников Бог – Моисей передавал свою волю всему народу и через них принимал жертвенные подношения в искупление грехов [1, с. 161].
Своим соплеменникам Левитам [1, с. 109:14, 111:20] Моисей поручает выполнение всех видов государственной службы. Левитам было поручено выполнение всех работ, связанных с организацией деятельности церкви, её охраны, охраны священников и собранных средств. Так же Левиты следили за исполнением законов всеми членами общества.
За это Левиты получают особые привилегии. Они не включаются в перепись пригодных к войне мужчин от 20 до 60 лет [1, с. 220:49]. Начиная с 25 лет, Левиты должны были начинать службу при скинии собрания и прекращать работу «выходить на пенсию» после 50 лет [1, с. 214:24].
Левитов Моисей подчиняет Аарону и его сыновьям – церкви [1, с. 204:6]. Таким образом, в руках своего брата Аарона Моисей сосредоточил все рычаги государственного управления.
Старшее поколение евреев, прожившее долгие годы в Египте, и имеющее опыт оседлой, сытой жизни, было не очень довольно тяжелыми кочевыми условиями, поэтому периодически возникали бунты против правления Моисея. Моисей, именем Бога, жестоко пресекал подобное недовольство [1, с. 148] Его опорой в этом вопросе были его соплеменники – Левиты. По приказу Моисей они убили 3000 израильтян, поклонившихся «Золотому тельцу» [1, с. 148:26].
5.2.2. Система сбора налогов
На функционирование государственного аппарата, создание и вооружение армии нужны средства, поэтому вместе с организацией церкви «Господь поручает» Моисею провести перепись населения и каждый, поступающий в исчисление, должен давать Господу половину сикеля выкупа за душу свою. По душевой налог. Сумма одинаковая для бедных и для богатых [1, с. 145].
5.2.3. Идеологическое воспитание
Самый лучший солдат это тот, который сражается за свою землю, а поскольку у потомков пастухов не было своей земли, то людей надо было убедить, что они воюют за Богом данную им землю. Эту идею Моисей прописывает в «Ветхом завете» и превращает Библию в идеологическое оружие будущей войны. Теперь, идею Моисея «о дарованной Богом земле евреям», надо было прочно внедрить в головы соплеменников, и эту функцию Моисей передает профессиональную религиозной структуре – Церкви и священнослужителям.
Главным идеологом «от имени Господа» он назначает Аарона. Моисей понимал толк в идеологии, поэтому доверить столь ответственное дело он мог только ему.
Церковь проводила идеологическую обработку соплеменников и внедряла в общество идею о дарованной Богом земле евреям. Одно дело идти на войну и умирать потому, что так захотел какой-то Моисей и совсем другое дело биться за свою землю, завещанную народу самим Богом.
Во всех действиях Моисея прослеживается железная логика и расчет. Библия нам об этом четко рассказывает.
Мы прекрасно знаем на примерах нашей жизни, что идеологическая работа среди старшего поколения малоэффективна. Зато новая идеология очень быстро усваивается молодежью. Поэтому Моисей и водил людей 40 лет по пустыне, в ожидании пока сменится поколение и пока не умрет большая часть народа, помнившего еще о жизни в Египте, и не готового умирать за идеи Моисея.
«13 И воспылал гнев Господа на Израиля, и водил Он их по пустыне сорок лет, доколе не кончился весь род, сделавший зло в очах Господних» [1, с. 248].
И пока не вырастет новое поколение, идеологически заточенное на войну уже с самого своего рождения.
«4 Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта;
5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;
6 ибо сыны Израилевы сорок лет ходили в пустыне, доколе не перемёр весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течёт молоко и мёд…» [1, с. 310].
5.3. Институт судей Израилевых
Жизнь большого общества сопряжена с возникновением различных преступлений, множества хозяйственных и бытовых споров между его гражданами. Разрешение этих вопросов отнимает много времени и сил, поэтому Моисей, по совету своего тестя, набирает себе помощников и передает судебную власть институту Судей Израилевых.
Он выбирает способных людей, учит их «Божьим» законам и назначает тысяче начальниками, сто начальниками и т. д. Они занимаются разрешением всех бытовых и хозяйственных споров и только самые сложные из них выносятся на суд Моисея – верховного суда.
5.4. Создание армии
Уже во второй год после исхода Моисей проводит перепись населения и начинает формировать армию.
«1 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря:
2 исчислите всё общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имён, всех мужеского пола поголовно:
3 от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их – ты и Аарон; …
4 было всех вошедших в исчисление шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» [1, с. 201-202].
Он расписывает людей по ополчениям, сформированным из представителей одного рода, и назначает командирами старших в своем племени мужей. Предписывает ополчениям объединяться под своим знаменем и располагаться станом в определённом месте [1, с. 203]. Таким образом, формируется армия, люди приучаются к дисциплине и единоначалию.
На протяжении всех 40 лет после исхода из Египта Моисей занимался формированием армии и системы управления ей.
6. Итог жизни великого гения
Моисей построил великолепную систему управления обществом. Фактически являясь единоличным правителем евреев, Моисей позиционировал себя во всем этом процессе лишь в качестве передаточного звена распоряжений Бога.
Ну «не сам же он все это придумывал». Это вообще гениальная идея. Все победы и успехи потому, что Бог поддерживал народ, а все поражения – сами виноваты, потому что прогневили Бога и он отвернулся от вас. А найти чем прогневили можно всегда, без особого труда.
Сорок лет понадобилось Моисею для формирования системы власти в еврейском племени и подготовки его к войне за «свою» землю.
Но перейти Иордан и увидеть победу своего народа в этой войне он уже не успел.
«1 И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана,
2 и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря,
3 и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.
4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её»; Я дал тебе увидеть её глазами твоими, но в неё ты не войдёшь.
5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
6 и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.
7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась» [1, с. 302].
Так закончилась жизнь великого гения Моисея.
Но его идеология, созданная на базе «Старого завещания», завоевала весь мир и живет до наших дней. Вера в единого Бога, прописанная в Завещании далекого предка евреев и получившая дальнейшее развитие после создания Моисеем Церкви, лежит в основе трех главных мировых религий: Иудаизма, Христианства и Ислама.
Обряды, праздники и ритуалы, прописанные Моисеем, свято выполняются созданной им Христианской церковью уже на протяжении 3,5 тысячи лет.
Войну за землю «завещанную евреям господом» продолжил ставленник Моисея – Иисус Навин. Эта война продолжалась еще около 50 лет после смерти Моисея.
Иисусу Навину удалось привести евреев к победе, завоевать землю и разделить ее между коленами Израилевыми по завету «Бога Моисея».
Еще 320 лет после завоевания своей земли еврейское общество было занято войной с соседними племенами и междоусобными войнами друг с другом.
Только через 415–425 лет после исхода из Египта евреям удалось создать свое Царство.
Первым, Богом избранным царем стал Саул.
По официальным историческим данным воцарение Саула и создание Еврейского Царства датируется 1067 – 1025 годом до нашей эры.
Однако ни великолепное местоположение Израильского царства, ни процветание государства и большие доходы от торговли, не смогли уберечь еврейские племена от междоусобных войн друг с другом, раскола своего царства и последующей его гибели.