Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Формирование безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду

Формирование безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

безопасность
формирования безопасного поведении
защита детей
взрывоопасные предметы

Аннотация статьи

В статье раскрыты пути формирование безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду. А также раскрыты вопросы формирования и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

Текст статьи

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

В данной статье я хотела бы представить особенности реализации образовательной области «Безопасность» в дошкольном образовательном учреждении. А также раскрыть вопросы формирования и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

Безопасность ребенка во время пребывания в детском саду

Несмотря на то, что руководство детского сада несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, правила и контроль в учреждениях образования ужесточаются, дети все равно попадают в неприятные ситуации, таящие в себе опасность. Обязательно рассказывайте детям о правилах безопасного поведения в учреждении, это поможет избежать множества проблем. А начать стоит с объяснения ребенку элементарных правил поведения: по лестницам следует перемещаться аккуратно, не стоит выходить за пределы детского сада без сопровождения, сидеть на подоконниках и открывать окна, конечно, не бегать по коридорам, не разливать и не разбрасывать остатки еды, так как из-за этого кто-то может упасть.

В связи с военными действиями, проходящими на приграничной территории, на земле может находиться большое количество неразорвавшихся боеприпасов и взрывоопасных предметов, которые представляют огромную опасность для жизни и здоровья людей, в том числе детей. Не оставляйте без присмотра своих детей, не позволяйте им гулять в лесопосадках, на открытых территориях, пустырях, вблизи водоёмов и в других непроверенных местах. Дети из-за свойственного их возрасту любопытства могут лишиться жизни.

Убедительно просим Вас систематически проводить разъяснительные беседы со своими детьми по вопросу обнаружения боеприпасов и взрывоопасных предметов.

Разъясните своему ребенку, что при обнаружении вышеуказанных предметов категорически запрещается:

  • наносить удары по ним;
  • прикасаться, поднимать, переносить или перекатывать с места на место;
  • разбирать или распиливать вышеуказанные предметы;
  • бросать предметы в костер или разводить огонь вблизи них;
  • собирать боеприпасы и приносить домой.

Также ребёнок должен знать, что:

  • опасно играть в местах, где шли боевые действия, в лесу, заброшенных зданиях и полях;
  • если нашли подозрительный предмет, не подходить к нему и не трогать!
  • нельзя трогать неизвестные предметы: взорваться может даже игрушка или обычная на вид шариковая ручка;
  • необходимо сразу же сообщить о находке взрослым и позвонить в МЧС («101»).

Кроме того, необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение.

Помните: В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т. п.

Безопасность детей – забота родителей! Убедительно призываем вас, уважаемые родители, пади сохранения здоровья и жизни ваших детей постоянно информировать их о правилах поведения при обнаружении боеприпасов и взрывоопасных предметов!

Пропускной режим в ДОУ

Пропускной режим организован в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения возможных террористических, экстремистских акций, краж и других противоправных проявлений в отношении воспитанников, педагогических работников и технического персонала учреждения.

Ответственность за осуществление пропускного режима на территории дошкольного учреждения возлагается на руководителя (или лица, его заменяющего), охраны.

Пропускной режим в здание обеспечивается охраной с 7:00 до 18-00 ежедневно, кроме субботы, воскресенья.

Сотрудники и посетители проходят на территорию через центральный вход, на данный момент вход в группу запрещен, в целях безопасности.

Открытие/закрытие дверей центрального входа, в указанное время осуществляется охраной. Прием детей осуществляется до 08.10.

Пропускной режим в здание для воспитанников

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение, должны передать воспитанника воспитателю, а в случае отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы, помощнику воспитателя.

Забирать ребенка должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из дошкольного учреждения (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники, знакомые, которые вписаны в пропуск). Запрещается отдавать воспитанников подросткам, родителям, родственникам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

Законные представители (без ребенка) могут быть допущены в учреждение при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

С педагогами законные представители встречаются в учреждении по предварительной договоренности.

Для встречи с педагогами или администрацией учреждения законные представители сообщают охраннику фамилию, имя, отчество педагога или администратора, к которому они направляются, фамилию, имя своего ребенка, группу, в которой он обучается, записываются в «Журнале учета посетителей».

Законным представителям не разрешается приходить в дошкольное учреждение с крупно габаритными сумками. Сумки необходимо оставить на посту дежурного и разрешить дежурному их осмотреть с их согласия.

Проход в учреждение по личным вопросам к администрации возможен по их предварительной договоренности, либо в дни приема.

В случае не запланированного прихода в учреждение законных представителей охрана выясняет цель их прихода и пропускает только с разрешения администрации.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется актуальной, послужила основанием для выбора данной темы.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера-развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

В нашем детском саду наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников.

Педагоги по данному направлению деятельности, уделяют внимание в работе с детьми, начиная со II младшей группы в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которое проводилось в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

Данная работа ведется через:

  • организованную деятельность детей – занятия, тренинги;
  • свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

В нашей группе имеется картотека игр по развитию у детей познавательных процессов. Дважды в году нами проводится диагностическая работа по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинали с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывали ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В нашей группе был создан «Уголок безопасности», оснащении которого вошли специально подобранные и разработанные дидактические игры и пособия (дидактические игры: «Что с начало, что потом», «Опасно, безопасно», «Опасные предметы», «Пожарная безопасность», «Сюжетно-ролевая игра «Пожарная машина», макет по правилам дорожного движения», «Светофорик» и игра «что? Где? Когда?»). Они способствовали формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. При проведении дидактических игр, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, продумывались варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжения сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития.

Большое внимание уделяли не только укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Старались учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. Организуя деятельность детей, заботились о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого использовали специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкрепляли намерения ребенка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный). В общении старались выступать как партнеры, которые поощряют, взаимодействуют на равных, но при этом много знают и умеют, всегда придут на помощь. Формируя знания основ безопасного поведения в быту у дошкольников 3–5-летнего возраста, использовали рекомендации американского специалиста по детскому развитию Пенелопы Лич о том, что детей защитят положительные установки: «… что они должны делать всегда, а не то, что им, как правило, возбраняется».

Широкое использование произведений детской художественной литературы. В младшем возрасте предпочтение отдается русским - народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.

В работе со сказками активно можно использовать:

  • Прием «переиначивания» сюжета для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.
  • Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
  • Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
  • Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
  • Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т. п.).
  • Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций.

Осознавая, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, старались обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ проводили следующие мероприятия:

  • Анкетирование.
  • Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр презентации, организация встреч со специалистами ДОУ), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
  • Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ и ОБЖ у дошкольников.
  • Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.
  • Использовали прием «домашнее задание», для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме «Безопасное поведение дома».
  • Участие родителей воспитанников на занятиях, развлечениях.

Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Список литературы

  1. Степаненко Э.Я., Филенко М.Ф. – Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 63 с., ил.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. – Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 144 с.
  3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 112 с.: цв. вкл.

Поделиться

337

Старокожева Е. В. Формирование безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 56-60. URL: https://apni.ru/article/9977-formirovanie-bezopasnosti-u-doshkolnikov-v-sootvetstvii-s-fgos-v-detskom-sadu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря