Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Проблемы антикоррупционной политики в органах местного самоуправления

Проблемы антикоррупционной политики в органах местного самоуправления

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

противодействие коррупции
антикоррупционный механизм
муниципальная служба
правовые средства

Аннотация статьи

Статья посвящена проблемам антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления.

Текст статьи

Актуальность: Коррупции является острой проблемой современного общества, решение которого требует системного, осознанного подхода. Создание законодательных механизмов противодействия коррупции лишь одна сторона борьбы с этим антиправовым явлением. Важно создать условия, которые обеспечат ликвидацию проблем и условий формирования данного социального явления на уровне органов местного самоуправления.

Проблемой антикоррупционной политики в органах местного самоуправления является недостаточное правовое регулирование. «Недостаточно» подразумевает не количественное соотношение существующих правовых актов, а детализацию этих же правовых норм.

В нынешнее время большая часть нормативных правовых актов носит отсылочный характер. Положения федерального законодательства отсылают к различным подзаконным актам, что не дает в полной мере эффективно регулировать данный процесс [1, с. 79-83]. Кроме того, ряд законодательных актов порождают в правоприменительной практике проблемы, которые нуждаются в решении. Так, Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ устанавливает необходимость проведения антикоррупционной экспертизы применяемых правовых актов. По результатам такой экспертизы могут быть выявлены коррупциогенные факторы, которые подлежат устранению.

Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере противодействия коррупции четко не определены. В п. 38 ч. 1 ст. 14, п. 33 ч. 1 ст. 15, п. 42 ч. 1 ст. 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] говорится об осуществлении мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 7 данного закона по вопросам местного значения населением муниципальных районов непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются правовые акты на муниципальном уровне. Однако не совсем понятно, какие общественные отношения в сфере политики противодействия коррупции могут быть урегулированы на уровне местного самоуправления.

Следующей проблемой в части правового регулирования антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления является «коллизия законов» [3, с. 174-177]. Предмет правового регулирования базовых законов в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы отчасти совпадают, возникает коллизия правового регулирования. В таком случае сложно определиться, какому отдать приоритет в регулировании, поскольку оба являются специальными в своей сфере.

Например, правовое регулирование конфликта интересов на муниципальной службе осуществляется ст. 10 и 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» [4] и ст. 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» [5]. При этом Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит отсылочные нормы к Федеральному закону «О противодействии коррупции». На практике возникают трудности, нормами какого именно Федерального закона следует руководствоваться при урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе, учитывая, что у них равная юридическая сила. Ответ на данный вопрос в законодательстве отсутствует.

Участие граждан, общественных организаций, иных институтов гражданского общества в противодействии коррупции в органах, иных институтов гражданского общества в противодействии коррупции в органах местного самоуправления является необходимым условием реализации антикоррупционной политики российского государства [6, с. 10-19]. Именно реакция общества, нетерпимость по отношению коррупции, способна минимизировать коррупционные проявления муниципальными служащими, иными должностными лицами.

Еще одной весомой проблемой, которая негативно сказывается на эффективности антикоррупционной политики в органах местного самоуправления, является недостаточный уровень правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц и населения. Актуализация правовых знаний должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, способствует повышению эффективности проведения работы по контролю за соблюдением служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В этих целях необходимо реализовать программы повышения квалификации муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции. А для населения необходимо организовать антикоррупционное просвещение и пропаганду через средства массовой информации, обеспечивающее возможность открывать обществу скрытые механизмы коррупции.

Уровень заработных плат работников органов местного самоуправления на сегодняшний день также остается крайне низким. Поэтому повышение уровня доходов сотрудников органов местного самоуправления будет способствовать снижению уровня коррупции, так как у последних не будет возникать желание для совершения таких преступлений с использованием своего должностного положения.

Органы местного самоуправления, как и другие государственные органы, вправе принимать различные нормативные правовые акты, но при этом законодательством не предусмотрена ответственность должностных лиц, которые приняли такие нормативные акты, но в процессе проведения антикоррупционной экспертизы были выявлены нарушения и на момент принятия не были устранены.

Реализация назначенного наказания должностным лицам органов местного самоуправления сталкивается с отдельными недоработками и проблемами. Так, статистические данные свидетельствуют о действительно высоком уровне коррупционной преступности в отдельных регионах, в том числе, и на местном уровне.

Количество наказаний за совершаемые коррупционные преступления высоко, а реальное исполнение находится на низком уровне. Это касается, прежде всего, взыскания штрафных санкций за совершаемые коррупционные преступления. Ввиду того, что на практике наказания реализуются недостаточным образом, многие должностные лица просто не бояться нарушать законодательство, совершая коррупционные преступления.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для устранения возможных проблем и эффективной реализации антикоррупционной политики необходимо привлечь представителей научного и экспертного сообщества в выработке предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства и правоприменительной практики; усиление роли средств массовой информации в антикоррупционной пропаганде и просвещении населения республики; обеспечение открытости, доступности для населения деятельности органов публичной власти, укрепление их связи с гражданским обществом и т. д.

Список литературы

  1. Расторгуева К.С. Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления/К.С. Расторгуева // Юридическая наука: история и современность. – 2021. – № 1. – С. 79-83.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 186, 08.10.2003.
  3. Казанцева О.Л. О проблемах правового регулирования противодействия коррупции в органах местного самоуправления / О.Л. Казанцева // Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием, Тюмень, 18-19 октября 2019 года/Ответственный редактор Н.П. Носова, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права, BRICS LAW JOURNAL. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019. – С. 174-177.
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.
  5. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 34, 07.03.2007.
  6. Асриев С.А. Теоретические и методологические основы противодействия коррупции в органах местного самоуправления в Российской Федерации / С.А. Асриев // Актуальные проблемы науки (ко Дню российской науки): сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 08 февраля 2023 года. – Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2023. – С. 10-19.
  7. Казанцева О.Л. О проблемах правового регулирования противодействия коррупции в органах местного самоуправления / О.Л. Казанцева. – Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://www. elibrary. ru/item. asp?ysclid=lkl2pqokrx9996448&id=42384277 (дата обращения: 27.07.2023).
  8. Асриев С.А. Теоретические и методологические основы противодействия коррупции в органах местного самоуправления в Российской Федерации/С.А. Асриев. – Текст: электронный // [сайт]. – URL: https://www. elibrary.ru/item. asp?edn=unauhf&ysclid=lkl2q2je3j818260345 (дата обращения: 27.07.2023).

Поделиться

121

Валиуллова Г. М. Проблемы антикоррупционной политики в органах местного самоуправления // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/9979-problemy-antikorrupcionnoj-politiki-v-organah-mestnogo-samoupravleniya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября